В этом году на дорожные работы в столице Поморья из бюджетов трех уровней выделено порядка 400 миллионов рублей: 100 миллионов рублей федеральных средств, и по 150 миллионов рублей выделено из областного и городского бюджетов.
За счет средств муниципального бюджета отремонтируют дороги Соломбальского и Северного округа, и ул. Капитана Хромцова в Маймаксанском округе. В рамках средств федерального бюджета полностью будут отремонтированы дороги по проспекту Ломоносова и улице Розы Люксембург. На средства областного бюджета будет проведен текущий ремонт дорог в округах города.
– Для начала расскажите, что подтолкнуло к созданию общественного движения «Асфальт 29»?
Константин: Прежде всего, подтолкнуло ужасное состояние городских дорог и безалаберное отношение властей и ответственных лиц к их ремонту.
Евгений: И еще озлобление общества против властей и дорожников. Плохие дороги в городе вызывали массу протестов, но никто этими протестами не занимался.
Константин: Как все получилось – мы написали петицию президенту, ее направили обратно к нам в регион. Губернатор области пригласил всех недовольных в зал заседаний правительства области, где начался разбор полетов…
Евгений: Честно говоря, это уже бородатая история, которая кочует из одного интервью в другое. Стоит сказать, что движение возникло не спонтанно, в обществе запрос формировался давно. Большую роль сыграл митинг на площади профсоюзов, прошедший в начале весны 2015 года, лозунгом которого стало: «Плачу налоги – где дороги?».
– А вам самим не накладно заниматься общественной деятельностью? Она отнимает много времени?
Евгений: Действительно, это работа отнимает много личного времени. Я говорил и с другими общественниками, в основном это люди со свободным графиком работы. Например, у нас все приёмки дорог происходят в рабочее время, поэтому если ты работаешь в организации бюджетной сферы, то тебе проблематично на них выбраться. В «Асфальт 29» у многих людей свободный график работы, а у кого не свободный, те могут ночью ходить смотреть, как проходят ремонтные работы.
– Есть какая-то команда активистов движения? Сколько человек в нее входит?
Константин: Вообще каждый подписчик, каждый житель нашего города становится волей-неволей активистом – когда из окна увидел, как дорожники кладут в плохую погоду асфальт, написал нам, дальше проследил за ситуацией.
Евгений: У движения есть несколько спикеров и наиболее вовлечённых в жизнь движения участников, например, мы с Костей. Кроме обработки информации по дорогам Архангельска, информированию населения в соцсетях, спикеры ходят на официальные мероприятия, интервью и публично представляют движение, ещё есть люди, которые постоянно смотрят за дорогами в своих районах и общаются с нами. А многие горожане, вдохновляясь нашим примером, стали просто чаще подходить к дорожникам, фотографировать процесс работы, отправлять жалобы на ненадлежащее состояние дорог или делиться информацией в публичном пространстве.
– У вас в группе указано, что один из направлений деятельности движения является налаживание диалога с властью. Для чего это нужно и удалось ли наладить контакт?
Константин: Мы связующее звено между общественностью и дорожниками с заказчиком. Претензии граждан мы стараемся доносить до соответствующих ушей. Радует, что власть почти сразу пошла на контакт с нами, активно везде приглашает.
Евгений: В администрации полностью сменился аппарат. Из тех людей, которые контактировали с нами в прошлом году никого не осталось. Бывшие сотрудники департамента городского хозяйства со скрипом шли на контакт, но все-таки шли, новые же сами выходят на нас.
– В текущем году вы стали принимать активное участие в приёмке дорог. Как можете оценить качество работы дорожников?
Константин: Я прокатился на машине по России, и заметил, что на юге в полях дороги, как у нас в городе. Хотя сейчас стали замечать, что качество дорог на некоторых участках стало ближе к всероссийскому. Совсем недавно принимали ул. Адмирала Кузнецова в границах от ул. Советская до ул. Терехина – внешне дорога выглядит отлично. Качество ремонта постепенно повышается - стали срезать обочины, предусматривать отвод воды. Мы всегда обращали внимание на то, что если обочины выше уровня дороги, то вся грязь и вода стекает на дорогу. А, как известно, главный враг дороги – это вода, особенно в зимнее время. У нас в городе не везде работает ливневая канализация, но дорожники как-то стараются это обойти.
– Какие нарушения вы обычно замечаете?
Константин: Заметили как на ул. Урицкого в дождь клали асфальт. Сейчас не прошли экспертизу два участка отремонтированных дорог: ул. Розы Шаниной и пр. Никольский в Соломбале. Там только четыре из десяти проб соответствуют ГОСТу. Слой асфальта должен быть не меньше пяти сантиметров, а там от 3,7 до 4,8 см. Асфальта не доложили на сантиметр.
Евгений: Зачастую колодцы, приподняты над асфальтом – такие нарушения подрядчика заставляют переделывать.
Константин: На одном объекте не доложили бордюрный камень, но он не входил в перечень работ. Мы предложили его все же доложить, соответствующие поручения были даны главой города.
– А как обычный человек, не дорожник, может увидеть нарушения?
Константин: Ну, теорию-то знаем. Специалисты и дорожники в самом начале, когда мы только образовались, нам помогали, консультировали, всегда отвечали на вопросы. Так мы потихонечку-потихонечку опыта и набрались.
Евгений: По юридическим вопросам у нас есть юрист. Важная составляющая деятельности движения, которая мало видна, это мониторинг тендеров по дорогам. Тендерная документация интересна тем, как проводятся конкурсы, действует система госзакупок. В торгах обычно участвует несколько компаний, между ними происходит соревнование на понижение цены контракта. В итоге, обычно выигравшая компания все равно берет проигравшую в субподряд. Это происходит, потому что компаний в городе действительно мало и сейчас у дорожников тяжелая ситуация – техники мало, зарплаты не очень большие, порой их не платят.
– Какая из городских дорожных компаний, на ваш взгляд, лучше выполняет свою работу?
Константин: По моему личному мнению, ООО «Севзапдорстрой». У них мощности другие.
Евгений: У них даже отношение к работе другое. Когда приезжаешь на объект какой-то другой компании, видишь, что там люди без жилетов работают. У «Севзапдорстрой» все работают в новых жилетах, на дороге выставлены знаки, стоит регулировщик.
Константин: ООО «Помордорстрой» тоже сейчас хорошо делают работу. ЗАО «АГСУМ» славился своими ремонтами, но сейчас сдали немного. Предприятие переживает не самые лучшие времена.
Евгений: В прошлом году мы в группе «Асфальт 29» даже составляли народный рейтинг городских компаний, победил как раз «Севзапдорстрой», 56 % опрошенных поддержали его.
– А по гарантиям ремонты дорог производятся?
Константин: В целом, да. Сейчас гарантия четыре года.
Евгений: Но скоро она будет уменьшена до трех лет: об этом просят сами дорожники
Константин: Вообще, нужно делать капитальный ремонт дорог. У нас 98 % дорог нуждается в капитальном ремонте.
– Какие улицы в Архангельске, по вашему мнению и мнению подписчиков группы, требуют срочного ремонта?
Константин: У нас есть тема в группе, где мы спрашиваем людей на что стоит обратить внимание. Много претензий идет с Лесозавода №3, Лесозавод №2. Но мы должны понимать, что лучше сделать, например, пр. Новгородский, который является важной транспортной артерией города, чем дороги скажем на Лесозавод №2, где все разветвления уходят во дворы.
Евгений: Вообще, у тех людей, которые живут на окраинах, есть выход – они могут объединяться и писать коллективные жалобы и прошения, в принципе, это будет работать. проблемы много где существуют, знаю, что на Лесозавод №14 ведет проселочная дорога, она находится в таком плохом состоянии, что иногда приходится по три-четыре службы заказа такси обзвонить, чтобы кто-то согласился туда поехать. Но это же позорно, городской район!
– Многих пешеходов волнует вопрос тротуаров. Почему зачастую дорогу отремонтируют, а прилегающий тротуар остается в плачевном состоянии?
Константин: Как говорят нам в администрации – не хватает денег. Сейчас мы договорились, что если делаем дорогу, то и делаем тротуар рядом с ней. Обещали это учитывать. Сейчас мы видим, что тротуарам стали больше внимания уделять…
Евгений: Да, они хотя бы стали появляться. Например, на улице Адмирала Кузнецова, которую недавно сдавали, сначала идет тротуар, а дальше просто обочина и полуразбитые мостки – тоже денег не хватило.
– Какие у движения есть полномочия?
Константин: Мы состоим в различных рабочих группах и комиссиях. Нас всегда приглашают на круглые столы, где мы имеем право высказаться. Участвуем в приемках дорог, взаимодействуем со многими органами власти: ГИБДД, МВД, администрацией города и области, «Архавтодором».
- Чего не хватает Архангельску для хороших дорог?
Константин: 800 миллионов рублей на ремонты и содержание городских дорог ежегодно.
Евгений: Не хватает денег и, возможно, политической воли у городских и областных властей, чтобы попросить эти деньги у федерального центра. Народу тоже не хватает настойчивости и организации, чтобы собраться и попросить для себя хорошие дороги.
Константин: Была же программа развития Архангельска как областного центра, в рамках которой были разработаны многомиллионные проекты по реконструкции городских дорог. У каждого проекта есть свой срок реализации, и сейчас у многих проектов эти сроки выходят. Если бы эта программа работала, то и проекты пошли бы в работу, а пока они просто лежат в столе.
– Есть уже какие-то ощутимые результаты вашей деятельности?
Константин: Я считаю, что изменилась сама ситуация – теперь дорожники понимают, что за ними следят, администрация тоже понимает, что без исправления нарушений дорогу теперь не принять.
Евгений: Появилась большая моральная ответственность, начал рождаться продуктивный диалог. Раньше такого не было. Мне кажется, не было бы такого контроля над дорогами со стороны заказчика, если бы мы эту тему не педалировали. Заканчивается то время, когда все было закрыто от народа.
Комментарий:
Игорь Годзиш, глава администрации Архангельска:
– Может мы были неубедительны, когда говорили о том, что проверка в этом году будет достаточно жесткая, но я думаю, что пройдем дорогу, наши уважаемые подрядчики убедятся, что проверки ведутся жестко, и в следующий раз проблем у нас не возникнет. Дай-то Бог, чтобы делать дороги на раз.
Константин Пяткин, руководитель общественного движения «Асфальт 29»:
– На создание движения нас подтолкнуло ужасное состояние городских дорог и безалаберное отношение властей и ответственных лиц к их ремонту.
Игорь Орлов, губернатор Архангельской области:
– Дорожные работы, на проведение которых выделен беспрецедентный объем финансовых ресурсов, должны быть завершены в августе этого года.