Концепцию развития Набережной Северной Двины признали «нежизнеспособной»

Фантастические идеи не соответствуют запросам населения и финансовым возможностям города

Возможности развития и благоустройства набережной обсудили в Северном морском музее. Дискуссия проходила в рамках VI Международного гражданского форума «2B SUSTAINABLE». Урбанистика», который проводит молодежная экологическая организация «Этас».

Фантастические идеи не соответствуют запросам населения и финансовым возможностям города

Концепция Набережной Северной Двины была разработана по техническому заданию департамента градостроительства Архангельска, но автор концепции нигде не указан. Однако он, конечно, существует – это архитектор, председатель Архангельской региональной общественной организации Союза архитекторов России Игорь Скрипкин. К сожалению, он, хоть и был приглашен, предпочел не участвовать в дискуссии.

Полет фантазии

Для начала немного расскажем о том, как же автор предлагает изменить облик Набережной.

Первое, что показалось довольно странным, – это то, что представленная администрацией города архитектурная концепция почему-то затрагивает лишь часть Набережной – даже не от моста до моста, а лишь от здания Северного морского музея до улицы Гагарина. Это пространство предлагается поделить на несколько функциональных зон: от здания Северного морского музея до монумента Победы задумана мемориально-историческая зона, от улицы Карла Маркса до Вологодской – спортивно-развлекательная и общественная зона, от улицы Шубина до улицы Гагарина – зона приречного отдыха.

Наибольшее число изменений вносится, как ни странно, в мемориально-историческую зону, характеризуемую как «ценнейший, исторический участок города». Проект предусматривает масштабную реконструкцию Петровского сквера, установку беседки Грина, мемориального поморского судна или подводной лодки, сооружение летнего амфитеатра, размещение павильонов в виде парусников и ряд других незначительных изменений, касающихся благоустройства: скамейки, освещение, устройство лестничных сходов и так далее.

Апофеозом фантазии автора концепции является установка 20-метрового хрустального памятника «Якорь-Крест» на Красной Пристани. Звучит броско и пафосно, но для чего и кому этот памятник нужен, не совсем понятно.

Но на этом феерические мечты не прекращаются – в спортивно-развлекательной зоне предлагается установить по оси улицы Карла Маркса площадку с колесом обозрения, обзорные площадки слева и справа моста по улице Гайдара, деревянные беседки, бюст Федора Абрамова у областной библиотеки и ряд спортивных площадок с прокатом инвентаря, раздевалками и санузлами.

В самой неразвитой на сегодняшний день так называемой «зоне приречного отдыха» планируется сохранить естественное состояние местности – до улицы Гагарина пустить деревянные тротуары, поставить деревянные беседки и построить такие же деревянные сходы к реке. А у Кузнечевского моста в зоне стихийного пляжа предложено установить кострища!

С небес на землю

Особое место в дискуссии уделили установке памятников. Модератор дискуссии Владислав Дреко отметил, что общественность не слишком жалует установку новых памятников на Набережной, поскольку там их и так в достатке. Власти не могут уследить и привести в сносный вид даже то, что уже понаставили, так зачем устанавливать еще?

В социальной сети в группе «Архангельск: архитектура и градостроительство» проводился опрос среди подписчиков, как они относятся к установке хрустального «Якоря-Креста» напротив Петровского сквера? Большинство из них высказались против установки, другая часть респондентов ответила, что хотела бы сначала увидеть проект памятника. До сих пор никто не видел этого чудного монумента, и пока его можно только вообразить.

Заведующий отделом военной истории Архангельского краеведческого музея Игорь Гостев отметил, что представленная концепция Набережной игнорирует существующие проблемы, поэтому является нежизнеспособной. Сегодня пешеходная часть Набережной местами проваливается и размывается, люди там ноги себе ломают, но в планах лишь установка каких-то фантастических крестов. По его мнению, необходимо построить «обычную инфраструктуру для обычных людей».

Архитектор и профессор САФУ Юрий Барашков тоже призвал «приземлить» фантазии, ведь сегодня людям, которые гуляют по Набережной, не хватает банальных вещей – цивилизованных туалетов, мест, где можно согреться и перекусить.

Активист и блогер Антон Ершов считает, что концепция не дает ответ даже на простейший вопрос: для кого Набережная – для горожан или туристов? Возможно, туристу и будет интересно поглазеть на 20-метровый хрустальный крест, но какую пользу и главное, смысл он может принести обычному жителю города? Каждый день ходить смотреть на него не будешь.

А по мнению директора Северного морского музея, прежде чем тратить бешеные деньги на фантастические проекты, неплохо бы для начала решить насущные проблемы: нормальное освещение, уборка мусора, расчистка снеговых заносов...

В общем, почти единогласно участники дискуссии сошлись во мнении, что хватит ставить бесконечные памятники, нужно уже и о людях подумать, о том, что им нужно.

Где деньги, Лебовски?

Краевед-энтузиаст, коллекционер и антиквар Дмитрий Мацегора тоже предложил смотреть на вещи реально. Пафоса в концепции много, а где брать деньги? И сколько их вообще есть?

Эксперт московского Центра прикладной урбанистики Святослав Мурунов отметил, что вопрос о деньгах в дискуссии уместен, так как в бюджете Архангельска вряд ли заваляется лишних полтора миллиарда, а это тот минимум, который необходим на реализацию данной концепции.

Большинство горожан хотят видеть Набережную как прогулочную улицу, с зоной для занятия активными видами спорта и перекрытым автомобильным движением. С другой стороны, как совершать променад туристам, которые не всегда ради прогулки готовы покинуть туристический автобус или автомобиль? Тем более что погодные условия в столице Поморья не всегда позволяют пройтись пешком несколько километров. От имени всего туристического и экскурсионного сообщества высказалась Елена Дорофеева:

– Проектируя Набережную, необходимо предусмотреть парковочные места для автобусов и машин, если мы хотим принимать круизников и иностранцев. ГИБДД постоянно останавливает нас и штрафует водителей за то, что они показывают туристам Набережную, – рассказала она.

Также необходимо продумать, как можно будет привлечь людей на Набережную зимой? Гулять по морозу и ветру готовы единицы.

По мнению эксперта Святослава Мурунова, сегодня концепция выглядит сырой. Для того чтобы концепция отражала не только хотелки граждан, но соответствовала реальным запросам общества, необходимо провести исследование – определить трафик людей на Набережной в разные сезоны, их возраст, доход, среднее количество времени, которое они проводят на Набережной. Такого исследования на сегодняшний день проведено не было либо его результаты никак не были отражены в данной концепции.

В заключении дискуссии было принято решение направить в департамент градостроительства администрации города коллективное обращение от участников форума. В нем говорится, что предложенный вариант архитектурной концепции следует признать нецелесообразным и не рекомендовать его к реализации. На сегодняшний день необходимо привести существующие объекты инфраструктуры Набережной Северной Двины в нормативное санитарное и техническое состояние, а после провести комплексные исследования с привлечением локального экспертного сообщества по различным направлениям: культурологическому, историческому, экономическому и прочим. На основании исследований предложено провести открытый конкурс на разработку концепции, при этом при ее создании следует иметь в виду набережную на протяжении от Кузнечевского моста до округа Варавино-Фактория.

Юрий Барашков, архитектор, профессор САФУ:

– Я противник того, чтобы архитекторы и скульпторы сваливали на Набережную все «помои». Сегодня ее нужно просто привести в порядок. У нас нищенский бюджет, но привести в порядок то, что есть, нам под силу. Кроме того, Набережную нужно рассматривать от Соломбальского моста до Варавино, насквозь, это же прогулочная зона.

Евгений Тенетов, директор Северного морского музея:

– У меня предложение на данный момент пока одно – включите, пожалуйста, свет! Когда мы обсуждаем какие-то космические кресты, меня беспокоит вопрос – кто будет с хрустального креста пыль стирать? Кто будет переполненные урны убирать? Кто будет расчищать дорожку, чтобы зимой по Набережной можно было передвигаться? Наше городское хозяйство находится на первобытном уровне, поэтому о каких крестах может идти речь, я вообще не понимаю.

Святослав Мурунов, руководитель Центра прикладной урбанистики (Москва):

– Почему к созданию стратегии города не привлекаются художники? Ведь они лучше кого бы то ни было чувствуют городское пространство! Когда у вас кончаются идеи, всегда идите к художникам в их мастерские.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №49 от 30 ноября 2016

Заголовок в газете: Концепцию развития Набережной признали «нежизнеспособной»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру