Дикий лесной северный олень – один из символов Севера – на грани уничтожения

В Архангельской области День дикого северного оленя отметили в минувшую пятницу

Повод для праздника более чем печальный – поголовье неуклонно сокращается. На территории региона осталось всего полторы тысячи животных.  

В Архангельской области День дикого северного оленя отметили в минувшую пятницу

Ровно два года назад ситуацию признали катастрофической и внесли оленя в Красную книгу Архангельской области. К событию приурочены многие мероприятия, направленные больше на экологическое образование, но уничтожение оленей продолжается. С разрабатываемой национальной арктической стратегией на проблему наконец обратили внимание. В борьбу за сохранение вида включились «Центр природопользования и охраны окружающей среды», Баренц-отделение Всемирного фонда дикой природы (WWF) России и Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики РАН.

Главными врагами этих животных остаются браконьеры и лесозаготовители. И первых, и вторых привлекает прежде всего нажива. Если браконьеры действуют осознанно, добывая животных на мясо и из-за целебных свойств его рогов, то вторые попросту не берут во внимание очевидный факт – с увеличением территорий рубок уменьшается ареал естественного обитания дикого северного оленя. Их попросту выживают с их территорий, не задумываясь о том, что следствием «развития экономики региона» может стать исчезновение очередного биологического вида. Но что это по сравнению с «развитием региона»?  

Чтобы оценить масштаб катастрофы, можно просто привести официальные цифры – еще лет 30–35 назад оленей в лесах северо-европейской части страны бродило около 17 тысяч особей. Сейчас их не больше полутора тысяч.

Тотальное истребление этих животных на территории Поморья запретили лишь с 2004 года. Но запрещение охоты на оленя не привело к ожидаемым результатам. Антропогенное воздействие на природу работает намного эффективнее «брутальных» мужиков с ружьями. Экологи полагают, что если в ближайшее время не будут созданы новые особо охраняемые природные территории в местах обитания северного лесного оленя, человек уже через десять лет сможет наблюдать их только в «чучельных» музеях и в справочниках безвозвратно утерянного.

А что, земли леопарда или тигра в Сибири и на Дальнем Востоке милостью президента страны созданы, но, как говорится, «не леопардом единым…»  

В связи с этим Баренц-отделением Всемирного фонда дикой природы России (WWF) и областным центром природопользования и охраны окружающей среды был объявлен конкурс, посвященный Дню дикого северного оленя. Партнерами его стали федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики Российской академии наук и научная библиотека САФУ.

Участие в конкурсе приняли около 1300 человек с четырьмя сотнями работ со всей территории Поморья. Победителей определили в номинациях «Кукла», «Экологический плакат», «Видеоролик» и «Литературное произведение». Конечно, конкурс получился больше образовательным проектом, но главное слово остается все-таки за лесопромышленниками, законодательными органами власти. Если бизнес и власть не пойдут на кардинальные меры и не перестанут думать только о ближайших экономических перспективах, дикий северный олень – одна из главных мифологем Севера – в ближайшее десятилетие может пополнить реестр вычеркнутых из списка живущих на этой планете биологических видов, тут уж к бабке не ходи. Готовы ли мы на такую жертву?

P.S. Кстати, у большинства народов Северной Европы – славян, кельтов, германцев, финно-угров – олень считался чудесным животным, соединяющим живущих с миром их предков, его рога были символом мирового древа, а сам он был зверем Солнца. Стоит ли его жизнь памяти бесчисленных поколений почитавших его народов или цена лишь в понятиях толщины кошелька и цифрах бюджета?

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №9 от 22 февраля 2017

Заголовок в газете: Зверь-солнце

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру