Какую роль северным конвоям сегодня отводят страны-участницы Второй мировой войны

В САФУ прошла международная конференция «Ленд-лиз и арктические конвои: от регионального сотрудничества к глобальной коалиции».

Участниками конференции стали представители восьми государств. Каждый из них представил свое видение значения и вклада арктических конвоев в Победу.

В САФУ прошла международная конференция «Ленд-лиз и арктические конвои: от регионального сотрудничества к глобальной коалиции».

Россия

Доктор исторических наук, профессор САФУ Михаил Супрун большую часть своей жизни посвятил изучению истории северных конвоев. В рамках конференции он выступил с докладом «Ленд-лиз и северные конвои в стратегии Антигитлеровской коалиции».

Вторая мировая война была войной коалиционной. По его словам, каждая из коалиций вырабатывала свою стратегию. Антигитлеровская коалиция состояла из нескольких компонентов, приоритет которых менялся в зависимости от положения на фронте.

Союзники действовали согласно британскому подходу, который называют «стратегией периферийной войны», или «стратегией непрямых действий».

– В периферийной стратегии важная роль была отведена Арктике и открытию второго фронта. Северные конвои в 1941–1943 годах становились самым главным театром военных действий на море, – рассказал Михаил Супрун. – Северные конвои на этом этапе войны еще играли своего рода роль приманки для главных военно-морских сил германского флота. Было важно выманить основной германский флот, который в это время был сосредоточен у берегов Норвегии, в море с тем, чтобы нанести удар и перехватить стратегическую инициативу. Периферийная стратегия действовала до конца 1943 года.

Другим важным компонентом был ленд-лиз, который поначалу президентом США выставлялся как форма оказания помощи тем странам, чья оборона признавалась жизненно важной для Соединенных Штатов. Америка хотела придерживаться концепции войны «без участия в военных действиях».

– Американцы делали все, чтобы оттолкнуть войну от своих берегов. Они вели войну через экономическую помощь, моральную поддержку. Они пытались как можно дольше не вступать в войну. По этой причине было предложено заменить существовавшую концепцию ленд-лиза на «концепцию пула». Это означало, что каждый из участников Антигитлеровской коалиции вносит в «пул» все, что в его силах, и может брать из этого «резервуара Победы» все, что необходимо для скорейшего разгрома врага, – поясняет историк.

Соединенные Штаты Америки поставляли странам-союзницам тысячи самолетов, танков, пушек, сотни тысяч тонн сырья, материалов и продовольствия. За 1941 год было перевезено 154 тысячи тонн «помощи» в СССР. Почти половина всей помощи поступала по северному маршруту – самому короткому, но и самому опасному.

Первый конвой «Дервиш», пришедший в порт Архангельска, дал понять людям о том, что они не одни сражаются в этой войне, и появилась надежда на то, что враг будет разбит. Однако северные конвои обусловили и бомбардировки Архангельска.

По официальным данным, в Архангельске умер каждый пятый житель – 38 тысяч человек. Но на самом деле эта цифра была больше, по моим оценкам – даже порядка 45, а может даже 50 тысяч, в связи с тем что не все смерти регистрировались в ЗАГСе, – говорит Михаил Супрун.

В конце войны – в 1944 и 1945 годах – северные конвои в общей массе теряют свое значение, а ленд-лиз добавляется концепцией глобализации.

– Суть концепции заключалась в том, чтобы через невоенные поставки втянуть Советский Союз в экономическую мировую систему и в политическую глобальную систему, – подчеркивает историк. – Но, конечно же, это была чрезвычайно важная моральная поддержка.

Великобритания

По мнению старшего преподавателя Колледжа бизнеса, искусств и общественных наук, Школы права университета Брунеля Мартина Фолли из Великобритании, северные конвои явились яблоком раздора в Антигитлеровской коалиции.

– Британия уже вела военные действия с сентября 1939 года и несла серьезные потери. Стране катастрофически не хватало снаряжения, Британия сама ожидала нападения Гитлера в любой момент, держа оборону на море и ближнем Востоке, где проходили ключевые артерии. С самого начала обещание военных поставок от Великобритании в Россию было задумано политическими лидерами как средство для объединения усилий, – говорит Мартин Фолли.

Единственный путь доставки помощи был через Север – Мурманск и Архангельск. Первые семь конвоев прибыли без потерь – 53 судна доставили 750 танков, 800 истребителей, 1400 транспортных средств, сто тысяч тонн различных грузов. По словам Мартина Фолли, в Архангельске разгрузочная инфраструктура была несоответствующей.

В январе 1942 года Гитлер объявил Север самым важным театром военных действий, конвои начали нести потери.

– Несмотря на политическую подоплеку всего этого предприятия, вместо укрепления дружеских отношений конвои для обеих сторон стали яблоком раздора и предметом взаимных обвинений. Можно сказать, что они только усилили разногласия внутри коалиции и никак не способствовали снятию политической напряженности, – рассказывает Мартин Фолли.

По его словам, Советский Союз был недоволен объемом поступающей помощи. Вопросам доставки грузов и помощи не было уделено должного внимания, акцент был сделан только на то, что союзники готовы произвести необходимые ресурсы с использованием имеющихся мощностей.

– Любую задержку или недостачу в доставках Сталин воспринимал как намеренную. Однажды Сталин написал Черчиллю: «Поставку британским правительством снаряжения и иных военных грузов в СССР нельзя считать не чем иным, как взятым на себя обязательством». Советский народ не проявлял должного сочувствия к тому, как сложно было организовывать поставки через Север – жаловались на малые объемы поставок, потери при перевозке, на качество и состояние доходивших помощи и грузов, – отмечает представитель Великобритании.

Он говорит, что в СССР якобы обвиняли союзников, принимали их за шпионов. Служба безопасности Советского Союза с подозрением относилась к иностранцам, ограничивая свободу их передвижения, НКВД устанавливало за ними постоянную слежку.

– Военное руководство союзников всегда считало конвои смутной операцией. Но есть и положительные моменты, которые мы можем противопоставить отрицательным – союзники Антигитлеровской коалиции объединились в борьбе с общим врагом. Воздушные, наземные и морские силы осуществили ряд удачных операций как по проводке конвоев, так и по обороне и нападению на врага на севере Норвегии, – говорит Мартин Фолли.

Таким образом, коалиция имела политическую подоплеку, была продуктом работы большой тройки – Черчилля, Сталина и Рузвельта. В военном же плане каждый из них преследовал интересы своих кампаний. Но, как отметил Мартин Фолли, на Севере все же удалось организовать слаженную работу и организовать совместные действия по проводке конвоев.

Исландия

Писатель, издатель, бывший член Парламента Исландии Магнус Тор Хафстейнссон рассказал о вкладе и участии Исландии в северных конвоях. Стоит сказать, что вступление во Вторую мировую войну для Исландии началось с высадки британских войск в столице страны Рейкьявике утром 10 мая 1940 года.

– Причина, по которой британцы хотели оккупировать Исландию – это усиление контроля над морскими путями, проходящими недалеко от Исландии, – поясняет Магнус Хафстейнссон.

На берегах Хваль-фьорда у западных берегов Исландии расположились американская и британская базы. Фьорд стал гаванью для военных кораблей и судов. Первые девять арктических конвоев (конвой «Дервиш» и конвои PQ1-PQ7b) отправились в Архангельск из Хваль-фьорда.

Путь конвоев лежал вокруг оккупированной Норвегии и был особенно опасен из-за прохождения вблизи баз немецкой авиации, подводного и надводного флота, а также из-за плохой погоды в этих водах.

– История арктических конвоев полна примеров героизма американских, британских и советских моряков. Советский Союз заплатил самую большую цену, он заплатил кровью людей за Победу в этой войне, – заключил Магнус Хафстейнссон.

Нидерланды

В составе первого союзного конвоя «Дервиш» было одно грузовое голландское судно «Альчиба». Оно прибыло в Архангельск в августе 1941 года.

– Роль Нидерландов в арктических конвоях была достаточно маленькая, что немного странно, учитывая наличие большого флота. Всего пять голландских судов участвовали в арктических конвоях, – рассказал директор Морского музея в Роттердаме Фриц Луумейер. – Однако несколько сотен голландских моряков служили на британских и американских судах.

Фриц Луумейер рассказывает, что первые 20 лет после окончания Второй мировой войны арктические конвои вспоминались в Нидерландах на уровне книг для мальчиков, не было серьезных исследований. К изучению истории голландского ВМФ приступили лишь в 80-х годах, но в основном делался акцент на оккупации, которую пережили жители Нидерландов.

– Голландию вряд ли можно назвать полноценным участником ленд-лиза. Голландией была оказана помощь на общую сумму 69 миллионов долларов, – говорит директор морского музея.

Однако Голландия внесла существенный человеческий вклад в Победу – порядка 3,5 тысячи моряков потеряли свои жизни, доставляя груз в СССР. В их честь в Роттердаме в 1957 году был установлен памятник. Сегодня этот памятник известен по всей стране, и каждый год мэр и премьер-министр возлагают к нему цветы и венки.

Фриц Луумейер говорит, что сегодня интерес к истории конвоев возрос, и на музей возложена функция знакомства и популяризации молодому поколению этих исторических событий.

Конвои – яблоко раздора или братство народов?

Как видно из докладов, взгляд на северные конвои и ленд-лиз разнятся между западными и восточными историками. Но важно, что все они сходятся на том, что конвои были частью общей стратегии и играли важную роль в Победе над фашизмом. Каждый из участников Антигитлеровской коалиции положил какую-то частичку своих ресурсов, техники и вооружения, человеческих сил и жизней в «резервуар Победы».

– Не может не радовать, что найдены общие позиции и подходы к пониманию и ленд-лиза, и северных конвоев в концепции войны. Вторая мировая война была особенной, коалиционной войной, в которой вырабатывалась общая стратегия и общие инструменты. Концепция ленд-лиза как пула становится доминирующей в понимании ленд-лиза и конвоев и всей мировой войны, – добавил Михаил Супрун.

Посол Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии Лори Бристоу:

- В течение четырех лет войны наши конвои оказывали жизненно необходимую помощь СССР. Мы никогда не должны забывать о героизме этого замечательного поколения. Эта годовщина – важный момент в общей истории Великобритании и России.

Посол Австралии в России Питер Теш:

- Австралийские летчики и моряки воевали на Севере. Именно австралийский эсминец доставил британскую делегацию в СССР в октябре 1941 года для проведения переговоров. Мы были военными союзниками СССР, а в конце войны был заложен фундамент для выстраивания дипломатических отношений между нашими странами.

Доктор исторических наук, профессор САФУ Михаил Супрун:

- Северные конвои в 1941–1943 годах были самым главным театром военных действий на море.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №37 от 7 сентября 2016

Заголовок в газете: Военное братство или начало глобализации?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру