Виктор Панов о "протекающей крыше" местных депутатов

Худрук Молодежного театра поделился своими взглядами на сложившуюся в регионе ситуацию. Вывод, как ни крути, один – чем ниже уровень культуры, тем глубже социальная и экономическая яма.

Мы встретились с Виктором Петровичем в его театре, и знаете, основания для всех дальнейших высказывания его основателя стали очевидны: жизнь внутри особнячка разительно отличается от той, которая за окнами. И то, что рулевой Молодежки неизменно сводит все проблемы к состоянию и уровню культуры и необходимости ее поддержки, вполне обоснованно. Итак, как всегда эмоционально и не стесняясь в выражениях:

О личности нового типа и «протекающей крыше»

«Будучи членом Общественной палаты, я должен следить за происходящими в Архангельске и области настроениями, событиями, политическими решениями. Но вынужден признаться, что иногда необходимость моего присутствия в этой организации вызывает у меня некоторые сомнения – никого не хочу обидеть, но не могу не говорить правду. Я отказался быть руководителем секции культуры – мне неинтересно. И вот почему. Собираемся, например, решать вопрос: что будем делать с культурой. Говорят: вот, мол, в такой-то деревне в клубе развалилось крыльцо – надо бы его отремонтировать, а в другой деревне крыша прохудилась – что-то надо делать. Встаю и ухожу. Спрашивают, почему – отвечаю: «А мне неинтересно». Мы – Общественная палата, а говорим о какой-то ерунде, которую должны решать местные власти. У нас есть постановление президента страны о развитии культуры, где написано о необходимости формирования личности нового типа. Что мы, культура, можем сделать, чтобы сформировать личность нового типа? А им надо скамеечку починить.»

«Допрос партизана»

«Или, например, встреча с губернатором. Попросили озвучить вопросы, которые будут заданы. Общественная палата составила список из пары десятков вопросов. Посмотрел их и решил – не пойду. А зачем? На все эти вопросы отвечено давно. Такое ощущение, что это картина Иогансена «Допрос партизана». В прошлом году было пять передач с прямыми ответами губернатора на вопросы по местному телевидению. Уже в этом году – две. А члены Общественной палаты этих ответов не слышали и собираются задавать те же самые? Пусть они на меня обидятся, но так нельзя! Так не должна работать Общественная палата, не зная, что происходит в области.»

О наших в Госдуме

«По моему мнению, Государственная Дума должна обновиться процентов на восемьдесят. Потому что те законы, которые они напринимали, – в этом жить невозможно. Возьмем, к примеру, культуру. Там Кобзон. Как человек, который вместе с Лужковым клялся в дружбе хозяину «Черкизона», может руководить культурными процессами в стране? Кстати, многие артисты засветились на том мероприятии. На мой взгляд, это какая-то проституция.

Что в Думе делают спортсмены? Вот, приехал к нам Третьяк. Он был нашим богом в свое время! Но послушав, чего он наговорил, хочется сказать: «Слава, у тебя мышление в размерах хоккейной коробки». Вот, мол, в Финляндии сотни хоккейных полей, а у вас только два. А ведь у нас немало открыто спортивных площадок. А рядом с ним сидит наш госдумовский депутат Вторыгина и что-то ему напевает. Зачем гениальные спортсмены сидят в государственном парламенте!? Нельзя так на нас шуметь. Мы вписали немало славных страниц в историю национального спорта.

Кстати, посмотрел выступление Елены Вторыгиной на праймериз. Ведь ни на один вопрос не может ответить конкретно! Наверное, пытается обаять деревенскую публику. Видимо, к сожалению, такой «треп ни о чем», нравится народу. Говорит, что, изъездила всю область: там то, там се мол. Хочу спросить: а области-то от этого что? Можно изъездить всю область и ничего не получить. Как вы изменили жизнь людей, находясь в Госдуме?»

Смотрю, по телевизору опять собирают деньги на лечение какого-то ребенка заграницей. Каждый день кому-то на что-то. Но вы как депутат должны знать, что в Конституции записано право на жизнь. И если вы не можете обеспечить такую операцию или лечение в своей стране, то вы, товарищи депутаты, лишаете ребенка права на жизнь. Не можете сделать операцию здесь – найдите средства оплатить ее там, где могут. Елена Вторыгина не для того ли сидит в Москве, чтобы решать проблемы людей? А вместо этого – омерзительное заявление Улюкаева о том, что давно не повышали зарплату чиновникам и членам Госдумы. А больным детям собираем с миру по нитке на лечение.

Прав был губернатор, когда сказал, что у него нет связи и помощи от наших депутатов. Тогда чего они там делают? И что говорить о наших, если от Архангельска часто идут вообще не пойми кто. Был какой-то Пехтин от Архангельской области, который к области и отношения никакого не имеет, – проворовался.

Очень уважаю Ольгу Епифанову. Конечно, это большое достижение, что депутат от Архангельской области возглавил один из думских комитетов. Но что она сделала непосредственно для региона? Свозила туда студентов, удивила их ценами в думской столовой? Области-то от этого какая польза? Почему она не сделала так, чтобы миллионы женщин по всей стране получали по уходу за ребенком до трех лет не 60 рублей, а хотя бы шесть тысяч? Неужели не стыдно после этого говорить, что идет поддержка материнства, что надо рожать?

Если вы депутаты Госдумы от нашей области, то сделайте так, чтобы Архангельск перестал быть колонией. «Водоканал» у нас в Вологде, энергосбыт – в Карачаево-Черкесии, железная дорога – в Ярославле, алмазы – в Москве... Огромные налоги расплываются по всей стране. Почему не сделать так, чтобы компаниям было выгодно не только работать, но и регистрироваться в Архангельской области.»

О туристическом знаке и Ванях

«Смотрю один из местных глянцевых журналов. Там статья в защиту туристического знака Архангельской области. Но для меня достаточно моего личного мнения, что это полное убожество – логотип. И мое мнение разделили и профессор архитектуры Юрий Барашков, и художники Дмитрий Трубин и Борис Копылов, и многие другие люди, имеющие профессиональное видение подобных вещей. Понятно, что в разное время Русский Север ассоциировался с разными образами: медведь, треска, рыбацкий коч, деревянная архитектура, местное искусство росписи, вышивки и глиняной игрушки, российский флот, в конце концов... Понятно, что никто не навязывает старую символику – Архангельск живет и меняется. Просто посмотрим: Вельск – родина одного из основателей генетики, Каргополь – там родился первый губернатор русской Аляски, Красноборск – уроженец этого села изготовил все колонны Казанского собора в Санкт-Петербурге и даже Александрийский столп. Звали его – Самсон Суханов. Иоанн Кронштадский родом с Пинеги, династия купцов Строгановых, которые внесли огромную лепту в освоение Сибири, знаменитая мезанская ссыльная боярыня Морозова, протопоп Аввакум, поддерживавший Сийский монастырь патриарх Филарет, есть версия, что сам покоритель Сибири Ермак родом из Борка... Перечислять дальше? И что, под этим значком все!? Пикассо взял карандаш, нарисовал голубя – до сих пор он – один из самых узнаваемых символов на планете.

А наш знак, как мне рассказали, разработал какой-то гениальный Ваня. Давайте посомневаемся насчет гениальности – Ваня так и остался Ваней. Студентам исторического факультета одного из московских вузов задают вопрос: когда было отменено крепостное право? Один сказал, что веке в XV-м, а другой вообще не в курсе, что оно было отменено. До чего мы дошли! И вот, работу такого же Вани приняли те, при ком уровень туризма в регионе рухнул. Говорят, знак можно разобрать на составляющие. Если я должен разбирать знак, на кой он мне нужен тогда? Спросил у одного выдающегося человека, как он относится к этому символу. Тот ответил: «А кто увидит этот знак, он чего смотреть-то поедет?». Но Ваням нужно этот логотип продавить, и они будут это делать любыми способами.»

«Культурный» интерес

Фестиваль «Европейская весна» – у нас аншлаги! Хоть раз наше родное телевидение пришло? Они обязаны освещать события культуры. Неужели не интересно это показать людям. Вместо этого сплошные катастрофы и криминал. А за освещение таких грандиозных событий культуры, которые проходят у нас в городе, они требуют немалые деньги. Задаю вопрос на одном из спектаклей «Европейской весны»: «Кто-нибудь видел анонс фестивальных событий по местному телевидению?» – 600 человек в зале, и ни одной руки!

И что за слово такое на нашем телевидении: «касаемо»? Может быть, «касательно»или «что касается»? Это что, как «касаемо женщину за ляжку»? – уровень местного телевидения настолько низок, что иногда не понимаешь, что говорит репортер.

Что касается отношения к культуре в Архангельске, то можно привести один простой пример: приехал к нам на «Европейскую весну» хореографический спектакль «Пассажир». Потрясающая постановка. Так режиссер по свету балета впервые увидел такой технический пульт, с которого этот спектакль придется вести. Много городов объездили, а подобный экспонат увидели только в нашем АГКЦ. Монтировали до поздней ночи и в итоге все равно задержали почти на час. Первые рябы пусты, потому что с них даже не видно ног. И это при показе хореографической постановки. Акустика зала нарушена. Аппаратуры нормальной нет. В фойе грязно. В буфете сидят люди в верхней одежде и шапках, пьют чай. В свободное время в учреждениях торгуют шубами. Это говорит о состоянии культуры в Архангельске? По-моему, да. Вообще, все фестивали показывают, насколько провинциально отношение к культуре в городе, называющемся столицей Поморья. Вот с этим делом нужно крепко разбираться.

О драконовских кредитах

«Недавно на телевидении прогремел сюжет об изнасиловании коллекторами женщины, задолжавшей банку. Депутаты принялись обсуждать ситуацию в целом. Но, простите, кто, как не вы, своими законами допустили, что такое вообще может быть. Вы довели людей до того состояния, когда они вынуждены брать деньги на жизнь у контор, которые «одалживают» под драконовские проценты. По словам Кудрина 30 миллионов граждан страны живут ниже уровня бедности!

Почему законодатели разрешили существовать микрокредитным организациям и такому количеству банков?! Даже я не могу позволить себе взять кредит на покупку жилья, и мне, почетному гражданину Архангельской области, приходится снимать квартиру. Что уж говорить о моих артистах! Они вынуждены жить на съемных квартирах, порой в ужасных условиях.

Почему не сделать вместо такого количества банков всего два, и чтобы в них ставка по кредиту была не больше четырех процентов – оба окупят такие ставки огромным количеством клиентов. Дайте людям покупать и строить жилье по нормальным ценам, они начнут платить налоги – и бюджет будет наполняться. Но ведь нет же – ни один из моих артистов при нынешней ситуации с ипотекой и дикими банковскими процентами не купит квартиру никогда.»

О церкви и государстве

Хочу вступиться за уважаемого мною министра культуры Архангельской области Веронику Яничек. Понимаете, не барское это дело – отвечать на наезд одного из представителей епархии. Думаю, кто-то ее попросту подставил. Если бы митрополит приравнял выставку картин Пикассо, Матисса и Шиле к порнографии, то ему можно было бы аргументированно ответить. Вот, говорят, там иконы. Но простите, иконы в Музее ИЗО не несут функции богослужения – они выставлены как произведения искусства. Поэтому рядом с ними имеют право находиться картины великих художников.

А вообще-то у нас церковь отделена от государства и не имеет права вмешиваться в государственные дела. Ничего не могу сказать против того, что государство обязано отстроить разрушенные им храмы. Но когда церковь пытается напрямую диктовать государству свою волю, то тут уж извините. Говорят, в Питере люди в рясах вышли на сцену и устроили Косте Райкину обструкцию. Если бы у меня на сцену вышел человек в рясе со своим уставом, то ушел бы без рясы. И надо понимать, что это не значит, что за всем этим стоит патриарх Кирилл.

Московский театр играл у нас на сцене «Театральную историю» по выдающейся книге Артура Соломонова. Там, в частности, и о том самом вмешательстве церкви в театральные дела. На Первом канале по этому произведению хотели снимать многосерийный фильм. Но руководство сначала предложило в сценарии заменить православного священника на католика, а потом и вовсе на психолога – полный маразм! Автор, естественно, отказался. Что далеко ходить: в одном из театров пушкинскую «Сказку о попе и работнике его Балде» переделали в «Сказку о купце и работнике его Балде». Пушкин, наверное, перевернулся в гробу. Поэтому я бы сказал моему любимому министру Веронике Яничек: не опускайтесь до этого уровня.»

О законах и зарплатах

«Но с другой стороны, глава нашего министерства культуры входит в президентский совет. И я хочу задать ей вопрос: чего вы добились для полностью разваленной архангельской культуры? Если учесть постановление президента о создании при помощи культуры человека новой формации, то оклад артистов моего театра, закончивших Санкт-Петербургскую театральную академию, 4972 рублей. Далее идет персональная надбавка, надбавка за выслугу лет и районный коэффициент. Итого 9191 рубль. Заслуженный артист РФ вместе со всеми надбавками получает меньше 17 тысяч. Можно ли на эти деньги воспитать личность нового типа? Еще Немирович-Данченко говорил: «Артист – это обаяние нации». Вопрос к члену президентского совета по культуре: может ли обаяние нации жить в таких условиях? Вместо этого в Москве на уровне законодательства пишутся идиотские требования к «обаянию нации», в которых проскальзывает даже такой «сексуальный» пунктик, как «удовлетворенность получателя услуг». Не можете ли вы, Вероника Александровна, заседая в президентском совете, когда Мединский начнет посылать нам подобные законы, задать вопрос президенту: когда будет так, что государство начнет относиться к «обаянию нации» по-человечески. Я полагаю, что президент этого не знает.»

Ради крепкого словца

«Комиссия театральной премии «Золотая маска» отсмотрела наш спектакль «Вальпургиева ночь». Остались в диком восторге. Но сказали, что взяли бы спектакль на фестиваль, но не могут этого сделать, потому что в нем есть нецензурная брань. Но слово «брань» – это оскорбление русского языка. Брань – это когда оскорбляют человека. А в данном случае это мощная составляющая русского языка. У нас в программке стоит пометка: «используется нецензурная лексика». Венедикт Ерофеев – это великая драматургия, и менять ее я не имею права. Когда президенту задали вопрос об принятом Госдумой законе, запрещающем «нецензурную брань», Путин сказал, что закон менять не будем, но в отдельных случаях можно. Так, значит, можно?! А великая пьеса и премия «Золотая маска» – это не тот ли самый отдельный случай?

Выдающихся деятелей театров страны настораживает предчувствие того, что театр гибнет, уничтожается. По словам председателя Союза театральных деятелей Александра Калягина, 2018 год будет объявлен в России Годом Театра. Это ли не повод для нашего министра культуры задать президенту все эти вопросы!»

О примере для минкульта

Сейчас принято недобрым словом вспоминать министра культуры СССР Екатерину Фурцеву. Но я считаю, она была гениальным министром. В той лагерной системе появился Ефремов с «Современником», Любимов с «Театром на Таганке», появилась «бульдозерная выставка», за которую Фурцевой крепко досталось от генсека Хрущева... Даже анекдот такой родился: ходит Хрущев по выставке, останавливается возле одной из картин и гневно спрашивает: «Что это за свиная ж...?!» Ему отвечают: «Никита Сергеевич, это у нас зеркало». Так вот, надо бы именно с Фурцевой брать пример ее нынешним главам министерств культуры всех уровней.»

И на десерт...

«Олег Николаевич Ефремов. Японцы приглашают театр с единственной чеховской постановкой в Страну восходящего солнца. Два лайнера: один под декорации, второй для труппы и техников. Играть для тинейджеров 12–14 лет. В зале 1700 мест. Играть один раз. На русском языке. Ефремов, естественно, не мог не спросить: «А зачем вам это? Это же очень дорого!» На что японцы ответили: «Мы, конечно, понимаем, что нынешние тинейджеры сегодня ничего в этом спектакле не поймут, но пройдет несколько лет, и человек пять-шесть вспомнят чеховскую тоску, и Япония станет чуточку лучше.

Я подозреваю, что благодаря нашей деятельности Архангельск стал чуточку лучше.»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру