Переходить реку по льду в Архангельске опасно - а вдруг ледокол навстречу?

В Архангельской области открыто 132 ледовые переправы

Ледовая переправа – не просто накатанная по льду дорога, соединяющая берега, но сложное инженерное сооружение, оборудование и содержание которого требует больших сил и средств. Ледовые переправы в Архангельске – это вообще уникальное для всей России явление, потому что они проложены через русло с судовым ходом. А, как известно, порт в Архангельске действует круглогодично.

В Архангельской области открыто 132 ледовые переправы

Для жителей отдаленных и островных территорий на зимний период ледовые переправы становятся единственной связью с «большой землей», возможностью доставки продуктов питания, предметов первой необходимости, стройматериалов и оказания медицинской помощи.

О состоянии ледовых переправ в Поморье «МК в Архангельске» рассказал главный специалист-эксперт отдела безопасности людей на водных объектах ГУ МЧС России по Архангельской области Андрей Лесюк.

– Андрей Степанович, сколько ледовых переправ в зимний период планировалось к открытию в Архангельской области и сколько на сегодняшний день уже открыто?

– В прошлом году в области было открыто 134 ледовых переправы и столько же мы планировали открыть в этом году. На сегодняшний день открыто 132 переправы.

– По каким причинам еще две переправы не открыты?

– Не две, а может быть даже больше, потому что в конце февраля – начале марта открываются технологические переправы для вывоза леса, который был заготовлен в осеннее и зимнее время, и завоза топлива и продовольствия в отдаленные населенные пункты. Грузоподъемность этих переправ до 30 тонн. Технологические переправы открываются в последнюю очередь.

Справка МК:

В среднем в области открывается от 130 до 140 ледовых переправ.

– Как, по вашему мнению, в этом году проходила работа по оборудованию ледовых переправ?

– В этом году для обустройства переправ были очень благоприятные погодные условия. Октябрьские и ноябрьские морозы создали крепкую ледовую поверхность. Когда погода переменчивая – сначала мороз, потом оттепель и сырой снег, а затем снова мороз, то лед получается слоистый. В этом году хороший, крепкий лед. Почти сто переправ были открыты до Нового года.

В 2015 году большую часть переправ пришлось закрыть перед Новым годом, потому что была длительная оттепель. Снова открылись они уже в середине января.

На льду шутки плохи

– В Архангельске все переправы открыты и функционируют?

– В Архангельске ежегодно открывается восемь ледовых переправ, из них семь являются уникальными на всю Россию. Порт в Архангельске работает круглогодично, поэтому переправы организованы через судовой ход.

В постановлении администрации области «Об утверждении Правил охраны жизни людей на водных объектах в Архангельской области» есть пункты о мерах безопасности при пользовании ледовыми переправами, где описано как устраивается пешеходная ледовая переправа через судовой ход.

Во втором документе «Обязательные постановления в морском порту Архангельск», утвержденным Министерством транспорта РФ, в пунктах с 166 по 171 расписан порядок прохождения судов через пешеходные переправы – как судно должно подходить к переправе, в какое время суток, после прохода переправы судно, а, если их несколько, то последнее из них, должно намыть судовыми винтами лед на то место, где будут выложены мостки.

Персонал на переправе внимательно следит за этим. Когда судно намоет достаточную массу льда, ему дается отмашка, и оно уходит. После этого на лед выкладываются мостки – сначала тоненькие для персонала, а затем на них укладываются настилы с перилами.

В позапрошлую субботу так получилось, что на переправе на острове Кего персонал выложил мостки, а настил с перилами положить не успел, и народ, который ждал на льду 3,5 часа открытия переправы, пошел по этим мосткам.

– Каждый раз переправу приходится закрывать на такое длительное время при проводке судов?

– Нет, обычно это занимает 15–20 минут. Здесь же неподалеку от переправы застрял сухогруз, для его извлечения был послан ледокол. Переправу закрыли на 3,5 часа из-за ледокольных работ. За это время у переправы скопилось большое количество народа. В той ситуации ничего угрожающего для жизни людей на переправе не было.

Вообще между администрацией города и капитанией порта есть договоренность, что с семи до десяти и с семнадцати до двадцати часов пропуск судов не осуществляется, чтобы народ мог спокойно пользоваться переправой.

Я здесь работаю с 2011 года и за все это время ни на одной ледовой переправе на территории области не было допущено ЧП, тем более с гибелью людей.

Была ситуация в 2013 году, когда у села Вознесенье под лед провалился «Камаз». Ледовая переправа идет с Цигломени до Вознесенья, а ему надо было завести стройматериалы в деревню Ластола. На переправе был установлен знак 10 тонн, но «Камаз» весил больше. В Цигломени лишний вес был выгружен. Если бы он поехал по переправе, то доехал бы нормально, но, не доезжая 150 метров до конца переправы, он свернул и пошел по реке.

Толщина льда на переправе доходит до метра с лишним, а на реке такой толщины нет. Под Вознесеньем сильное течение – лед на реке был буквально 10–13 сантиметров. Естественно такой лед не мог выдержать «Камаз». Трагедия произошла из-за недисциплинированности водителя большегруза. Из трех человек, находившихся в машине, выжить удалось только одному.

Проверка на безопасность

– Кто отвечает за безопасность на переправе?

– Согласно 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» безопасность людей на водных объектах возлагается на муниципальную власть. За обеспечением безопасности на транспортной переправе отвечает организация, которая ее эксплуатирует.

Любая ледовая переправа допускается к эксплуатации только после того, как инспектор ГИМС проведет обследование и выдаст акт ее технического освидетельствования.

Также инспекторы ГИМС, проводя рейды и патрулирования, проверяют есть ли на переправах изъяны, угрожающие жизни и здоровью людей. При необходимости они могут закрыть переправу, выдать предписание и установить срок для устранения замечаний.

– В этом году были выявлены несанкционированные ледовые переправы?   

– Была выявлена одна такая переправа в Устьянском районе. Инспектор написал заявление в администрацию района, полицию и прокуратуру. Так как переправой никто не захотел заниматься, она была просто закрыта.

Обычно же по решению администрации района несанкционированные переправы оборудуют и официально принимают в эксплуатацию.

– Чтобы закрыть переправу достаточно установки запрещающего знака?

– Во-первых, ставятся запрещающие знаки. Во-вторых, ее могут механически разрушить – трактором разломать съезды на лед, чтобы не произошло несчастных случаев.

По Архангельску хотелось бы положительно отметить работу администрации города по оборудованию ледовых переправ, потому что строительство и содержание каждой переправы стоит более двух миллионов рублей. Для населения островных территорий это очень важно, так как зимой появляется возможность завести стройматериалы.

– Как можно определить официальная ли это ледовая переправа?

– При подъезде к ледовой переправе обычно всегда стоит аншлаг, на котором написано название переправы и наименование организации, обслуживающей переправу. Если это транспортная переправа, то там множество дорожных знаков и стоят вешки со светоотражающими сигналами. На несанкционированных переправах этого ничего нет.

– Если на переправе выступила вода или появились трещины, безопасно ли будет по ней идти?

– Существует федеральный закон, который утвердил Водный кодекс, в соответствии с которым каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования. Запретить человеку выход на лед никто не может.

Некоторые муниципальные образования издают постановления о запрете выхода на лед, но прописывают там определенные критерии – определенную толщину льда, конкретные места, где запрещен выход.

Обычно вода выступает в местах близких к морю. У нас сильные приливные и отливные явления. Когда вода уходит, лед опускается и по берегам на льду образуются трещины, через которые начинает проступать вода. Для этого в начале переправы делают мостки, чтобы  люди не намочили ноги. Но так как все это очень дорого, то мостки такие делают не везде. Со стороны Кегострова таких мостков нет, поэтому народ там очень часто возмущается.

Несмотря на это лед продолжает оставаться безопасным, так как его толщина не уменьшается. Опасность наступает только весной, когда происходит сильное таяние льда.

– Недавно в Приморском районе было закрыто две переправы – в поселках Рикасиха и Цигломень. По каким причинам их закрыли и функционируют ли сейчас?

– Несколько дней дул северо-западный ветер, который нагнал много воды, поэтому подрядной организацией, обслуживающей данные переправы, их эксплуатация была временно приостановлена. Когда ветер сменится, то вода уйдет. Переправами можно будет снова пользоваться.

Ледовая значит бесплатная

– Есть ли в области платные ледовые переправы?

– В Архангельске есть платная понтонная переправа с лесозавода №14 до Маймаксанского лесного порта, но она нам не поднадзорна. Платных ледовых переправ в области нет.

Если администрация города или района не возмещает средства за пользование переправой ее владельцу, то она может быть платной. Обычно бесплатные переправы должны быть на трассах общего пользования.

Все переправы открываются с разрешения муниципального образования. Около 60 процентов всех переправ являются муниципальными, порядка 40 переправ содержит «Архангельскавтодор», остальные открывают предприниматели.

– А что делать человеку, если ему срочно нужна медицинская помощь?

– У нас с Кегострова и с других островов чуть ли не каждый день спасатели на аэросанях вывозят больных в город. Скорая уже ждет больного на причале.

Практически каждый день одного или двух людей с отдаленных населенных пунктов вывозят вертолетами. У спасателей заключены договоры со вторым авиаотрядом.

– Есть ли альтернатива ледовым переправам?

– Есть – строительство мостов. В этом году в Вельском районе не были открыты две переправы, потому что построили мосты, в Лешуконском районе через реку Вашка построили мост, в Пинежском районе также был открыт мост на реке Ежуга у поселка Широкое. Мосты строятся – количество переправ убывает, безопасность людей растет.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №7 от 8 февраля 2017

Заголовок в газете: По воде, аки посуху

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру