Поморский аскетизм: возможно ли внедрить искусство в городскую среду?

В Архангельске прошла дискуссия «Как рассказать работнику ЖКХ о паблик-арте?»

Архангельская область и ее столица не могут похвастаться обилием произведений искусства в городском пространстве, но при всем этом художники Поморья являются востребованными за рубежом, где успешно реализуют различные проекты. Почему так происходит и как сделать город привлекательным для местных художников?

В Архангельске прошла дискуссия «Как рассказать работнику ЖКХ о паблик-арте?»
Работа северодвинского художника Александра Менухова больше ценится в польском Слупске, чем в родном Поморье

На эти вопросы постарались ответить сами художники, искусствоведы, специалисты городской администрации и неравнодушные к искусству люди в рамках дискуссии «Как рассказать работнику ЖКХ о паблик-арте?». Встреча проходила в стенах музея изобразительных искусств.

Искусство не по плану

Модератор дискуссии, искусствовед и куратор проектов в общественном пространстве Екатерина Шарова во вступительном слове рассказала об утраченных работах, которые когда-то украшали город. В Городе корабелов в октябре этого года со стен трансформаторной будки в Сквере ветеранов исчезла работа по мотивам сказок Писахова художника Александра Менухова. Ее попросту закрасили в коричнево-кирпичный цвет в рамках планового ремонта.

Самое удивительное, что в 2013 году роспись была сделана за деньги управления культуры администрации Северодвинска в рамках проекта «Яркий город». Место и эскизы были согласованы, краска и материалы закуплены, хотя работал художник не за деньги, а за идею.

Сам художник говорит, что закрасили работу не сотрудники жилищно-коммунальных служб, а энергетики, им будка и принадлежит. Почему они закрасили роспись, они и сами не знают – им просто нужно было выполнить план по количеству площадей.

– Когда художник раскрашивает дом, он понимает, что это не вечно – максимум лет пять-десять. Понимание, что это рано или поздно закрасят, есть, поэтому я к этому нормально отнесся. Но странно то, что сам город выделил деньги на реализацию этого проекта, а потом сам и закрасил, – рассказал Александр Менухов.

Все это результат банальной несогласованности городских структур. Кстати, до того преображения будки, не очень культурные горожане часто использовали место рядом с будкой в качестве несанкционированного отхожего места. После того, как там появились герои писаховских сказок, свои нужды страждущие там отправлять перестали. Поэтому польза от стрит-арта бывает не только эстетического характера, но и вполне реальная.

Был у Александра и другой неприятный случай попытки добавить красок городу – напротив школы №15, все там же в Северодвинске, согласовали с администрацией раскраску еще одной будки. Когда стены будки были подготовлены к работе, собственник будки, у которого были недомолвки с администрацией, запретил покраску, а через несколько месяцев сам ее покрасил. После этого случая Александр больше ничего не делал в родном городе.

Нет пророка в своем отечестве

Участники дискуссии пришли к выводу, что местных художников не ценят на родине, в отличие от приезжих. Есть такой общественный стереотип, что приезжий художник лучше, он более компетентный и профессиональный.

– Нужно заявить о себе в Европе, чтобы тебя заметили здесь. Такое часто бывает, – констатирует Александр Менухов.

И в действительности получается так, что в зарубежных странах тебе рады куда больше, чем дома. Так, северодвинский художник совместно с польскими коллегами по кисти на фасаде здания в польском городе Слупске создали огромную фреску.

– Там проще. Там тебе не нужно думать о грантах. Самое сложное для художника – это написать грант – это работа для людей с немного другим складом ума. Художнику куда проще десять стен раскрасить, – говорит Александр.

Также совместно с командой фестиваля «Тайбола» в норвежском городе-побратиме Архангельска Вардё был построен гигантский арт-объект под названием «Драккар/Левиафан». У нас же в мае «доброжелатели» разобрали на дрова арт-объект «Пегас» с первого фестиваля «Тайбола», который прошел недалеко от деревни Солза в 2012 году. Кстати, одной из главных причин, почему в маленький норвежский городок приезжают туристы, являются произведения стрит-арта. Так и получается, что у себя мы закрашиваем и думаем, как же развить туризм в регионе, а кто-то это гостям показывает.

Видимо, не понимают, а может, кто-то не любит паблик-арт в Поморье. Это на себе почувствовали ребята из мастерской «Множество» и уличный художник Артем Хазанов, которые на заднем дворе музея ИЗО работали над проектом «Бабушка». Работа выполнена в традициях Русского Севера. При этом проект, естественно, был согласован и поддержан городской администрацией, в частности, департаментом культуры и молодежной политики. Несмотря на все это, ребятам приходилось слышать жалобы, угрозы и даже общаться с полицией, которую вызвал один из жителей дома.

– Очень много было негативных мнений от жильцов соседних подъездов, которые говорили: «Зачем вы это делаете? Лучше бы подъезды отремонтировали», – рассказала одна из авторов «Бабушки» Ульяна Тюпышева. – После завершения работы положительных отзывов, по крайне мере, в Интернете, было намного больше.

Идти цивилизованным путем

Искусство в городской среде может развиваться по двум направлениям: легальному и нелегальному. В первом случае стрит-арт согласовывается с властями, иногда даже оплачивается. Во втором случае – считается актом вандализма, и зачастую службы ЖКХ очень быстро от него избавляются. Оставаться в тени улиц или раскрыть свое имя – этот выбор каждый уличных художник делает сам.

– Если мы хотим, чтобы уличное искусство сохранялось и не уничтожалось, то нужно идти цивилизованным путем, то есть через согласование с администрацией, – сказал главный художник Архангельска Михаил Трещев. – Стрит-арт более уместен для спальных районов и окраин, которые на самом деле нуждаются в искусстве, в какой-то визуальной доминанте. На мой взгляд, там этот вид искусства было бы уместным.

Михаил рассказал, что еще до того, как занять должность чиновника городской администрации, участвовал в организации фестиваля уличного искусства «Сити-холст». Организаторы фестиваля пригласили немецкого художника, который масштабным полотном украсил фасад здания Выставочного зала Союза художников России. Михаил рассказал, что особое внимание уделялось тому, что будет рисовать художник. На тот момент немец выполнял серию работ в геометрическом ключе, которые были нейтральны по своему содержанию и не несли в себе какого-то конкретного посыла.

– Некоторые художники хотят своей работой бросить вызов, вызвать протест. Они вряд ли будут согласовывать свои действия, – говорит главный художник Архангельска. – Мотивация бывает либо творческая, когда я делаю то, что хочу, либо материальная, если мне за это платят. Так и паблик-арт может быть разным – если это провокация, то вряд ли она будет согласована, если это какая-то хорошая работа, которая является частью городской среды, которая ее гармонично дополняет, то другое дело.

Участники дискуссии пришли к выводу, что для сохранения стрит-арта хорошо бы ввести специальные таблички, на которых было бы написано, кто автор проекта, когда и на чьи деньги он был реализован. Возможно, это позволит избежать таких нелепых случайностей, о которых мы говорили выше. Другой вариант – выделение специального места под граффити и стрит-арт. Сегодня одна такая площадка есть даже в центре города – это стены музея ИЗО и проект «Под впечатлением», но попасть в «уличную галерею» непросто, потому что художники проходят строгий отбор сотрудников музея.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №50 от 7 декабря 2016

Заголовок в газете: Возможно ли внедрить искусство в городскую среду?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру