Министр транспорта Архангельской области Вадим Кривов заявил, что с 18 июля на дорогах области проводятся мероприятия, направленные на выявление лиц, осуществляющих перевозки без карты маршрута и других разрешительных документов. К проверке перевозчиков подключены сразу несколько ведомств: представители минтранса, ГИБДД, Ространснадзора и органы местного самоуправления.
– Министерством проведена большая работа по выдаче карт маршрутов, которые будут являться фактически основным документом, подтверждающим право перевозчика работать на маршруте. Подготовлено порядка 220 таких карт, – сказал глава транспортного ведомства.
За выход на маршрут без карты предусмотрен штраф: на водителя в размере пяти тысяч рублей, на должностных лиц – тридцати тысяч рублей, на юридических лиц – трехсот тысяч рублей.
Устраивать охоту на нарушителей и проводить какие-то спецоперации, по словам начальника управления государственного автодорожного надзора по Архангельской области и НАО Ильи Пинаевского, никто не собирается.
– Мы не собираемся делать из этого ажиотажа. Мы будем работать целенаправленно, планово, систематически, – сказал он.
Да и при большом желании сделать это не удастся, так как в региональном Управления государственного автодорожного надзора по данному направлению работает всего 15 инспекторов. К тому же, по признанию Пинаевского, полностью проблему все равно не решить.
Ночуем дома
Другая норма Кодекса административных нарушений касается стоянки автобуса в ночное время. Согласно новым требованиям будут определены места для стоянок и создан их реестр.
– Автобусные стоянки есть у многих перевозчиков, только теперь они должны быть внесены в реестр. Они должны соответствовать определенным требованиям и охраняться, – рассказал Илья Пинаевский. – Те перевозчики, которые будут оставлять свои автобусы не в отведенных для этого местах, будут нести административную ответственность.
За нарушение данного требования также предусмотрен штраф: на водителя – в размере пяти тысяч рублей, на должностных лиц – десяти тысяч рублей, на юридических лиц – двадцати тысяч рублей.
Если граждане увидят, что автобус на ночь припарковался в неположенном месте, например, на обочине дороги или во дворе, они могут обратиться с жалобой в региональное управление государственного автодорожного надзора.
Кроме того, нарушение правил посадки и высадки из автобуса в неустановленных местах влечет наложение административного штрафа на водителя в размере трех тысяч рублей. За повторное совершение правонарушения – еще пять тысяч рублей.
Реально ли обновление автобусного парка?
Теоретически вышеуказанные нововведения должны способствовать обновлению автобусного парка. По словам министра транспорта, перевозчиков пытаются убедить переходить на нормальные низкопольные комфортабельные автобусы. Однако все заключенные договора не содержали требований к автобусам, поэтому остается действовать только малодейственным методом убеждения. По крайней мере, с теми автобусниками, которые уже имеют на руках действующий контракт. Получается, что пока не закончится срок их действия, придется иметь дело с тем, что есть.
Помимо убеждений никаких стимулирующих мер не предпринимается. На сегодняшний день из областного бюджета не предусмотрено дотаций для автобусных перевозок. А учитывая масштаб Архангельской области, порой очень трудно найти перевозчика, который соглашался бы ходить в населенные пункты, где живет всего несколько человек.
Это касается и областного центра – есть протяженные и островные маршруты, на которых очень низкий пассажиропоток. Как сообщил исполняющий обязанности начальника отдела автомобильного транспорта и связи управления транспорта и дорожно-мостового хозяйства департамента городского хозяйства областного центра Анатолий Смирнов, такие маршруты приходится дотировать из бюджета города. На сегодняшний день дотации превышают два миллиона рублей.
Администрацией города планируется провести смену подвижного состава общественного транспорта, но это необходимо сделать, по словам Анатолия Смирнова, цивилизованно. Поэтому был заключен муниципальный контракт на сумму порядка шести миллионов рублей с Научно-исследовательским и проектным институтом территориального развития и транспортной инфраструктуры, который разработает план оптимизации маршрутной сети городского пассажирского транспорта общего пользования на территории Архангельска.
Анатолий Смирнов сразу оговорился, что это полностью не избавит город от надоевших всем ПАЗов, так как «исключение работы малого класса автобусов нецелесообразно на некоторых маршрутах».
Он добавил, что на сегодня одно из муниципальных предприятий уже закупает новые автобусы ПАЗ-3203. Им планируется заменить 40 автобусов. Новые ПАЗы можно уже видеть на улицах города на маршруте №60.
Шило на мыло
Обновление автопарка – мера, действительно, нужная и необходимая Архангельску. Однако есть некоторые сомнения относительно ее качества. Несомненно, плюсом является то, что на маршруте №60 маршрутки заменены на новые ПАЗ-3203. Также подобные машины закупает другой крупный городской перевозчик, но взамен привычных древних ПАЗиков.
– К сожалению, этим перевозчиком данные машины преподносятся как низкопольные, но по факту никакой «низкопольности» в данных автобусах нет, – говорит руководитель штаба общественного движения «Здоровый автобус» Антон Чулков. – По сути, это тот же старый ПАЗ-3205, только в новой обертке. Шасси и двигатель с коробкой передач все такие же древние.
У новой модели автобуса отсутствует бесступенчатый вход в салон и площадка для размещения инвалидных колясок.
– Что касается штрафов, то они коснуться как легальных, так и нелегальных перевозчиков. Как минимум, новые нормы позволят очистить улично-дорожную сеть и дворовые территории от отстаивающихся в ночное время автобусов. Также на дорогах сократиться излишнее количество автобусов за счет ухода нелегалов, – добавил Антон Чулков.
Напомним, что с января в Архангельске перестал работать маршрут 1у. Сейчас на очереди маршруты №8, 22у и 55.
Как планируется «внутриПАЗовая» оптимизация
Как мы уже писали ранее, по информации областной Ассоциации автотранспортников, уже в этом году перевозчики заменят порядка 40 древних пазиков на новые современные низкопольные автобусы малого и среднего класса, а в 2017 году закупят еще 70 новых машин. Во-вторых, было рекомендовано оптимизировать городскую маршрутную сеть, сократив маршруты-дублеры. Сегодня в Архангельске действуют 45 маршрутов, осуществляющих перевозки по семи основным направлениям. Ежедневно на линию выходит до 480 автобусов. По оценкам специалистов, это перебор.
Оптимизация городской сети будет проводиться согласно исследованиям САФУ 2013 года. Дело не в количестве автобусов и маршрутов, а в качестве подвижного состава. Если будут ездить не пазики, а автобусы большой вместимости, то они спокойно смогут справляться с пассажиропотоком. Со вступлением в силу федерального закона с улиц Архангельска должны уйти нелегальные маршруты: №№ 8, 22у, 55, 104у. Тогда существенно разгрузятся центральные улицы города. На пассажире это никак не скажется, за исключением маршрута №55, так как он имеет большую протяженность – от Маймаксы до Майской горки. Кроме того, муниципальные маршруты (такие, как №№ 4, 41, 104) не должны дублировать внутригородские маршруты, а заканчиваться на определенных муниципалитетом конечных остановках. Ассоциация автотранспортников предложила сократить до 20 процентов автобусов на маршрутах, работающих в южном направлении и проходящих по Ленинградскому проспекту: №№ 5, 5у, 5э, 7у, 22, 42, 43, 44, 64.
Ждем вступления новых норм в силу
Перевозчики, которые работают на дорогах Архангельска более 20 лет, как, например, ИП Дурандин, осуществляющий перевозки по маршрутам №64 и 110, надеются, что вступившие в силу нормы КоАП приведут в порядок городские пассажирские перевозки.
– Мы надеемся, что норма будет препятствовать появлению новых незарегистрированных маршрутов, – говорит финансовый директор ИП «Дурандин» Вера Дурандина. – К новым требованиям мы готовы и ждем вступления их в силу.
Маршрутные карты перевозчиком получены, наличие охраняемой стоянки тоже не стало для них новинкой.
– Это является обязательным условием лицензирования. Но есть одиночки, которые оставляют автобусы во дворах, и за это надо предусматривать ответственность, – говорит представитель перевозчика.
ИП Дурандин заключил договор с муниципалитетом на шесть лет в 2014 году.
Договором у нас предусмотрена смена подвижного состава по согласию с органами местного самоуправления. Мы будем стараться его обновлять, но сейчас тариф удерживают на такой низкой планке, что это невозможно. Власти должны знать, что пересаживая нас на автобусы большого класса, они должны будут либо переложить расходы на плечи пассажиров, значительно увеличив стоимость перевозки, либо предусматривать дотации, – добавляет Вера Дурандина.
Илья Пинаевский, начальник управления государственного автодорожного надзора по Архангельской области и НАО:
– Полностью избавиться от проблемы невозможно, как невозможно избавиться от преступности. Мы будем стараться загнать ее в какие-то рамки. Все зависит от того, насколько действенно будет наказание.
Вадим Кривов, министр транспорта Архангельской области:
– Многие договора с перевозчиками заключались на пять-семь лет. Тогда в договорах не было прописано требований к автобусам. Во всех новых договорах, которые будут заключаться сейчас, мы будем стараться прописывать требования к автобусам, – сказал Вадим Кривов.