В Северодвинске воссоздали высадку союзных войск в Нормандии

В Северодвинске прошел пятый международный фестиваль «Северодвинский десант: Победители»

На побережье острова Ягры поставили две масштабные реконструкции времен Второй Мировой воны: операции «Оверлорд» и Петсамо-Киркенесскую. Действие фестиваля одновременно разворачивалось на суше, в воздухе и на море.

В Северодвинске прошел пятый международный фестиваль «Северодвинский десант: Победители»

Сам фестиваль на берегу Белого моря прошел уже в пятый раз. Организаторами его является военно-исторический клуб «Северная Двина» из Северодвинска, созданный в 2009 году с целью изучения и сохранения памяти о ратном подвиге 12-й отдельной бригады морской пехоты.

На несколько дней территория ягринского пляжа превратилась в боевой лагерь: палатки, окопы, смотровые вышки, военная техника, звуки выстрелов. Попав на территорию фестиваля, не веришь, что на дворе 2016 год!

Фестиваль должен был собрать порядка трехсот реконструкторов из 32 клубов России и зарубежья, но вышла небольшая накладка – автобус с военно-историческими клубами из Ростова, Москвы и Воронежа сломался по дороге, и около сотни участников выбыли из строя ещё до начала боев.

Все участники фестиваля разделились на три лагеря: лагерь РККА (рабоче-крестьянская Красная армия), лагерь союзников и лагерь вермахта.

Лагерь противников

Лагерь вермахта расположился в центре площадки фестиваля и был устроен точно так же, как было в Нормандии в 1944 году – береговая линия, окопы, а за ними палатки и жилые сооружения немцев. В реконструкции лагеря противников участвует военно-исторический клуб «Заполярный рубеж» из Мурманска.

Как и бойцы вермахта, члены клуба живут в палатках, которые собираются из четырех плащ-накидок. В лагере стоит стол с утварью военного времени и стойка с немецким вооружением – винтовки, карабины, ручные гранаты.

– Вермахт приравнивают к современному спецназу, то есть нашим дедам и прадедам достался очень серьезный противник, – рассказывает член клуба «Заполярный рубеж» Олег Мартюк. – Ваши земляки из 12-й отдельной бригады морской пехоты в 1944 году свои мужеством и героизмом обеспечили освобождение советского Заполярья и поспособствовали успешному проведению Петсамо-Киркенесской операции.

В обычной жизни Олег Мартюк начальник грузового участка Мурманского тралового флота, а здесь – боец вермахта. Реконструкцией он занимается для души, это хобби.

– Я люблю историю с детства, особенно тот раздел, который относится к Первой и Второй Мировой войне. В качестве дополнения к своему хобби – изучению истории – решился заняться реконструкцией. Чтобы погрузиться в историю, до конца войти в образ, нет ничего лучше, чем пожить в настоящей палатке, надеть форму, – говорит Олег Геннадьевич. – Сегодня я боец вермахта. Мы ничего не пропагандируем, мы показываем то, как оно было. Нас нужно воспринимать, как актеров в театре. Если бы мне в обычно жизни попался кто-то с немецкой символикой, то я бы не знаю, что с ним сделал.

Вообще у Олега Мартюка два военно-исторических костюма: вермахт и РККА. Но так как реконструкцией немецкой армии занимается не так много людей, потому что это обходится намного дороже, то решил приехать в Северодвинск именно в качестве противника.

Такой живой интерес к истории побудил заняться и коллекционированием вещей военного времени.

– Вот кувшин – товарищ шел в гараж, нашел его в мусорном баке. Кувшин сразу привлек его внимание. Действительно, оказалось кувшин еще довоенных времен. Люди зачастую избавляются от вещей, иногда не понимая своего счастья, ведь эти вещи стоят немаленьких денег, – рассказал мурманский реконструктор.

Зачастую вещи покупаются и на барахолках – там можно найти редкие экземпляры за сравнительно небольшую стоимость.

– Честно скажу, раньше люди были крепче морально и духовно. Потому что когда сам все это надеваешь и ощущаешь дискомфорт. А люди в этом еще и воевали и подвиги совершали! Не знаю, способно нынешнее поколение на такое или нет, – добавил Олег Мартюк.

Полевая баня Красной армии

У рабоче-крестьянской Красной армии лагерь самый большой, в котором представили не только жизнь солдат на поле боя, но и показали тыловую сторону – танцплощадку, уголок рукодельницы, с женскими нарядами и аксессуарами той эпохи, обеденный стол с самоваром и патефоном, узел связи с телефонами и аппаратами до сих пор работающими.

Реконструкторы-медики из Северного государственного медуниверситета установили «Военно-полевой госпиталь», в котором проводили операции на манекенах. Оборудование, лекарства, одежда, инструменты, методика - всё как в военные сороковые годы.

Война и гигиена понятия не совсем совместимые. Солдаты и офицеры старались поддерживать себя в добром порядке, но помыться вовремя удавалось не всегда. Иногда бойцы принимали баню раз в месяц.

Поэтому самым неожиданным было увидеть на площадке действующую советскую полевую баню.

– Только Красная армия имела полевые мобильные бани. Ни союзники – британцы и американцы, ни вермахт не смогли додуматься до того, чтобы носить баню с собой. Только бойцам Красной армии додумались и соорудили ее так, что она весила 120-130 килограмм и была разборной, – рассказывает член клуба «Северная Двина» Алексей. – Например, Третий рейх и его союзники уезжали на помывку в тыл.

Баня построена по канонам и образцам того времени, многим банным принадлежностям более 70 лет. Перед походом в баню солдату выдавали хозяйственное мыло, полотенце, завернутое в бумажный пакет и березовый веник.

Как известно, врагом советского бойца были не только немцы, но и блохи и вши. Чтобы избавляться от них при банях ставили гигантские котлы, в которые добавлялась хлорка – это было самым эффективным средством борьбы с паразитами. Также в хлорке варили одежду.

Устройство бани очень простое: на каркас натягивался материал, напоминающий брезент, поверх него – плащ-палатки, внутри устанавливали печь и баки для холодной и горячей воды, на полу – деревянные настилы, чтобы не ходить по земле.

Баню на себе опробовали все участники фестиваля, ведь многие из них жили на берегу по несколько дней. Только мылись они уже привычными нам шампунем и мылом.

– Вот у нас вчера приехали товарищи из Москвы, Питера, Ярославля и Мурманска. Ребята после долгой дороги с удовольствием баню оценили, – говорит Алексей.

Чтобы помнили

– Суть реконструкции в том, чтобы помнить то, что было более 70 лет назад, через что прошли наши деды. Мне нравится реконструкция тем, что история сохраняется простыми людьми – это не чья-то постановка, не киноэкран, не спектакль, – говорит военно-исторический реконструктор из Москвы Роман Корьев.

В фестивале он участвует в роли краснофлотца, участника Петсамо-Киркенесской операции, который освобождают Русский Север.

– Я сюда приезжаю с большим удовольствием. Уже повидал много разных реконструкций, езжу много и могу сравнивать. Хочу сказать, что здесь, наверное, один из самых лучших военно-исторических реконструкций по идеи, по воплощению, по замыслу, до духу и месту, – отмечает Роман. – Когда прошел две или три реконструкции, даже военные фильмы воспринимаешь по-другому. То, что видит в кадре просто человек и то, что видит и чувствует человек, участвовавший в военно-исторических реконструкциях, это совершенно разные вещи.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №32 от 3 августа 2016

Заголовок в газете: Поле боя на Белом море

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру