«Берегиня. Вместе в будущее!»

Фестиваль любительских и профессиональных фильмов собрал в Архангельске кинематографистов со всей России

В этом году фестиваль «Берегиня» прошел в областном центре уже в пятый раз, удивив своим размахом и насыщенностью программы. Символично, что свой первый юбилей фестиваль отметил в Год кино.

Фестиваль любительских и профессиональных фильмов собрал в Архангельске кинематографистов со всей России
Светлана Солдатова, Александр Шпагин и Владимир Лойтер в жюри фестиваля

В столице Поморья фестиваль проходил с 8 по 10 декабря. На него приехали гости из Москвы, Питера, Сыктывкара, Мурманска, Апатит, Ярославля, Перми, Железногорска, а также из стран ближнего зарубежья и Баренцева региона. Широко себя представила и Архангельская область: помимо Архангельска и Северодвинска в фестивале приняли участие Вельск, Котлас, Онега, Пинега, Каргополь, Нарьян-Мар и другие муниципалитеты.

Традиционно «Берегиня» объединила и профессионалов, и любителей кино. В программе киномарафона можно было найти работы на любой вкус: игровые и документальные фильмы, короткометражки, мультфильмы, кинозарисовки, путевые очерки, кинодебюты, этнографические картины и телевизионные программы.

Кроме того, северяне смогли посмотреть вне конкурсной программы и большое кино. На суд зрителям представил свою картину известный гардемарин, актер и режиссер Владимир Шевельков «О чем молчат французы». Кинорежиссер, сценарист и продюсер Сергей Снежкин показал режиссерскую версию исторического детектива «Контрибуция», а норвежский мастер Эрик Кнут Дженсен выдал на суд зрителя сразу две работы: «Обожженные морозом» и «Полярная звезда». Каждый из режиссеров после показа провел творческую встречу, где можно было задать вопросы и пообщаться с создателем картины.

На протяжении трех дней фестиваль работал сразу на нескольких площадках и проходил одновременно в двух городах: Архангельске и Северодвинске. Директор кинофестиваля «Берегиня-2016» заслуженный работник культуры РФ Владимир Лойтер признается, что организовать фестиваль такого масштаба было непросто – приходилось обивать пороги и «с шапкой» просить оказать финансовую поддержку фестивалю.

По его словам, главная задача и ценность фестиваля – дать зрителям взглянуть на современность незамыленным, чистым взглядом.

– То, что киноклубное движение нарастает, что кинолюбители возрождаются, – это заслуга и этого замечательного фестиваля. Это залог того, что выращивается та публика у которой есть интерес к авторскому и документальному кино, – сказал председатель жюри фестиваля, продюсер, президент Евразийской Академии телевидения и радио Валерий Рузин.

Помимо показов конкурсной программы, в рамках фестиваля проходили и интересные дискуссионные площадки. Одна из оных и открыла программу фестиваля.

Кино не для всех

Тема дискуссии звучала следующим образом: «Авторский кинематограф: в поисках зрителя». В обсуждении приняли участие члены жюри, приглашенные кинокритики, деятели культуры и гости фестиваля.

Существует статистика, согласно которой порядка двухсот фильмов ежегодно снимается при поддержке Фонда кино, но зритель видит только десятую часть из них. Почему так происходит, и как найти своего зрителя?

Кинокритик, историк кино, член правления Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России Александр Шпагин считает, что такие цифры статистики характерны лишь для провинциальных городов. Сегодня в Москве до зрителя доходит порядка 70–80 процентов авторского кино, хотя в конце 90-х – начале 2000-х цифры были аналогичные.

Ситуация поменялась по нескольким причинам, во-первых, в Москве сейчас сформировалась молодежная аудитория для элитарного и хорошего кино. Например, есть кинотеатр «Пионер», который показывает только элитарную, по-настоящему авторскую продукцию. Также авторское кино просачивается в обычные кинозалы, правда показывают их обычно не в прайм-тайм – до часу дня или после часа ночи. Кинокритик отмечает, что посещает такие сеансы с особым удовольствием.

– Туда приходит молодежь, никто попкорном не хрустит, стыдно достать смартфон! Если кто-то достает смартфон, ему делают замечание. Я люблю ходить на эти сеансы – там очень одухотворенно, – говорит Александр Шпагин.

Хватит гламура

Во-вторых, если столичные прокатчики видят, что фильм, который они решили запустить вторым или третьим экраном, набирает аудиторию, то они его тут же пустят первым. Александр Шпагин назвал прокат «зеркалом жизни». В России часто ругают прокатчиков за то, что они ставят лишь голливудские блокбастеры, но, по мнению киноведа, ругать стоит продюсеров, которые заточены лишь на «гламурный» кинематограф, не стоит.

– Где брать других, если другие еще хуже? Большинство продюсеров – это никакие не продюсеры – это трутни, которые налипли на тело кинематографического кита и топят его, – разразился критикой Александр Шпагин. – Рынок сценариев в России огромен и прекрасен, если читать, но в основном они так и лежат мертвым грузом.

По его словам, Госкино и Фонд кино нужно «сечь на Красной площади», потому что они спонсируют серость.

– В Год кино у меня было печальное состояние на «Кинотавре», потому что хуже «Кинотавра» я не видел за все 26 лет. Была пара-тройка хороших фильмов, но средний уровень был клинический. Никогда такого не было. Я уже подумал, что надо вешаться или брать автомат и идти расстреливать продюсеров, – сказал кинокритик (естественно, эмоциональное заявление Шпагина не стоит расценивать как руководство к действию. Прим. ред.).

Однако удивили его провинциальные кинофестивали, на которых стали пробиваться «интересные ростки» – независимые киностудии, делающие картины, которые никогда не пройдут в Госкино и Фонд кино.

– Хорошее кино всегда раздражает, потому что оно смотрит в бездну, а серость никого не раздражает. Это продукт злой, агрессивный, издевательский. Я понимаю, откуда они взялись, – от дикого раздражения и усталости, от гламура. Сегодня появляются такие картины, как «Дачники» Вартанова или «Дизлайк» Павла Руминова. В них есть трагическая острота, злая карнавальность, и это совершенно новое качество для российского кино, – считает кинокритик.

Главный зритель – молодежь

Директор телекомпании ТВ-21, президент мурманского международного фестиваля документальных фильмов и телевизионных программ « Северный характер» Светлана Солдатова рассказала, что сегодня именно у молодежи формируется привычка смотреть хорошее кино. Но, конечно, сначала необходимо это хорошее кино доставить до зрителя.

Когда только мурманский фестиваль набирал обороты, они также испытывали проблемы с посещаемостью, – люди ни в какую не шли в кинотеатры смотреть документальные и короткометражные фильмы. Организаторы «Северного характера» обратились к опыту норвежского фестиваля в Тромсё, который существует уже более двадцати лет и собирает аудиторию больше, чем население города.

– С этого года мы заметили такой парадокс – люди пошли. Им просто надоело просто развлекаться в больших торговых центрах, им захотелось чего-то умного, захотелось общаться, – рассказала Светлана Солдатова.

По ее словам, для того чтобы зритель пошел на авторское кино, необходимо продвижение на должном уровне и, конечно же, время, чтобы зритель сам понял, что ему близко.

Организатор Якутского международного кинофестиваля Ирина Энгелис рассказала, что у них ситуация с авторским кино значительно отличается от ситуации в России в целом.

– У нас в Якутии в кино ходят буквально на все, и редко бывает, когда в залах мало зрителя. У нас очень ярко выражено авторское кино. Наш зритель любит свое кино, ему нравится видеть то, что ему близко. Наши режиссеры постоянно мониторят те темы, которые интересны зрителям, продюсеры просматривают форумы, – сказала Ирина Энгелис.

Современное якутское кино – это признанный феномен. Зачастую местные картины, которые выходят в республиканский прокат, собирают больше зрителей , чем американские блокбастеры. Кроме того, якутских кинематографистов отмечают и на более высоком уровне – в октябре этого года триллер «Мой убийца» был принят на рассмотрение комиссией «Золотого глобуса» в номинации «Лучший иностранный фильм».

В принципе, якутов можно понять – в большинстве своем они обращаются к национальной тематике, этническим особенностям народа – это и интересно зависшей на «поликультурности» Европе. Почему «Атлантида Русского Севера» стала так популярна и просматриваема везде, где только можно? Ответ прост – в поисках мультикультурности мы все теряем свои корни. А они прямо у нас под ногами. Посмотрите бабушкины фотографии, поройтесь в дедушкином сундуке, послушайте сказки, которые вам читает на ночь ваша бабуля, – и вы поймете, где на самом деле живет история – она не в пыльных архивах, а здесь, где сохнут на берегу лодки, сушатся сети, где догнивает свой век деревянная церковь, где живут кикимора и леший...

К нам едет Кончаловский

Пресс-секретарь Архангельского молодежного театра Анастасия Дедешина рассказала о масштабном проекте «Кино в театре», приуроченном к Году кино, который в течение года реализовывался театром совместно со школой кино «Infilm».

Суть проекта в том, чтобы показывать фильмы, которые вряд ли можно будет увидеть в обычных кинозалах, в театре и проводить встречи с интересными кинорежиссерами, актеами, операторами и сценаристами. В течение 2016 года гостями проекта за этот год стали Александр Адабашьян, Кирилл Плетнев, Николай Лебедев, Павел Лунгин.

25 декабря состоится еще одна встреча. В кинотеатре «Русь» на закрытие Года кино в Архангельске приедет Андрей Кончаловский, который представит свой новый фильм «Рай» почти за месяц до начала официального проката картины в России.

Фильм «Рай» – это история трех судеб, которые переплелись в дни Второй мировой войны. История трех непростых жизненных выборов, которые приходится делать героям в невероятных и жутких обстоятельствах.

На 73 международном Венецианском кинофестивале фильм «Рай» получил награду «Серебряный лев». Сейчас работа российского режиссера номинирована на «Оскар».

Это уже не первый визит мэтра кино в Поморье. В октябре 2014 года Андрей Кончаловский представил фильм «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», снятый в архангельской области с участием местных жителей. Картина также была удостоена наградой 71 Венецианского кинофестиваля.

Кстати, проект «Кино в театре» планируется продолжать и в 2017 году.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №51 от 14 декабря 2016

Заголовок в газете: Берегиня

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру