Андрей Кончаловский: «Делаю картины для не жующих на просмотре зрителей»

Мэтра мирового и российского кинематографа лично приехал в Архангельск, чтобы показать свою новую картину «Рай»

В столице Поморья премьера «Рая» официально закрыла Год кино, при этом картину зрители смогли увидеть практически за месяц до старта официального проката. Это стало возможным благодаря Корпорации развития Архангельской области и лично губернатора региона Игоря Орлова.

По словам режиссера, «Рай» это второй фильм его новой творческой биографии. «Новую жизнь» в кинематографе Кончаловский начал с фильма «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», который был снят в Кенозерском национальном парке. Кстати, на его показе в Архангельске в 2014 году Андрей Сергеевич тоже лично присутствовал.

– Работая с жителями Кенозера, я обнаружил, что живой человек в кадре выглядит достовернее любого актера. Мне нужно было, чтобы артисты жили, а не играли, – говорит режиссер. – Леша теперь хранитель традиций у себя в Кенозере. Я очень рад, что это место после выхода картины приобрело еще большую популярность. Люди увидели эту божественную красоту природы и тишину, которая важнее любой музыки.

Описывая свой новый фильм, Кончаловский говорит, что «картина нелегкая» и зрителю придется достаточно много думать. Кстати, «Рай» уже получил «Серебряного льва» за лучшую режиссуру на 73-м Венецианском кинофестивале, а также вошёл в шорт-лист премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

Из краткой аннотации к фильму можно подумать, что это очередной фильм про ужасы Второй Мировой войны. Но сам режиссёр отмечает, что фильм получился совсем не об этом — он выходит за рамки войны, концлагерей и Холокоста.

– Фильм получился о сложной проблеме, суть которой заключается в том, что мы очень часто не знаем где добро, а где зло. Мы очень часто встречаемся с людьми, которые делают зло, а они думают, что они делают добро. Взять терроризм – все террористы убеждены в том, что делают великое добро, их очень сложно разубедить, – говорит Андрей Сергеевич.

При этом право судить кто плохой, а кто хороший, предоставлено зрителю.

Кино без попкорна

Андрей Кончаловский уже не раз заявлял о том, что его фильмы для тех, кто не ест попкорн во время просмотра. Об это он еще раз сказал и в Архангельске, во время встречи с местными журналистами.

– Главное не есть попкорн. В театре, консерватории, в храме попкорн не едят, а вот в кино в последнее время все время жуют. Есть кино, на котором можно жевать, а есть кино, где жевать не стоит. Я вообще делаю картины для зрителей, которые не жуют во время просмотра.

– А какую аудиторию Вы хотели бы охватить?

– Вы знаете, меня расстраивает понятие «охватить аудиторию», потому что это скорее связано с маркетингом. Представьте, вы бы спросили Льва Толстого: «Какую аудиторию Вы хотите охватить вашей «Войной и миром?». Он бы очень рассердился. Я не думаю, что надо кого-то «охватывать».

Произведение искусства – это искренняя попытка что-то понять. Сейчас у меня есть роскошная возможность делать фильмы для себя, в надежде, что кому-то еще это будет интересно. Так же мы делали и «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», я совсем не думал, что картина окажется призером Венецианского фестиваля. Для меня это было потрясение.

– Почему авторское кино сегодня не так популярно, как хотелось бы?

– Ну, потому что оно не старается никого «охватить». Есть «продукт», а есть произведение искусства. Это как «Макдональдс», который каждый может сделать сам, и уникальное блюдо, которое готовит только один повар.

– По вашему мнению, почему зрители все чаще предпочитают американское кино русскому?

– Во-первых, потому что американское кино рассчитано на тинейджеров и молодых людей. Вы заметили, что среди американских фильмов почти нет картин для родителей? Я уж не говорю про бабушек… Это маркетинг – кино делается для молодежи, а молодежь, как правило, серьезные проблема мало интересуют. Мы, к сожалению, воспитали целое поколение американских кинозрителей, которые скучают, когда нельзя есть попкорн и когда не очень громко.

Чтобы помолчать

Разница между искусством и развлечением, по словам Кончаловского, заключается в том, что развлечение возбуждает, а искусство не только возбуждает, но и заставляет подумать и помолчать.

– Самое ценное, ради чего мы такие картины и делаем, чтобы вы смогли помолчать, а не думать, куда бы пойти поесть, – добавил он.

Задавали вопросы не только мэтру кино, но и главе региона. Например, у Игоря Анатольевича поинтересовались, о чем они общаются с режиссером в кулуарах.

- О красивых девушках мы тоже, между прочим, говорим, - отшутился губернатор. – Я хочу сказать, что Андрей Сергеевич – философ, человек который рассуждает о жизни гораздо глубже. Как губернатор, я вынужден заниматься прикладными вещами, но иногда сделать паузу и пофилософствовать о жизни очень полезно. За это я особо ценю наши отношения и встречи.

Андрей Кончаловский также признался, что приезжать в Архангельскую область для него отрада – здесь уже есть родные люди и места. Возможно, он продолжит в ближайшем будущем сотрудничество с регионом в творческом плане. Но пока у него в планах снять фильм о Микеланджело в Италии. По примеру предыдущей картины, он хочет искать героев для фильма не среди артистов, а обычных людей на улицах Тосканы.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №1 от 28 декабря 2016

Заголовок в газете: Андрей Кончаловский: «Я делаю картины для зрителей, которые не жуют во время просмотра»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру