Будущий порт существенно приблизит море к Архангельску

Сегодня заканчиваются «полевые работы» по определению целесообразности строительства глубоководного порта. Делать окончательные выводы еще рано, но очевидно, что от проекта никто отказываться не собирается – речь идет лишь о пригодности предполагаемых участков расположения портовой инфраструктуры.

Будущий порт существенно приблизит море к Архангельску

Действующий ныне порт «Экономия» находится от областного центра довольно далеко, к тому же его характеристики не позволяют ему принимать суда с большой осадкой — до 9 метров. Особо глубоководным это, конечно, не назовешь. Проекты развития Северного морского пути и создаваемая транспортная логистика предполагают куда более широкие возможности.

17 метров под ватерлинией

– Нынешний порт Архангельска имеет ограничение по глубине, максимум девять метров в Экономии, – уточнил министр транспорта Архангельской области Вадим Кривов. – Планируется заход более грузоподъемных судов, здесь будет происходить развитие Северного морского пути. Это имеет большое значение для развития и Архангельской области, и всей страны.

Справка МК:

Проект строительства глубоководного порта в Архангельске включен в «Транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2030 года».

Геолого-изыскательские буровые работы по определению перспектив строительства нового порта велись сразу в двух местах – в районах Сухого моря и Никольской косы.

Всего пробурили шесть скважин для взятия проб грунта, которые теперь отправятся на тщательное лабораторное исследование, по результатам которого будет понятно, что на этом грунте можно выстроить и каких это потребует финансовых вложений.  

У обоих участков есть свои плюсы и минусы. Так, к примеру, по предварительным данным, Никольская коса выглядит более перспективным местом расположения порта. Плюсом ее является то, что сразу за ней начинается большая беломорская глубина. Хотя не обойдется без определенных трудностей – там около семи метров ила, и только глубже начинается грунт, пригодный для строительства инфраструктурных сооружений будущего порта.

– Глубже семи метров идут ледниковые суглинки, твердые грунты, пригодные для строительства, – уточнил заместитель начальника геологической партии Лев Варенцов. – Когда будет определено точное место строительства, объем бурения будет намного больше, чем сейчас: работы хватит не на один год.

А у Сухого моря характеристики несколько менее радужные – если исследователи придут к выводу, что порт должен быть именно там, то придется предусматривать и перспективы регулярной очистки дна от наносимого сюда морским течением ила.

В любом случае, по прогнозам, новый порт должен быть предназначен для захода большегрузов с осадкой, почти вдвое большей, чем та, на которую рассчитан действующий порт «Экономия».

Не подмажешь – не поедешь

Понятно, что средства, которые необходимо вложить в строительство, предстоят колоссальные. Принципиальный интерес к инвестированию проекта проявила китайская компания Poly International Holding Co. Соглашение с ней было подписано правительством Архангельской области. Кстати, с нашей стороны свою подпись на документе поставил генеральный директор акционерного общества «Арктический транспортно-промышленный узел «Архангельск» (АТПУ «Архангельск») Сергей Кокин, и по его словам, у потенциальных перевозчиков не возникает особых сомнений в том, реализуется ли проект. По крайней мере, понимая общий вектор развития транспортной логистики, АТПУ уже заручился предварительными уведомлениями от грузоперевозчиков о заинтересованности в развитии нового транспортного маршрута.

Справка МК:

Компания «Арктический транспортно-промышленный узел «Архангельск» была создана в мае 2016 года как управляющая компания для сопровождения и подготовки к реализации проекта строительства нового глубоководного Архангельского порта.

А заинтересованность непосредственно представителей Поднебесной весьма обоснована – появление крупного глубоководного порта в приарктической зоне на фоне прогнозируемого дефицита портовых мощностей в будущем позволит сформировать альтернативный, более оптимальный грузопоток в направлении Китая, государств Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы. Плюс строительство порта напрямую связано с другой «стройкой века» – железнодорожной магистралью «Белкомур», которая сократит путь грузов с Урала и из Сибири до выхода на Северный морской путь с перевалкой в Архангельском порту аж на восемь сотен километров, а соответственно, и стоимость их доставки.   

Также, по словам министра Кривова, сейчас активно ищется поддержка проекта и со стороны федерального Минтранса.

Цифра:

З0 млн тонн – такова оценка перспективного грузооборота Архангельского глубоководного порта к 2030 году.

Проводимые изыскательские и лабораторные работы по обоснованию выбора места строительства глубоководного порта, которые завершатся уже к концу марта, позволят предоставить потенциальным инвесторам более конкретизированную информацию и возможность видения реальных перспектив предполагаемых инвестиций. Иначе говоря, от слов к делу.

В общем, если все пойдет по плану, правовое и финансовое обоснование проекта будет готово к концу следующего года, до 2020-го будут проведены проектно-изыскательские работы, после которых приступят непосредственно к строительству порта и инфраструктурных объектов. А в 2023 году в порту пришвартуются первые суда. Причем, по словам руководителя АТПУ «Архангельск» Сергея Кокина, будущий глубоководный порт не будет пересекаться интересами с Мурманским, поскольку займет иную нишу в национальной транспортной схеме: «Я бы не говорил о какой-то конкурентной борьбе между портами Мурманска и Архангельска. Есть большая общая государственная задача – развивать Арктический регион, – цитирует министра издание «Бизнес-класс». – Мурманск – порт преимущественно для перевалки массовых инертных грунтов, в первую очередь угля. Мы ожидаем нефтепродукты и газовый конденсат».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №8 от 15 февраля 2017

Заголовок в газете: Если город не идет к морю – море придет к городу

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру