Форум ректоров проводится с 2013 года, за это время два форума прошли на территории Кореи, в 2014 году гостей принимал Владивосток. Площадкой четвертого форума был выбран Архангельск и Северный (Арктический) федеральный университет. Корейские гости, проделав путь почти в восемь тысяч километров, признались, что так высоко забираться на Север им еще никогда не приходилось.
Стоит сказать, что это не первый опыт сотрудничества с корейцами. В рамках прошедших форумов САФУ удалось наладить взаимодействие с Корейским морским институтом, было подписано соглашение, которое позволяло преподавателям САФУ участвовать в международной школе морского права в Корее.
А раньше по инициативе генконсула Республики Корея тогда еще в Поморском университете был открыт центр корейского языка и культуры на факультете иностранных языков. Преподаватели и студенты знакомились с традициями и культурой Южной Кореи, смотрели художественные и документальные фильмы на корейском языке, благодаря корейской стороне фонд центра постоянно пополнялся книгами, учебными пособиями, которые помогали изучать корейский язык.
С момента создания САФУ сотрудничество с образовательными учреждениями Южной Кореи продолжилось и развивается по линии обменов преподавателями и студентами, а также участия в совместных международных мероприятиях.
Открывая форум, ректор САФУ Елена Кудряшова подчеркнула, что есть интерес к сотрудничеству с Южной Кореей в разных сферах:
– Наш университет чрезвычайно заинтересован в развитии взаимодействия с корейскими партнерами, особенно в таких направлениях деятельности, как судостроение и морская арктическая техника, экология и переработка биоресурсов, энергетика, информационные технологии, изучение корейского языка и культуры.
– Мы хотим поговорить о сотрудничестве между нашими странами, особенно в области судостроения, а также обсудить планы по венчурным стартапам, – добавил ректор национального университета Чечжу, председатель Корейского Совета по университетскому образованию Хо Хянчжин. – Это важно для укрепления связей между нашими странами, для развития научных и технических отношений.
Работа форума проходила в рамках двух секционных заседаний. В рамках первого заседания обсудили планы по межуниверситетскому сотрудничеству Кореи и России, второе заседание было посвящено сотрудничеству стран в области судостроения и совместного освоения Северного морского пути.
Альтернатива Суэцкому каналу
Сегодня наибольшую заинтересованность у корейской стороны вызывает логистика в Арктике. Страна намерена развивать судостроение, и альтернативой Суэцкому каналу видит Северный морской путь.
Руководитель департамента международного сотрудничества университета Каннын–Вончжу Ким Ёнсик рассказал, что в Корее рассматривают разные возможности перевозки грузов в Европу: по Северному морскому пути и железной дорогой. По его словам, сегодня необходимо узнать, какой из них наиболее выгоден с экономической точки зрения.
Ким Ёнсик считает, что наиболее конкурентоспособной является железная дорога, но из-за напряженных отношений с КНДР развитие данного логистического направления имеет смутные перспективы. Поэтому альтернативой пути через Суэцкий канал остается только Севморпуть.
Привычный путь в Европу через Суэц более протяженный – от Пусана до Роттердама дорога занимает порядка 35 дней, при этом существует угроза нападения сомалийских пиратов. Севморпуть короче на треть, позволяет использовать природные и морские ресурсы, но также имеет свои минусы.
По словам докладчика, Корейским морским институтом несколько раз изучался путь через Северный Ледовитый океан, исследователи отметили несколько отрицательных и проблемных моментов. Один из них, который вызывает наибольшее опасение корейской стороны, – это загрязнение окружающей среды в случае крушения судна. Из-за специфики территории локализовать и быстро ликвидировать последствия крушения будет не просто.
Второй отрицательный момент – это глубина северных морей. По сравнению с Суэцким каналом она меньше, а это значит, что большим баржам будет сложно двигаться по этому маршруту.
Чтобы использование Северного морского пути было экономически оправдано, необходимо эксплуатировать его не менее 160 дней в году. Однако без ледоколов использовать маршрут возможно только в течение ста дней. Использование ледоколов значительно повышает стоимость перевозки, что опять заставляет задуматься об экономической целесообразности.
Объемы перевозок по Северному морскому пути могут вырасти на фоне потепления климата. Сегодня в арктических водах меньше льда, чем было еще десять лет назад. Но точно спрогнозировать, во что выльется глобальное потепление, невозможно, поэтому коммерческая выгода пока не очевидна.
С другой стороны, использование Северного морского пути для морских перевозок может дать толчок развития круизных маршрутов. По словам Ким Ёнсика, со стороны общества в Корее есть большая заинтересованность в туристических программах в Арктике, чтобы люди могли почувствовать себя в экспедиции. Но здесь также остается нерешенная проблема безопасности маршрута.
– Ким Ёнсик в своем выступлении высказал ряд проблемных вопросов, связанных с Арктикой и эксплуатацией Северного морского пути. Они нам известны, и очевидно, что одновременно они мотивируют стороны к научным дискуссиям, совместным исследованиям, экспедиционной деятельности и подготовке специалистов, занимающихся вопросами изменения климата, сохранения тонкой экологической среды Арктики, создания комплексной системы безопасности жизнедеятельности международного региона, – добавила Елена Кудряшова.
Дружить надо
Сегодня торговый оборот между Архангельской областью и Республикой Корея составляет около 21 миллиона долларов в год. Из Поморья в Корею направляется древесина, целлюлоза и фанера, но сферы сотрудничества могут быть гораздо шире.
Архангельская область позиционируется как один из базовых регионов изучения Арктики, а Южная Корея является страной-наблюдателем в Арктическом совете, поэтому сотрудничество с ней для России выгодно не только экономическом плане.
– Для нашего региона Южная Корея интересна еще и тем, что три года назад это государство стало страной-наблюдателем Арктического совета и участвует в обсуждении всех вопросов, связанных с развитием Арктики. Корейские вузы и исследовательские центры сейчас активно вступают в большой сетевой Университет Арктики, который сегодня объединяет порядка 180 вузов и научных центров. Интерес к Арктике со стороны гостей из Южной Кореи очевиден – они неоднократно подчеркивали в ходе форума, что им интересно исследовать возможности Северного морского пути и развитие экологического состояния Арктики, – сказала ректор САФУ.
Свои намерения дружить университетами стороны подтвердили подписанием меморандумов о сотрудничестве между САФУ имени М. В. Ломоносова и корейскими вузами. Свои подписи под документами поставили ректор САФУ Елена Кудряшова, первый проректор Университета иностранных языков Хангук Ли Похва и проректор Университета Кунмин Пак Чханнян.