Болезнь тяжелее – аппетит здоровее: стоимость проезда в Архангельске увеличится?

Цена билета в городском транспорте Архангельска может вырасти до 25 рублей

На заседании региональной Ассоциации автотранспортников вновь встал вопрос о так называемом «экономически обоснованном тарифе». Однако условия для его повышения за год так и не были выполнены ни по одному пункту. Напротив, все стало только хуже.

Цена билета в городском транспорте Архангельска может вырасти до 25 рублей

Напомним, зимой было подписано трехстороннее соглашение между Ассоциацией автотранспортников Архангельской области, региональным правительством и администрацией областного центра об организации транспортного обслуживания в столице Поморья. Выполнение условий документа должно было переломить крайне унылую ситуацию с городским транспортом уже к концу этого года. Но очевидно, что эти усилия ни к чему не привели.

Итак, что мы имеем на сегодняшний день: банкротство муниципальных предприятий, распродажу автопарка, замену старых ПАЗиков на новые, которые, если говорить начистоту, мало чем отличаются от старых, и... перспективу очередного повышения стоимости проезда.

Что касается последнего пункта, то требуемое автобусниками повышение цены проезда могло бы стать возможным лишь при аналогичном повышении качества городских пассажирских перевозок. Качественно ничего ровным счетом ничего не изменилось, но автотранспортники вновь требуют удорожания билета сразу на четыре рубля. И это далеко не в первый раз, когда они играют в одни ворота...

Обещанного три года ждут...

Только за прошедшие четыре года без какого-либо улучшения качества услуг автобусники вымарщивают повышение стоимости проезда уже четвертый раз.

Осенью 2012 года представители автотранспортных предприятий Архангельска настаивали на тарифе в 25 рублей за одну поездку. Однако тогда областное агентство по тарифам и ценам установило цену в 16 рублей за билет.

После, уже в декабре 2013-го, горожане получили предновогодний подарок в виде повышения цены до 18 рублей.

Очередное удорожание с 17 февраля 2015 года уже до 21 рубля они обосновали ростом цен на топливо и запчасти и нерентабельностью прежнего тарифа. Хотя уже тогда «экономически обоснованной» бывший председатель Ассоциации автотранспортников Ситков вновь назвал цену в 24–26 рублей за одну поездку. Причем, надо напомнить, что требования свои извозчики объяснили необходимостью «качественного транспортного обслуживания пассажиров, в том числе в вечернее время, уменьшения социальной напряженности в трудовых коллективах работников транспортной сферы, сохранения профессиональных кадров на рабочих местах, увеличения надежности работы автотранспорта, а также для предотвращения банкротств предприятий пассажирского транспорта из-за нерентабельности перевозок вследствие низкого уровня существующего тарифа».

Тогда-то, казалось бы, был найден некий компромисс – было подписано трехстороннее соглашение между автотранспортниками, правительством и мэрией Архангельска, по которому в обмен на повышение тарифа до 21 рубля автобусники обязались повысить качество пассажирских перевозок.

– Мы договорились с Ассоциацией автотранспортников о том, что при повышении тарифа перевозчики выполнят требования, направленные на повышение качества обслуживания населения, – отметил тогда руководитель агентства по транспорту Архангельской области Вадим Кривов.

Прошло более полутора лет – ни одно из обещаний выполнено не было. Но автобусники снова требуют повысить тариф.

Что на этот раз?

И снова обещают повысить то, что можно повысить, и улучшить то, что можно улучшить. Ну, начнем с наболевшего – набившего уже оскомину убогого ПАЗика, ибо говорить об обещанных низкопольных городских машинах в сложившейся ситуации уже вроде и неприлично. Оказывается, кряхтящий на дорогах Архангельска недоавтобус – машина вполне европейского качества... Смешно? А вот члену Ассоциации автотранспортников области, директору ООО «Автотехтранс» Светлане Антушевой – нет. По ее словам, Павловский автозавод выпускает автобусы не хуже иностранных. Хотя это утверждение, в принципе, навевает вполне определенные сомнения. Выпущенные недавно на улицы города новые ПАЗы от старых отличают разве что пока не залепленные рекламой бока. В остальном это тот же тарантас с теми же ходовыми качествами и более тесным салоном.

Впрочем, судя по заявлению той же Светланы Антушевой, сколько бы ни говорили об автобусах большой вместимости, их использованию мешает выстроенная в областном центре дорожная инфраструктура – остановки и разворотные площадки для них попросту не предназначены.

В числе минусов при использовании нормальных городских автобусов называется и их КПД – автотранспортники полагают, что для их рентабельности стоимость проезда должна улететь куда-то за сорок рублей, и для выдерживания запроса в 25 деревянных за поездку должны быть дотации из бюджета, коих там не предусмотрено.

– При существующем тарифе и отсутствии субсидий из бюджета закупить большие автобусы стоимостью 6–7 миллионов рублей за единицу ни один перевозчик в Архангельске не сможет, – уверена директор «Автотехтранса».

Пусть хамят и курят, лишь бы работали?

Зато на действующем в сфере городских пассажирских перевозок автохламе перевозчики все же умудряются как-то работать в плюс.

– Сегодня перевозчики вынуждены работать в режиме максимальной экономии буквально на всем, с тем чтобы минимизировать убытки. У разных перевозчиков ситуация складывается по-разному, но в среднем для работы с минимальной рентабельностью тариф должен быть не менее 25 рублей, – считает индивидуальный предприниматель Вера Дурандина.

Недостающими четырьмя рублями с носа, видимо, и объясняются гонки за пассажирами, хамство кондукторов и прочие прелести дорожного аттракциона, которые при 25 рублях за билет, по-видимому, сразу прекратятся, и народ начнет куда менее весело и задорно ездить себе по городу: без толкучки, трясучки и опасности для жизни, здоровья и нервной системы.

Из всего вышесказанного следует, что появление в городе нормального общественного транспорта, по мнению перевозчиков, возможно лишь в том случае, если они в очередной раз залезут в карман пассажира. Но мы ведь это уже проходили не раз. По заключенному трехстороннему соглашению последнее увеличение стоимости проезда уже должно было качественно улучшить обслуживание населения в сфере пассажирских перевозок. Правительство ввело даже мониторинг исполнения условий соглашения. Хотя и мониторить-то было особенно нечего... Очевидно, что весенние обещания автотранспортников заменить в этом году порядка 40 древних пазиков на новые современные низкопольные автобусы малого и среднего класса, а в 2017 году закупить еще 70 новых машин, канули в Лету.

Муниципалитет заявляет, что с его стороны все требования выполняются, дотации для перевозчиков, использующих большие низкопольные автобусы и работающих на островах, влетают городскому бюджету в 54 миллиона в год, сохраняются все ранее введенные льготы для ветеранов и пенсионеров, участников Великой Отечественной и граждан старше 70 лет – а это более 80 миллионов бюджетных рублей.

В то же время перевозчики продолжают куролесить как ни попадя на своих лоханках. Да и руководство признается в своем бессилии перед проблемой из рук вон плохого обслуживания:

– У нас 50-процентная нехватка водителей и кондукторов. И набрать новых специалистов мы не можем, – призналась Антушева. – Поэтому часто не можем и дисциплинарно наказать за хамство или курение – люди просто уволятся, а автобусы, в итоге, не выйдут на маршруты.

Иными словами, пусть хамят и курят, лишь бы работали.

По словам и.о. министра труда занятости и социального развития Светланы Скомороховой, сегодня в Архангельске 286 вакансий водителей категории «Д», однако потенциальные шоферы не больно-то желают получить работу в этой сфере из-за низкого заработка. Не помогают даже специальные курсы.

По итогам обсуждения члены ассоциации приняли решение о подготовке документов для утверждения новых тарифов на пассажирские перевозки. При этом было отмечено, что решение вопроса о появлении на городских маршрутах автобусов среднего и большого класса вместимости лежит, прежде всего, в экономической плоскости. Тарифное регулирование может и должно стать действенным рычагом для развития общественного транспорта Архангельска, сообщили в пресс-службе Ассоциации автотранспортников Архангельской области.

– По трехстороннему соглашению между правительством области, администрацией Архангельска и нашей ассоциацией предусматривалось, что методика для расчета экономически обоснованного тарифа на пассажирские перевозки будет разработана, утверждена и размещена в открытом доступе. К сожалению, этого пока не произошло, – признал председатель Ассоциации автотранспортников Архангельской области Андрей Попов. – В итоге, прозрачность принятия тарифных решений многими перевозчиками ставится под сомнение.

Общественность против

Кстати, возможность установления нового тарифа должна обсуждаться совместно с общественными организациями. А как раз общественные организации восторга от такой новости не проявили. В частности, общественное движение «Здоровый автобус» прокомментировало очередные запросы автотранспортников весьма резко и однозначно: «На прошлой неделе появилась информация от ассоциации автоперевозчиков о требовании повышения тарифа с 21 до 25 рублей. Предприниматели-транспортники, оправдывая данное требование, утверждают, что существующий тариф не покрывает стоимость запасных частей, топлива, а также фонд заработной платы. Также извозчики говорят об отсутствии инвестиционной составляющей в нынешнем тарифе, что, якобы, не позволяет закупать новые автобусы. Подобные слова горожане уже слышали при повышении тарифа с 18 до 21 рубля в 2015 году. Тогда перевозчики обещали улучшить качество обслуживания, а также закупить современные вместительные низкопольные автобусы. Как мы все видим, улучшения качества нет, а вместо низкопольных машин появились автобусы ПАЗ-3203, которые вмещают меньше пассажиров, даже чем привычные для Архангельска ПАЗ-32054».

Таким образом, общественники свою позицию высказали, назвав повышение тарифа при систематическом невыполнении условий соглашения автотранспортниками недопустимым. А по результатам проведенного ими интернет-опроса большинство жителей высказывается не только против повышения тарифа, но и за снижение стоимости стоимости проезда.

Посмотрим, закроют ли другие участники «концессии» глаза на то, что третья сторона по привычке требует что-то без отдачи или все-таки проявят политическую волю. У нас, по крайней мере, не осталось ни одного повода верить в то, что очередное повышение цены на билет хоть как-то повлияет на то, что местные автотранспортники повернутся к людям лицом, а не тем местом, которое демонстрировали до сих пор.

Комментарий:

Дмитрий Онучин, лидер общественного движения «Здоровый автобус»:

– Ежедневно в адрес нашего движения поступают жалобы от пассажиров на работу общественного транспорта. Пропуски остановок, невыполнение вечерних рейсов, хамство персонала являются самыми распространенными проблемами. К сожалению, зачастую перевозчики не обращают внимания на данные жалобы. По нашему мнению, а также мнению большинства горожан, перевозчики не только не достойны повышения тарифа, но и, по мнению некоторых горожан, существующий тариф нужно уменьшить.

Светлана Антушева, директор ООО «ТЦ Автотехтранс», член Ассоциации автотранспортников Архангельской области:

– Не надо ругать ПАЗик, потому что ориентироваться в нынешних экономических условиях на импортную технику экономически нецелесообразно. Есть автобусы марки ПАЗ класса повышенной комфортности, и они нисколько не хуже иностранных аналогов.

Игорь Годзиш, глава администрации Архангельска:

– Подписанное в начале года соглашение определяло, что должно измениться в этой сфере. К сожалению, качественных изменений мы не наблюдаем: ни горожане, ни городские, ни областные власти.

Андрей Попов, глава Ассоциации автотранспортников Архангельской области:

– По трехстороннему соглашению между правительством области, администрацией Архангельска и нашей ассоциацией предусматривалось, что методика для расчета экономически обоснованного тарифа на пассажирские перевозки будет разработана, утверждена и размещена в открытом доступе. К сожалению, этого пока не произошло.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №43 от 19 октября 2016

Заголовок в газете: Болезнь тяжелее – аппетит здоровее?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру