Почему сфера бытовых услуг в регионе уходит в тень

Несмотря на то что ежегодно количество предприятий увеличивается, спрос на бытовые услуги среди населения, как ни странно, снижается

Рынок бытовых услуг всегда был наиболее заметной для людей отраслью, своеобразным индикатором изменений экономики. Его развитие всегда тормозили административные барьеры, высокие цены на сырье, материалы и оборудование, низкая платежеспособность населения, высокая арендная плата и другие. Однако сегодня наиболее актуальной проблемой становится нездоровая конкуренция, так как большое количество предпринимателей уходит работать в теневой сектор экономики.

Несмотря на то что ежегодно количество предприятий увеличивается, спрос на бытовые услуги среди населения, как ни странно, снижается

Сегодня в Архангельской области работает почти 2900 предприятий бытового обслуживания, в которых работает порядка пяти с половиной тысяч человек. Несмотря на то что ежегодно количество предприятий увеличивается, спрос на бытовые услуги среди населения, как ни странно, снижается. Кроме того, предприятия бытового обслуживания населения распределены неравномерно по территории области – большая их часть сосредоточена в крупных городах, а вот в сельской местности сеть объектов бытового обслуживания развита весьма слабо.

В столице Поморья прошел региональный форум «Перспективы развития сферы бытового обслуживания населения в Архангельской области», который был призван обозначить имеющиеся проблемы в данной сфере и выработать совместные пути их решения. На форуме были озвучены следующие цифры – за 2016 год было оказано услуг на четыре с половиной миллиарда рублей, а к концу года сумма должна составить, по предварительным расчетам, уже порядка шести миллиардов.

Какие виды услуг самые прибыльные – догадаться нетрудно: народу всегда хотелось комфортно передвигаться, комфортно жить, а потом так же комфортно и красиво отойти в мир иной; соответственно в топе доходности – ремонт транспортных средств, машин и оборудования, изготовление и ремонт мебели и ритуальные услуги.

– Самая большая доля приходится на ремонт и обслуживание технических средств, потому что суммы, которые население платит за ремонт транспортных средств намного больше, чем в парикмахерской. Этот рынок считается развивающимся и более легальным, – сказала заместитель министра по торговле Ирина Бажанова.

Также она отметила, что одними из перспективных форм ведения бизнеса являются сопутствующая и сетевая форма. В первом случае, это когда один вид деятельности усиливает конкурентное преимущество другого, например, сервисное обслуживание и ремонт бытовой техники и электроники.

Сетевой бизнес имеет большую прочность и обороты средств, которые даже в тяжелые времена позволяют удержаться на плаву. Одним из успешных примеров сетевого бизнеса является проект «Муж на час», суть которого сводится к оказанию услуг по разнообразному мелкому ремонту – починке замка, неработающей розетки или неисправной электропроводки. Впервые «Муж на час» появился в Перми в 2003 году, сегодня компания с таким названием есть и в Поморье. Эксперты отмечают, что успех компании состоит в точном определении незамеченного другими компаниями неудовлетворенного спроса на мелкий квартирный ремонт.

По ком звонит... звоночек

Высшая школа экономики и управления САФУ провела исследование рынка бытовых услуг Архангельской области, которое показало, что в 2015 году в регионе наблюдалось снижение спроса на несколько видов услуг: спрос на ремонт и пошив одежды упал на шесть процентов, на услуги фотоателье – на семь, парикмахерские и косметические услуги рухнули почти вдвое.

При этом тенденции снижения спроса можно наблюдать и в 2016 году, при этом новый год больше ударил уже по ремонту и пошиву одежды (минус 19,5 процентов) и по фотоуслугам (минус 21 процент).

В исследовании приняли участие 149 индивидуальных предпринимателей и руководителей организаций, зарегистрированные в десяти городах области.

На сегодняшний день предприниматели оценивают состояние своего бизнеса неоднозначно. Почти половина тех, кто занимается ремонтом и пошивом одежды и фотоуслугами, считают, что состояние их бизнеса никак не изменилось, а более сорока процентов – что ухудшилось. Парикмахеры настроены еще более пессимистично – более половины цирюльников считают, что состояние дел ухудшилось, еще восемь процентов думают, что существенно ухудшилось, и только 40 процентов полагают, что все осталось без изменений.

– Тревожит факт, что 13,3 процента опрошенных, работающих в сфере ремонта и пошива одежды, 12,2 процента – в сфере парикмахерских и косметических услуг, и 6,7 процента – в сфере фотоуслуг, и вовсе планируют закрыть бизнес, – констатирует доцент кафедры маркетинга и предпринимательства ВШЭиУ САФУ Татьяна Сидоровская. – Аналогичная ситуация в Архангельске – это тревожный звоночек.

Кто же вставляет палки в колеса малому бизнесу? Сами предприниматели жалуются на высокие тарифы по страховым взносам, систему налогообложения и высокие цены на сырье, материалы и оборудование.

– Предприниматели также отметили такой фактор, как рост безработицы, снижение платежеспособности населения, падение спроса на художественную съемку, высокую арендную плату и недобросовестную конкуренцию, – добавила Татьяна Сидоровская.

Многие предприниматели особое внимание заостряют на последнем пункте – недобросовестной конкуренции, так как многие их коллеги закрывают ИП и ООО, начиная оказывать услуги в частном порядке на дому, тем самым снижая свои расходы и увеличивая прибыль – иначе говоря, уходят в тень.

Серые схемы

Сложность ведения бизнеса, связанного с предоставлением бытовых услуг населению, связана также с невысокой рентабельностью – она составляет не более десяти процентов. Зачастую это затрудняет развитие бизнеса и внедрение новых технологий.

По словам главы региона, у областной власти существует определенное понимание проблем бизнеса в сфере обслуживания: это и арендная плата, и услуги ресурсоснабжающих организаций, и работа контрольно-надзорных органов... Так же, как есть понимание, почему предприниматели предпочитают выходить из легального пространства:

– Никто не рисует идеальных картинок, мы понимаем, что вы иногда вынуждены уходить в какие-то серые схемы, вынуждены решать вопросы оптимизации налоговой базы, но это всегда возвращается каждому из нас той или иной проблемой.

Вот, к примеру, общий объем фонда ОМС в Архангельской области составляет более 18 миллиардов рублей. Только десять миллиардов рублей формируют выплаты работающего населения. Порядка двух миллиардов приходится на пенсионеров и военных. Все остальное – серый сектор, который в итоге все равно оплачивают те, кто работает легально и платит налоги.

– Мы не преследуем цель кого-то поймать за руку сейчас, – успокоил губернатор. – Мы должны найти взаимоприемлемое решение для нас и для вас. Мы готовы обсуждать вопрос каких-то «налоговых каникул», преференций, связанных с имущественным комплексом. Но то, что мы сегодня должны найти варианты выхода – это очевидно.

Взять в пример хотя бы парикмахерские. Согласно статистике, их доля в общей структуре бытовых услуг занимают лишь шесть процентов. Однако всем ясно, что салонов красоты и парикмахерских гораздо больше – получается, в основном это теневой рынок.

Предприниматель, руководитель фирмы «Ваш стиль» Сергей Кисель отметил, что действительно сфера бытовых услуг сейчас переживает кризис:

– Для меня стало неожиданностью, что в исследовании на первое место в качестве препятствующих моментов вышли высокие тарифы по страховым взносам. Они действительно высокие, но, на мой взгляд, на первом месте стоит то, что доля теневого рынка составляет свыше пятидесяти процентов. Более десяти лет назад у меня был мастер, который сдавал полтора миллиона в год, но он ушел работать на квартиру.

В силу сложной экономической обстановки в стране многие начинают придерживаться стратегии снижения издержек – перестают платить налоги, арендную плату, их не проверяют различные контролирующие органы, за счет чего они получают сверхприбыль.

– Откуда берутся проблемы с кадрами? Все потому, что мои парикмахеры смотрят на тех коллег, которые ушли на квартиры и думают: «Почему я так не могу?». Если государство не займется своей главной функциональной обязанностью – созданием единой конкурентной среды, то ничего не будет, – считает Сергей Кисель. – Для того чтобы «нелегалы» становились «легалами», они должны видеть преимущества. У нас, к сожалению, наоборот, они видят только минусы – нас проверяют, нужно платить налоги и прочее.

Предприниматель предложил, чтобы тем, кто успешно на законных основаниях ведет свой бизнес, государство предоставляло какие-то льготы. В противном случае, если государство не может разобраться с нелегальным бизнесом, то пусть отменит налоги и для легального бизнеса, чтобы была создана конкурентная среда. Последнее предложение выглядит совсем нереальным, но это уже скорее крик о помощи.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №50 от 7 декабря 2016

Заголовок в газете: Серая сторона Силы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру