Бумажные талоны заменят электронными проездными

Современные способы оплаты проезда оценили не все, да и у перевозчиков есть впоросы

В Архангельске вводится электронная система оплаты проезда в городском пассажирском транспорте. Первыми новшество времени на себе опробуют льготники и пенсионеры старше 70 лет. Уже с 1 марта 2017 года проезд по бумажным социальным талонам будет отменен.

Современные способы оплаты проезда оценили не все, да и у перевозчиков есть впоросы
Выдача электронных проездных в КЦ "Луч" обернулась часовой очередью для пенсионеров

С декабря прошлого года началась поэтапная выдача электронных проездных (льготных транспортных карт), которые пока получают только ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны и граждане в возрасте 70 лет и старше. Транспортные карты данным категориям выдаются бесплатно на длительный срок использования. Однако в случае утраты или повреждения карты ее восстановление обойдется держателю в 70 рублей.

Согласно положению об электронном проездном билете, транспортные карты вводятся в целях повышения качества транспортного обслуживания населения и позволяют производить безналичную оплату проезда.

– Электронный проездной решает много проблем: получить его необходимо только один раз, затем 20 бесплатных поездок будет зачисляться на карту автоматически каждый месяц, – рассказал сказал главный специалист управления транспорта и связи департамента городского хозяйства Анатолий Смирнов. – При этом администрация, благодаря тому что карты являются именными, сможет знать, когда и по какому маршруту была совершена поездка, а значит, оплачивать только реально оказанные услуги.

Всего в Архангельске «активных» получателей льготы на проезд около 26 тысяч человек. На 18 января было выдано уже более шести тысяч пластиковых транспортных карт.

Выдают электронные проездные в культурных центрах и библиотеках города, расположенных в разных округах. Получить электронный проездной можно в любом из пунктов выдачи, вне зависимости от места проживания.

Справка МК:

Администрацией города был разработан график выдачи проездных, согласно которому последний день выдачи – 20 февраля. Те, кто в этот срок не успеет получить проездной, с 1 марта по этому вопросу смогут обратиться к муниципальному организатору перевозок «АППП» по адресу: ул. Урицкого, д. 47, корп. 1, каб. 46 (4 этаж).

Снова урезали

Мы побывали на одном из пунктов выдачи льготных транспортных карт – в культурном центре «Луч» в округе Майская горка. Уже к 11 часам утра, а пункт начал свою работу в 10 часов, у входа в центр скопилась большая очередь. Пожилым людям приходилось по часу стоять на улице, прежде чем попасть внутрь, а ведь на дворе не май месяц.

Проездные выдавали прямо в холле культурного центра, где были поставлены четыре стола, к которым по очереди подходили люди. Получив карту, многие спрашивали, что с ней делать дальше и как пользоваться. Работники, выдававшие карты, поясняли, что в автобусе ее нужно предъявить кондуктору, который при помощи специального устройства спишет с карты одну поездку.

Стоит сказать, что в такой напряженной атмосфере, работники отвечали на все вопросы пенсионеров довольно вежливо и спокойно.

Мы поинтересовались у пожилых людей, что они думают о введении в Архангельске электронных проездных.

– Я к этому отношусь плохо, потому что нас снова «урезали». Когда я на руки получала 60 талонов, я знала, что если в первый месяц никуда не поеду, то они останутся на следующий. Но теперь неиспользованные поездки будут списываться, – говорит архангелогородка Нелли Чудинова. – Нам на три месяца 60 талонов не хватало, потому что если надо в поликлинику, то сначала записываешься к врачу, потом едешь на прием, затем посещать разные процедуры…

Многие жаловались на большую очередь, называя все происходящее ни чем иным как «издевательством над пенсионерами». Люди привыкли, что могли получить социальные талоны в любой день и в удобное время в ближайшем киоске.

– Я живу на улице Смольный Буян, карту можно получить в любом из культурных центров, но везде точно такие же очереди. Все-таки что-то не продумано, для людей не очень удобно сделано, – говорит пенсионерка Людмила Адольфовна. – А картами еще не попользовались, поэтому трудно пока сказать будет это удобно или нет.

Перевозчики «за», но с оговоркой

По словам руководителя ассоциации автотранспортников Архангельской области Андрея Попова, перевозчики Архангельска поддерживают внедрение электронной оплаты проезда:

– Уход от талонов и переход на современную электронную систему оплаты проезда – это реалии времени. В целом, входящие в ассоциацию перевозчики понимают необходимость и нужность этого.

Сейчас решается вопрос закупки необходимого оборудования с администрацией города. Согласно положению, которое вступает в силу с 1 марта, каждый автобус должен быть оборудован валидатором, с помощью которого можно получить достоверную информацию о пассажиропотоке на транспорте.

По словам Андрея Попова, стоимость такого устройства составляет порядка 34 тысяч рублей. Их перевозчики должны приобрести на собственные средства.

– Перевозчики не начали закупать валидаторы по одной простой причине – администрация будет проводить оптимизацию маршрутной сети, а это значит, что часть маршрутов будет ликвидирована, а часть изменена. Эта ситуация очень настораживает перевозчиков, – считает он.

А опасаются перевозчики и того, что сейчас они закупят все необходимое оборудование, а через полгода с ними расторгнут договоры. Тогда какой смысл вкладывать деньги?

– Сейчас мы ведем диалог с администрацией, чтобы наших перевозчиков оставили до 2020 года. Федеральное законодательство это позволяет. Если бы власть пошла на это, то и перевозчики бы начали вкладывать деньги в новые автобусы и закупать валидаторы, – говорит Андрей Попов.

По словам Андрея Анатольевича, перевозчикам в пример постоянно приводят опыт Санкт-Петербурга, где электронная система оплаты проезда хорошо себя показала. На прошлой неделе представили перевозчиков и администрации города посетили Северную столицу, чтобы воочию увидеть электронную систему в действии и более детально ознакомится с механизмами ее работы.

– Мы согласны, что там все хорошо, потому что власть идет навстречу перевозчикам. Например, со всеми перевозчиками были продлены договоры до 2020 года, – рассказал руководитель ассоциации. – В 2010 году, когда в Петербурге вводилась электронная система проезда, 30 тысяч валидаторов закупила администрация города и выдала перевозчикам. Кроме того, у них и на коммерческие, и на социальные маршруты выделена субсидия. У нас тариф не повышался с 2015 года, в Санкт-Петербурге же тариф автоматически ежегодно повышается на величину инфляции. Также в тариф закладываются все инвестиционные составляющие, в том числе закупка валидаторов, новых автобусов и рентабельность  маршрута. У нас инвестиции в тариф вообще не закладываются.

По предварительным подсчетам, для того чтобы оборудовать все автобусы в Архангельске валидаторами, потребуется свыше 13 миллионов рублей.

Успеют ли перевозчики договориться с администрацией и закупить оборудование в срок – большой вопрос. Отсюда и другой – как ездить льготникам, если оборудование не будет закуплено, а бумажные талоны уже будут недействительны? В положении прописано, что в случае отсутствия оборудования или неисправности терминала перевозчик обязан обеспечить бесплатный проезд пассажира. Но это зафиксировано лишь на бумаге, а вот в жизни могут возникать конфликты, потому что есть маршруты, на которых льготники составляют до 70 процентов от всех пассажиров.

Прощай, кондуктор

В поддержку этой инициативы высказалось и движение «Здоровый автобус». По словам представителя движения Антона Чулкова, введение электронных проездных билетов будет удобно как для льготников, так и для обычных пассажиров.

Если раньше пенсионерам приходилось четыре раза в год ходить за талонами, то теперь необходимо только один раз получить транспортную карту, на которую в последующем автоматически каждый месяц будут зачисляться двадцать бесплатных поездок.

При введении электронной оплаты проезда для всех категорий граждан, в наиболее выигрышном положении будут те люди, которые привыкли пользоваться безналичным расчетом и могут не иметь при себе наличности.

– Введение системы электронной оплаты проезда, в том числе, поможет оптимизировать расходы перевозчиков и свести на нет случаи умышленного уменьшения объема выручки персоналом, несмотря на то, что транспортникам нужно вложить сумму более 17 миллионов рублей для оснащения валидаторами всех автобусов в Архангельске, – рассказал Антон Чулков. – Во-вторых, закупка электронных устройств, и обучение персонала работе по новой системе – это один из шагов к введению бескондукторной системы сбора оплаты за проезд. По моему мнению, рано или поздно персонал будет либо полностью, либо частично заменен электроникой, что в итоге несколько сократит расходы транспортников.

Еще один из плюсов – система сможет показать реальные пассажиропотоки, а следовательно, и доходы перевозчиков, чего многие из них, возможно, и опасаются.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №5 от 25 января 2017

Заголовок в газете: Что б в кармане не звенело

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру