В конференции приняли участие представители ведущих вузов страны, ученые и сотрудники научно-исследовательских организаций, занимающихся изучением и освоением Арктики.
Человеческий капитал Арктики признан вопросом государственной важности. По прогнозам, именно эти территории в ближайшем будущем будут играть важнейшую роль в экономической жизни страны, поскольку там сосредоточены минералы и энергоресурсы, которые будут определять будущее человечества. И основной для успешного освоения Арктики должен стать человек, обладающий соответствующими знаниями и умениями.
Кузнеца кадров
По словам заместителя министра образования и науки Российской Федерации Александра Климова, на сегодня самой важной задачей является создание специализированных образовательных программ для того, чтобы готовить специалистов, которые будут реализовывать амбициозные планы России в арктической зоне:
– Мне кажется, что САФУ может стать специализированным образовательным центром, куда со всей страны будут приезжать студенты и специалисты, чтобы получить важнейшие и ценнейшие компетенции для работы в арктической зоне, – сказал Климов. – Также в центре внимания должно быть развитие целевого обучения и приема.
Однако пока все выглядит далеко не так оптимистично – доля целевых студентов, обучающихся в вузах, которые имеют отношение к подготовке специалистов для Арктики и Севера, составляет всего лишь 8,5 процентов. Видимо, поэтому идею создания в Архангельской области научно-образовательного центра по подготовке кадров для Арктики поддержала первый заместитель председателя правительства Архангельской области Екатерина Прокопьева.
Одним из основных аргументов в пользу Поморья является то, что на территории региона находятся два крупных вуза – Северный (Арктический) федеральный университет и Северный государственный медицинский университет, который в арктической зоне вообще является единственным высшим учебным заведением медицинского профиля.
– Позиция Архангельской области в Арктике прочны, прежде всего, в образовательной сфере. Есть предпосылки того, чтобы наш регион стал ключевым научно-образовательным центром, обеспечивающим научное сопровождение и подготовку кадров для Российской Арктики, – добавила Екатерина Прокопьева.
В минэкономразвития России также обеспокоены вопросом организации подготовки кадров для Арктики. Замдиректора департамента развития межрегионального и приграничного сотрудничества министерства Дмитрий Фишник констатировал дефицит по ряду необходимых профессий. Например, наиболее остро кадровый голод ощущается в морской отрасли – нужны квалифицированные специалисты для выполнения логистических и лоцманских услуг, судоводители и судовые механики, капитаны портов. Причем речь идет о специалистах, подготовленных именно для Северного морского пути.
– На государственном уровне должна быть оказана поддержка образовательных учреждений различных уровней, в целях обеспечения подготовки и переподготовки специалистов в системе высшего и среднего специального образования для работы в арктических условиях, с учетом существующих и прогнозируемых потребностях в квалифицированных кадрах, – сказал Дмитрий Фишник.
Время объединить усилия
Несмотря на то, что Арктика является международным пространством и у всех арктических стран там есть общие проблемы и задачи, это также территория национального интереса. Все восемь арктических государств уже имеют свои национальные стратегии и программы, а их вузы уже объединились в национальные консорциумы.
Так, в национальный консорциум США входит порядка 50 вузов и научных центров, свои национальные консорциумы созданы в Дании, Норвегии и Финляндии.
По мнению ректора САФУ Елены Кудряшовой, занимающимся изучением и освоением Арктики вузам в России тоже пришло время объединить усилия:
– Мы должны договориться и в рамках арктического консорциума выработать свои стандарты подготовки специалистов, направленные на изучение арктических территорий.
На сегодняшний день система подготовки кадров для арктической зоны РФ несбалансированная – отсутствует эффективный мониторинг и оценка потребностей в кадрах, отсутствуют механизмы трудоустройства выпускников образовательных программ арктической направленности, слабо организовано взаимодействие университетов с предприятиями и организациями при реализации практико-ориентированных программ.
Предполагается, что консорциум станет не просто совокупностью организаций – он призван объединить ресурсы, усилия и возможности использования инфраструктуры российских вузов, научных организаций и предприятий, которые ведут свою деятельность на территории арктической зоны страны.
Также будет вестись работа по популяризации знаний об Арктике, арктических специальностях и арктических исследованиях. В научном блоке упор будет сделан на создании единого информационного поля, организацию совместных конференций, семинаров и экспедиций. Национальный консорциум должен позволить России стать более конкурентоспособной в мировом научно-образовательном пространстве.
Итогом пленарного заседания конференции стало подписание соглашения о создании Национального арктического научно-образовательного консорциума.