Святки: христианство или язычество

Наступил один из самых волшебных периодов года: время гаданий и желаний

Что такое святочные гадания, знают, наверное, все: православные, атеисты, приверженцы других вероисповеданий, живущие на Руси. Однако значение этого праздники с веками менялось, и многое из того, что дошло до наших дней, носит, скорее, некий характер обрядности и веселья, хотя и немногие знают, что стоит за этим мистическим временем.

Наступил один из самых волшебных периодов года: время гаданий и желаний

Как многие знают, святочные дни начинаются от появления первой звезды в канун православного Рождества и длятся до момента освящения воды на Крещение – как говорилось «от звезды до воды». Однако история праздники началась задолго до принятия христианства на Руси. Это время считалось нашими предками рождением нового молодого Солнца – Коляды, что означало поворот зимы на лето. Праздновались святки во всех населенных славянами землях от западных границ Польши до самых северных обжитых территорий Русского Севера.

Само название праздника этимологически восходит к старославянскому языку и означает «святые дни», освященные традицией и особой обрядностью, предполагающей соединение явленного и иного миров. Отсюда и народный обычай взывания к духам предков, который, впрочем, не слишком приветствуется православной церковью.

А вот традиция колядования, несмотря на многочисленные запреты церкви и властей, сохранилась и по сей день. Мало того, во времена, когда славянское язычество еще жило и даже пыталось отстоять свои права, этим дням приписывались возможности, напрямую восходящие к древней вере. Да осталось это значение и сейчас, хотя мало кто придает ему значение, понимая под этим некую гоголевскую сказку или не имеющую отношение к скрытой действительности праздничность.

Мир старой Европы знает несколько календарных праздников, когда становится возможным услышать своих ушедщих предков и получить недосягаемые в свовременной реальности знания. Это и Йоль у скандинавов, Самайн и Белтайн у кельтов. Естественно, были такие праздники и у славян. Их называли великими, поскольку отмечали они переход одного годового круга к новому. С приходом же христианства они стали считаться «поганскими», «дьявольскими» и даже в некоторых землях «вампирскими»

Церковь приняла календарные даты, которые соотнесла со своими, в результате чего существующее и по сей день неосознанное народное язычество слилось с апокрифическим христианством и воспринимается сегодня больше как часть христианского мира.

Так, к примеру, двенадцатидневное празднество связывается с тринадцатью беседами Ефрема Сирина, датирующимеся второй половиной IV века, или произнесенными в это календарное время проповедями Амвросия Медиоланского и Григория Нисского. Есть и другие привязки древнего праздника к событиям христианской истории. Так, например, праздничными признаны дни от Рождества до Богоявления еще во второй половине VI века вторым туронским собором.

Действовавший в Российской империи закон запрещал «в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни» - один из указов, который был призван отделить народное язычество от православия. После этого святки стали уже напрямую соотноситься к рождественским обрядам.

Катись яблочко

Как мы уже упомянули выше, святочные обряды связаны главным образом с неким магическим действом, предсказанием будущего. Это и выводит святочный период из обычного течения года.

Помните пушкинское яблочко, которое катилось по тарелочке и показывало желаемое? Вряд ли кто-то из вас задумывался, что гадание на блюдечке с призывами в форточку вроде «Пушкин, приди к нам погадать» напрямую связано с этим волшебным яблочком. Много ли найдется тех, кто ни разу не позволял себе прикоснуться к неизведанному в несколько дней до Крещения. Собирались даже в самые атеистичные времена, а узнанные сведения о личной жизни потом считались чуть ли не предсказаниями Нострадамуса. Мало того, во времена воинствующего атеизма на гадания собирались даже самые убежденные безбожники и расспрашивали «духа» с того света о судьбах страны. Рассказывали нам не только о призывах Пушкина или Петра Великого, но даже Сталина, Брежнева и Андропова. Но благо фарфоровое блюдечко, кусок ватмана или обоев и свечка были под рукой у всех. Иначе дело обстояло в деревнях архангельской губернии. Так, однажды нам рассказали такой способ узнать о своем будущем. Причем, девушки чаще пытаются чаще узнать свою судьбу, чем молодые люди, которым, как правило, не позволяет гордость. Еще в середине прошлого века в канун Крещения деревенские незамужние девки выходили на улицу к бане и, задрав юбку, прислонялись к банному оконцу. Смысл в том, чтобы понять, что схватит тебя за филей по ту сторону: волосатая рука – к богатому мужу, гладкая – к пьянице или бессеребрянику. И подобных обрядов существует огромное множество. Зависит от региона и особенностей местности.

Кое-где в дело вмешивается и домашняя живность. Так, к примеру, ставят рядом блюдце с зерном и миску с водой. Приносят петуха с курицей (понятно, что дело по нынешним временам непростое). Если петух подойдет сначала к зерну – жених будет хорошим, работящим и любящим, если к воде – пьяницей, ну а если обратит внимание на курицу – то и вовсе бабником.    

Поворот на лето

Поворот солнца с зимы на лето связывается как раз с неким открытием портала между миром живых и миров мертвых - Явью и Навью. А это и несет возможность получения неизвестных в нашем мире способностей, знаний, даров и прочего. Это некая граница света и тьмы, на переходе которой открываются врата в неведомое.

Но вместе с этим доступ в наш мир открывается и существам Нави – Иного мира, зачастую чуждыми человеку. Кстати, «белые ходоки» из «Игры престолов» имеют ту же природу, что и персонажи сказочных, казалось бы, русских присказок. Сны в этот период было приято считать вещими, поскольку по нашему миру ходили души умерших и потусторонние существа.

Как-то довелось разговаривать с одним деревенским батюшкой, который строжайше предостерегал от любых гаданий в святки. «Никогда не знаешь, кто придет на твой зов», - говорил он.

А вот кто приходит на зов живых, это уже отдельная история. В одной из деревень Архангельской области в ходу история о том, что сразу несколько человек из местной молодежи буквально сошли с ума после святочного гадания. Ушли в лес, после чего их не видели несколько месяцев, а весной их нашли мертвыми. Причем долгожители, свидетели этого происшествия, указывают на то, что тела не были тронуты зверем, хотя медведь и волк в той местности – зверь частый.

Ряженные

Именно со способом защиты себя от пришельцев из иного мира связывают и обряд ряжения. Колядки ассоциируются, по большей части, с ряженными, которые ходят по домам, поют святочные песни, требуя за это всякие угощения. Но ведь за веселой традицией стоит как раз обряд отпугивания нечисти, пришедшей из Иного мира.

Да и само по себе отпугивание связано больше с весельем, потому что позитивные эмоции намного сильнее «пугают» нечисть, чем раскрашенные лица и маски козлов и медведей.

Гадания

Зеркальный коридор

Ну и вот, расскажем вам наиболее распространенные способы гадания. Конечно, то, что мы писали про баню с выставленным окном, не вспоминаем.

Начнем с зеркал. Гадание с зеркалами – наиболее жуткий способ. Отражение в зеркале самом по себе несет связь с потусторонним. Но если девушка, как считается, сядет в темном доме напротив зеркала и поставит сзади себя другое, образовав некий зеркальный коридор, то сможет увидеть в отражении своего суженного, произнеся определенные слова. Самые распространенные «ряженый, суженый, приходи ко мне нынче ужинать».

Валенок

В северных деревнях было принято на святки выйти на улицу и кинуть валенок (время сейчас другое, поэтому роль валенка может сыграть сапожок или туфля). В какую сторону покажет голенище, оттуда и ждать жениха.

Ниточка

Опять же для девушек. Нужно отрезать по куску нити одинаковой длины и поджечь его. У кого быстрее нить сгорит, та быстрее и выйдет замуж. А вот если нить потухнет не догорев, прогноз куда хуже.

Иголка

Можно и попробовать узнать пол ребенка, который появится первым. Для этого берется обычная иголка для шитья, подвешивается на нитке и опускается вдоль руки того, на кого производится обряд. Совершая круговые движения, игла предскажет дочку, а движения маятника – сына. Оставаясь неподвижной, эта штука сулит бездетность. Кстати, иглу можно заменить и кольцом.

Тени

Гадание весьма сходно с гаданием по кофейной гуще. Смысл в том, чтобы распознать по остаткам символ или образ. Гадается на судьбу. Нужно всего лишь поджечь листок бумаги и по оставшемуся пеплу попытаться распознать, что сулит будущее. Лист комкают и кладут на тарелку. С помощью свечи проецируют его тень на стену. Именно по силуэту тени можно увидеть нужные вещи.

Бесчинство

Гаданий существует великое множество, но наши предки знали еще один способ обеспечить себе хороший год. Как ни странно, но это вряд ли будет приветствовано современным обществом. Называлось это бесчинством. Однако признаем, что бесчинства носили обрядовый характер. Это некое поведение, которое противоречит принятым в обычное время нормам. Можно было, к примеру, утащить с чужого двора вещи и разбросать их по крышам соседских домов, перегородить дверь кочергой. Подобные действия не носили какой-то злой цели, но были направлены на защитные цели. Смысл в том, чтобы сделать себя неузнаваемым для проникшей в наш мир нечисти. Хотя сегодня за подобные «кудеса» можно угодить в участок. Кудесничать таким образом было принято как раз у жителей Русского Севера. Столь странный обычай, кстати, живуч и по сей день, правда, сейчас его могут расценить не иначе, как хулиганством, со всеми вытекающими. А вот еще век назад он воспринимался, как желание молодежи слиться с разгулом нечисти в том намерении, чтобы она тебя не распознала.

«Гости»

А вот кто же мог прийти в наш мир. Это и души умерших, и так называемые «шуликуны» или «куляши», которые на Русском Севере относили к разряду святочных духов. Также мертвые могли принимать вид животных и творить свои бесчинства. Во время святок, как до сих пор считается в некоторых деревнях архангельской глубинки, сам сатана повелевает своим слугам бродить по земле и предсказывать живым их будущее. Но в Крещенский день все они должны уйти восвояси.

Что интересно, остатки праздничного ужина не принято было убирать со стола, чтобы было чем угостить «гостей» из другого мира, если те явятся в дом. Готовили даже поминальную кутью, чтобы умилостивить умерших.

Есть еще множество обычаев, связанных со святочными днями, и многие из них в том или ином виде живут в северорусских деревнях. Правда, мало кто придает им то значение, что было раньше. Но теперь, празднуя конец новогодних праздников, стоит повнимательнее изучить наше наследие, поспраашивать бабушек… Ведь все не просто так, наверное.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №3 от 11 января 2017

Заголовок в газете: Святки на Севере: христианство или язычество

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру