Корейцы планируют осваивать Северный морской путь

Несмотря на то, что Республика Корея не является арктическим государством, страна внимательно изучает потенциал грузоперевозок по Северному морскому пути

Использование северных морей имеет ряд преимуществ перед Суэцким каналом, но пока отсутствует уверенность в экологичности и экономической прибыльности этого маршрута. В Архангельске прошел IV форум ректоров ведущих университетов России и Республики Корея, в ходе которого обсуждались вопросы российско-корейского сотрудничества в сфере образования, судостроения, инновационных технологий, бизнеса и культуры.

Несмотря на то, что Республика Корея не является арктическим государством, страна внимательно изучает потенциал грузоперевозок по Северному морскому пути

Форум ректоров проводится с 2013 года, за это время два форума прошли на территории Кореи, в 2014 году гостей принимал Владивосток. Площадкой четвертого форума был выбран Архангельск и Северный (Арктический) федеральный университет. Корейские гости, проделав путь почти в восемь тысяч километров, признались, что так высоко забираться на Север им еще никогда не приходилось.

Стоит сказать, что это не первый опыт сотрудничества с корейцами. В рамках прошедших форумов САФУ удалось наладить взаимодействие с Корейским морским институтом, было подписано соглашение, которое позволяло преподавателям САФУ участвовать в международной школе морского права в Корее.

А раньше по инициативе генконсула Республики Корея тогда еще в Поморском университете был открыт центр корейского языка и культуры на факультете иностранных языков. Преподаватели и студенты знакомились с традициями и культурой Южной Кореи, смотрели художественные и документальные фильмы на корейском языке, благодаря корейской стороне фонд центра постоянно пополнялся книгами, учебными пособиями, которые помогали изучать корейский язык.

С момента создания САФУ сотрудничество с образовательными учреждениями Южной Кореи продолжилось и развивается по линии обменов преподавателями и студентами, а также участия в совместных международных мероприятиях.

Открывая форум, ректор САФУ Елена Кудряшова подчеркнула, что есть интерес к сотрудничеству с Южной Кореей в разных сферах:

– Наш университет чрезвычайно заинтересован в развитии взаимодействия с корейскими партнерами, особенно в таких направлениях деятельности, как судостроение и морская арктическая техника, экология и переработка биоресурсов, энергетика, информационные технологии, изучение корейского языка и культуры.

– Мы хотим поговорить о сотрудничестве между нашими странами, особенно в области судостроения, а также обсудить планы по венчурным стартапам, – добавил ректор национального университета Чечжу, председатель Корейского Совета по университетскому образованию Хо Хянчжин. – Это важно для укрепления связей между нашими странами, для развития научных и технических отношений.

Работа форума проходила в рамках двух секционных заседаний. В рамках первого заседания обсудили планы по межуниверситетскому сотрудничеству Кореи и России, второе заседание было посвящено сотрудничеству стран в области судостроения и совместного освоения Северного морского пути.

Альтернатива Суэцкому каналу

Сегодня наибольшую заинтересованность у корейской стороны вызывает логистика в Арктике. Страна намерена развивать судостроение, и альтернативой Суэцкому каналу видит Северный морской путь.

Руководитель департамента международного сотрудничества университета Каннын–Вончжу Ким Ёнсик рассказал, что в Корее рассматривают разные возможности перевозки грузов в Европу: по Северному морскому пути и железной дорогой. По его словам, сегодня необходимо узнать, какой из них наиболее выгоден с экономической точки зрения.

Ким Ёнсик считает, что наиболее конкурентоспособной является железная дорога, но из-за напряженных отношений с КНДР развитие данного логистического направления имеет смутные перспективы. Поэтому альтернативой пути через Суэцкий канал остается только Севморпуть.

Привычный путь в Европу через Суэц более протяженный – от Пусана до Роттердама дорога занимает порядка 35 дней, при этом существует угроза нападения сомалийских пиратов. Севморпуть короче на треть, позволяет использовать природные и морские ресурсы, но также имеет свои минусы.

По словам докладчика, Корейским морским институтом несколько раз изучался путь через Северный Ледовитый океан, исследователи отметили несколько отрицательных и проблемных моментов. Один из них, который вызывает наибольшее опасение корейской стороны, – это загрязнение окружающей среды в случае крушения судна. Из-за специфики территории локализовать и быстро ликвидировать последствия крушения будет не просто.

Второй отрицательный момент – это глубина северных морей. По сравнению с Суэцким каналом она меньше, а это значит, что большим баржам будет сложно двигаться по этому маршруту.

Чтобы использование Северного морского пути было экономически оправдано, необходимо эксплуатировать его не менее 160 дней в году. Однако без ледоколов использовать маршрут возможно только в течение ста дней. Использование ледоколов значительно повышает стоимость перевозки, что опять заставляет задуматься об экономической целесообразности.

Объемы перевозок по Северному морскому пути могут вырасти на фоне потепления климата. Сегодня в арктических водах меньше льда, чем было еще десять лет назад. Но точно спрогнозировать, во что выльется глобальное потепление, невозможно, поэтому коммерческая выгода пока не очевидна.

С другой стороны, использование Северного морского пути для морских перевозок может дать толчок развития круизных маршрутов. По словам Ким Ёнсика, со стороны общества в Корее есть большая заинтересованность в туристических программах в Арктике, чтобы люди могли почувствовать себя в экспедиции. Но здесь также остается нерешенная проблема безопасности маршрута.

– Ким Ёнсик в своем выступлении высказал ряд проблемных вопросов, связанных с Арктикой и эксплуатацией Северного морского пути. Они нам известны, и очевидно, что одновременно они мотивируют стороны к научным дискуссиям, совместным исследованиям, экспедиционной деятельности и подготовке специалистов, занимающихся вопросами изменения климата, сохранения тонкой экологической среды Арктики, создания комплексной системы безопасности жизнедеятельности международного региона, – добавила Елена Кудряшова.

Дружить надо

Сегодня торговый оборот между Архангельской областью и Республикой Корея составляет около 21 миллиона долларов в год. Из Поморья в Корею направляется древесина, целлюлоза и фанера, но сферы сотрудничества могут быть гораздо шире.

Архангельская область позиционируется как один из базовых регионов изучения Арктики, а Южная Корея является страной-наблюдателем в Арктическом совете, поэтому сотрудничество с ней для России выгодно не только экономическом плане.

– Для нашего региона Южная Корея интересна еще и тем, что три года назад это государство стало страной-наблюдателем Арктического совета и участвует в обсуждении всех вопросов, связанных с развитием Арктики. Корейские вузы и исследовательские центры сейчас активно вступают в большой сетевой Университет Арктики, который сегодня объединяет порядка 180 вузов и научных центров. Интерес к Арктике со стороны гостей из Южной Кореи очевиден – они неоднократно подчеркивали в ходе форума, что им интересно исследовать возможности Северного морского пути и развитие экологического состояния Арктики, – сказала ректор САФУ.

Свои намерения дружить университетами стороны подтвердили подписанием меморандумов о сотрудничестве между САФУ имени М. В. Ломоносова и корейскими вузами. Свои подписи под документами поставили ректор САФУ Елена Кудряшова, первый проректор Университета иностранных языков Хангук Ли Похва и проректор Университета Кунмин Пак Чханнян.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №49 от 30 ноября 2016

Заголовок в газете: Южная Корея делает ставку на Север

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру