РАО: как спеть, сплясать и не попасть на деньги

Можно относительно свободно пользоваться объектами авторского права в частной жизни, а в бизнесе – нет

Современная эстрадная песня стала таким же неизменным спутником нашей жизни, как сон или еда. С юридической точки зрения, песня – объект авторского права. Например, если в автобусе играет радио, где звучат песни современных авторов, владелец компании-перевозчика, предприниматель, должен платить за музыку в самом прямом смысле слова. Об этом наши коллеги из ИА "Регион29" распросили представителя Российского авторского общества (РАО) в Архангельской области Татьяну Пьянкову.

Можно относительно свободно пользоваться объектами авторского права в частной жизни, а в бизнесе – нет
Татьяна Пьянкова

– Татьяна Михайловна, как обстоит дело с соблюдением авторских прав в Поморье?

– Точно лучше, чем это было в 1993 году, когда я только начинала работу. Сейчас о главе Гражданского кодекса, посвященной авторскому и смежному праву, в регионе знают многие. Здесь не обошлось без нашего вклада.

РАО – аккредитованная государством организация, которая выступает от неопределённого круга лиц – правообладателей, но не обязательно авторов. Авторское право – имущественное: оно может быть предметом купли-продажи, залога, дарения. И не всегда правообладатель – это непосредственно автор. Могут быть наследники, если автор умер, а срок охраны авторского права – 70 лет.

В нашем законодательстве четко определено: все, кто публично исполняют произведения как «живьём», так и с помощью технических средств, организаторы концертов и дискотек, владельцы предприятий общепита и торговля, муниципальные учреждения – пользователи. Они обязаны иметь разрешение на использование произведений, у которых есть правообладатели.

– Как можно получить это разрешение?

– Пользователь заключает с РАО лицензионный договор.

С разрешения правообладателя

– Предполагаю, не все пользователи понимают, зачем им разрешение.

– Да. Приходят, например, представители предприятий общепита и говорят: «Мы не сами проводим мероприятие с живым исполнением, мы просто сдаем площадь». Но мы отвечаем: «Ответственность несете вы. Ведь если бармен торгует напитками не по лицензии, то ответственность несете вы. Так же и с музыкальными произведениями».

Физическое лицо – допустим, местный артист, который будет петь, – вести коммерческую деятельность не может. Ответственность по закону несет либо юридическое лицо, либо индивидуальный предприниматель. Это, как правило, сами организаторы.

– Важно ли с точки зрения авторского права коммерческое ли это мероприятие или частное, закрытое?

– Неважно, если действие не происходит в кругу семьи.

– То есть не имеет значения, для извлечения прибыли мероприятие или нет?

– Нет. В Гражданском кодексе четко определено, что использование чьей-то интеллектуальной собственности может вестись с разрешения правообладателя как в благотворительных целях, так и в иных. Правообладатель может разрешать или запрещать другим лицам использовать результаты своей интеллектуальной деятельности. Но отсутствие запрета не считается разрешением.

– Должно быть у вас большой объем работы.

– Сейчас столько работы! Огромный объем!

– Не является ли это следствием несовершенства законодательства?

– Является.

– А в какой части?

– Для нас работа по нарушениям – очень трудоемкий процесс. Мы заключаем договор с владельцами площадок – театров, клубов, а собственник сдает в аренду свои какие-то площади организаторам и зачастую заведомо знает, что на мероприятии обязательно будет публичное исполнение. И владелец площадки избегает ответственности. Ему все равно, что происходит, главное – получить арендную плату. По закону ответственность существует. Но нам надо потрудиться, чтобы привлечь к ответственности владельца площадки.

– То есть административная ответственность низка?

– Да, ее очень трудно добиваться. Очень тяжело конфисковать имущество третьего лица при бездоговорном публичном исполнении. Надо соблюсти уйму нюансов. Как правило, концерты идут вечером. А надо на месте составить протоколы о нарушении. И не всегда на месте можно найти всех ответственных лиц. Но суды очень щепетильны в этом плане – сбора доказательства, привлечения к ответственности как нарушителя именно владельца помещения.

Мера ответственности предусмотрена Административным и Гражданским кодексами. Если организатор категорически отказывается работать на законных основаниях, мы приходим на концерт с сотрудниками УВД. Составляем материалы по нарушениям законодательства. А дальше решает суд. Административный штраф – небольшой: от 10 до 20 тысяч рублей на ИП, от 30 до 40 тысяч рублей — на юрлицо. Но есть перспектива рассмотрения дела и по гражданскому законодательству. А там штрафы уже от 10 тысяч до пяти миллионов рублей за произведение.

По факту выручки

– А как должно быть по правилам?

– Предположим, Филипп Киркоров проводит тур по тридцати городам в разных регионах России. Организатор турне обращается по месту регистрации своего юрлица в представительство РАО в Москве, заключает лицензионный договор на весь тур. Там четко обозначается, какие произведения, в каком городе будут исполняться. Потом нам предоставляется «распоясовка» концертов: сколько билетов запланировано продать в том или ином городе, стоимость билетов.

Если, например, тур проводится по городам Северо-Запада, то такой договор можно заключить в Санкт-Петербурге. Если концерты проходят только в Архангельской области, то обращаться нужно в наше представительство в Архангельске.

– Как происходит расчет с авторами и правообладателями?

– Прошло мероприятие – и организаторы отчитываются. Указывают, сколько билетов было продано фактически, на какую сумму. В кассовой рапортичке указываются сведения о произведениях: название произведения, автор музыки и текста. Затем по факту выручки деньги перечисляются на расчетный счет Российского авторского общества. Авторское вознаграждение – пять процентов от валового сбора. Полученная сумма пропорционально разбивается на авторов. Например, считается количество произведений того или иного автора, включенных в концерт. Каждому поступает сумма на лицевой счет. Определённая сумма перечисляется на содержание авторского общества.

– Какой процент, если не секрет?

– Раньше было от 10 до 15 процентов. Какой сейчас, я не знаю.

– А как вы работаете с иностранными авторами? Ведь их песни тоже в почете у архангельских исполнителей.

– Работаем точно так же. Предположим, исполняется песня «От зари до зари» на музыку румынского композитора Темистокле Попа и слова Роберта Рождественского. Начисления их наследникам идут точно так же через авторское общество, в котором они состоят.

– То есть наши местные организаторы должны также заявляться вам по зарубежным правообладателям?

– Конечно. Так и происходит. То же самое «Колесо» предоставляет сведения и отчеты. Расчет с автором идет независимо от гражданства. В принципе, даже российский автор может состоять в зарубежном авторском обществе. В таком случае ему перечислят процент через ту организацию, в которой он состоит.

– Ваша работа затруднена международным законодательством в сфере авторского права?

– Нет, поскольку для нас первично российское законодательство.

– Наверняка не все организаторы согласны платить за исполнение зарубежных песен.

– Было дело, приехал в Архангельск цирк из Кирова. Сначала они отказались составлять с нами договор. Мы – в УВД. Провели проверку, составили протокол. После этого цирк заключил с нами договор. Но был момент, когда в общении они нам сказали: «Мы же используем произведения иностранных авторов или тех, которые изъяли свои произведения из реестра РАО». Но в таком случае пользователь обязан заключить договор с правообладателем.

А этого представители цирка не сделали. Значит, они нарушители и несут ответственность по «административке». Другое дело – можем ли мы потом выйти по «гражданке» от имени тех, кто изъял? Да, можем.

– Каков срок охраны авторского права на произведение?

– Семьдесят лет. Затем произведение становится достоянием народа. Иногда исполнители говорят: «Мне автор подарил песню». На самом деле, просто разрешил ее исполнять, но автор при этом не отказывается от авторского вознаграждения. Есть, конечно, начинающие авторы, для которых важен сам факт того, что известный артист исполняет их песню. Они, бывает, не настаивают на вознаграждении, но это должно быть оформлено письменным договором.

Нелегальные автобусы и понижающий коэффициент

– Вы сами проводите проверки?

– Проводим. Как правило, совместно с сотрудниками полиции.

– Предположим, в магазине или в парикмахерской стоит ФМ-радиоприемник, через него транслируется, скажем, «Русское радио». Что нужно делать владельцу точки, чтобы не влететь на штраф?

– Заключить с нами договор, потому что это использование музыкального фона в бизнесе. В договоре будет указан канал (в свою очередь, все радиоканалы тоже имеют с нами договоры). Составляя договор с предпринимателем, мы определяем ставку: она может быть фиксированной, зависящей от посадочных мест, от площади, на которой ведется бизнес, и т.д. Затем должен быть предоставлен отчет. Предприниматели указывают, какие каналы использовали в отчетный период. Потом отчисления за использование радио распределяются через сетку вещания авторам звучавших в эфире композиций.

Кстати, обратите внимание, телеканалы всегда дают бегущей строкой, какие композиции каких авторов использовались.

– А если брать статистику, в каких сферах самый высокий процент нарушителей?

– Пожалуй, это пассажирские автобусы. А наименьший – в общепите. Хочу сказать, что с нами очень хорошо работают сотрудники УМВД как в Архангельской области, так и в Нарьян-Маре.

– А какие деньги примерно платят предприниматели, которые используют радио в помещениях общепита?

– Кто-то – 700 рулей, кто-то – три тысячи, а кто-то – 12 тысяч. Величина платежа зависит от количества посадочных мест, от стоимости входных билетов, от количества рабочих дней. Например, где используется телевизор – это 52 рубля с посадочного места в месяц. Но в Архангельске идет понижающий коэффициент, это не город-миллионник. Для кафе с 36 посадочными местами это примерно 1400 рублей в месяц. Для предприятия – это один-два заказа.

– А автору приятно.

– Да, тут работа идет по принципу «курочка по зернышку». Но если бы рамки ответственности были бы еще более жесткими, то работа была бы еще эффективнее. Сейчас штраф для ИП – от 10 до 20 тысяч, а для юридического лица – от 30 до 40 тысяч. Думаю, это не очень ощутимо для нарушителя. А вот когда после этого мы идем в суд, то компенсация возрастает в десятки раз, и это, действительно, заставляет нарушителя задуматься.

– Интересно, кто платил такую компенсацию?

– Среди тех, кому пришлось выплачивать компенсацию – Архангельский драмтеатр, Дом офицеров Архангельского гарнизона, владелец детского кафе в ТЦ «Экватор», «Севмаш» и другие.

– Вы работали с операторами автобусных перевозок?

– В свое время мы встречались с ассоциацией автотранспортников, но работа пока не сложилась.

– Это непаханое поле для вас?

– Да. Поскольку у нас всего четверо сотрудников на всю область.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №35 от 24 августа 2016

Заголовок в газете: Российское авторское общество: кто должен платить за музыку?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру