Недосол или пересол: не скользко – да, экологично - вопрос

В Архангельске намерены перейти на иной способ борьбы с гололедом

Применяющаяся сегодня на городских дорогах песко-соляная смесь – давно уже вчерашний день во многих мегаполисах страны. Столица Поморья до сих пор продолжает использовать довольно неэффективный и грязный метод отсыпки автомобильных магистралей и тротуаров. Однако так ли безопасна соль?

В Архангельске намерены перейти на иной способ борьбы с гололедом

В мэрии областного центра питерская компания «ИСТ» представила, по заверениям бизнесменов, куда более прогрессивную технологию как с экологической, так и с экономической точек зрения.

Инновационная «солянка»

Деятельность фирмы из Северной столицы опирается на инновационные технологии борьбы с гололедом. По словам генерального директора Сергея Мизитова, его компания использует целый комплекс мероприятий, основной принцип которых состоит в применении более продвинутых на сегодняшний день реагентов, разработанных на основе хлористого калия и хлористого натрия – солей, позволяющих не только выполнять абразивные функции, но и весьма эффективно плавить снег и лед на дорогах. Причем, как уверяет руководитель фирмы, последствия для экологии при этом методе сведены к минимуму.

Жители Архангельска каждую весну ежегодно сталкиваются с нехарактерными для Севера «песчаными бурями», когда рассыпанный за зиму песок с наступлением теплого сухого времени летает по улицам города, как по какой-нибудь Сахаре, а придорожные газоны, на которые сваливают убранный снег, превращаются в грязные лишенные растительности плеши, явно не украшающие и без того неказистый облик областного центра.

Инновационные солевые растворы, по заверениям представителей питерской компании, позволяют не просто воевать со скользкостью на дорогах, но и топить снег и лед. Хотя насколько это может быть эффективно в городе, большинство дорог которого не оснащено ливневой канализацией, пока не совсем понятно. Куда будет уходить талая вода, и не получим ли мы зимние лужи вместо зимних «катков»?

– Мы заинтересованы в использовании новых разработок. Это будет способствовать успеху борьбы с зимней скользкостью на дорогах и снизит уровень затрат на производство реагентов, – признал заместитель городничего по городскому хозяйству Виталий Акишин.

Соль или песок?

Пока новые «соляные» технологии опробуют в Архангельске в тестовом режиме. Журналисты «МК в Архангельске» тем временем поузнавали, как на самом деле обстоят дела в Северной Пальмире с приходом новых технологий. Выводы получились крайне неоднозначные.

Экологи Санкт-Петербурга отнеслись к применению новых методов более скептически, нежели чиновники архангельской мэрии. Так, к примеру, судя по их наблюдениям, соляные растворы не гарантируют полную экологическую безопасность. Во-первых, при отсутствии нормально функционирующей ливневой канализации город попросту рискует утонуть в огромных лужах. Во-вторых, отсутствие нормального парка снегоуборочных машин предполагает сваливание остатков нерастворившейся соли на газонах и обочинах автодорог и тротуаров.

Конечно, техническая соль дешевле песко-соляной смеси, но без своевременного вывоза с дорог она разрушает саму структуру почвы, превращая некогда живые участки в солончаки, на которых не может проклюнуться не то что молодая трава, но и гибнут уже растущие на этих местах деревья и кустарники. Вот, например, на Московском проспекте Санкт-Петербурга зафиксирована гибель привезенных из Германии лип, причем те же липы замечательно прижились на улицах, где новые технологии применялись в куда меньших объемах.

Экологи рекомендовали вообще отказаться от хлористого натрия в пользу других реагентов. Причем чиновники питерской мэрии в качестве упреждающего удара оперативно опубликовали пресс-релиз, в котором рассказывали несведущим петербуржцам об абсолютной экологичности используемых реагентов, доказывали, что применяют в парках и скверах обычный песок. Но песок в разы дороже соляных смесей. В Архангельске, напомним, тоже пытаются уйти от дороговизны и найти более дешевый способ отсыпки улиц. Экологичность песка, впрочем, можно увидеть на улицах столицы Поморья каждую весну и лето – черные запыленные газоны без признаков зелени.

И вот еще что: в довольно снежной Канаде, где уровень экологии на несколько порядков выше, чем в России, хлорид натрия входит в категорию токсинов.

Кстати, соляные смеси могут убить и домашних животных – если соль попадет в ранку, это может привести к самому печальному исходу.

А вот в соседней Финляндии и других странах «загнивающей» Европы для борьбы с гололедом используют магнитную крошку и кварцевый песок. Они, в принципе, снег не плавят, а действуют как абразив, но зато не убивают почву и деревья.

Так что, как выясняется, новые технологии – вовсе не панацея, а попытка закрыть проблему простынкой с красивым рисунком. Сама же проблема останется и никуда не исчезнет – это вопрос своевременной и качественной уборки дорог и вывоза снега. А посему приходится констатировать: сколько ни присыпай солью или песком – пока не будет нормального автопарка снегоуборочной техники и не будет четко налажена работа коммунальных служб, толку никакого. Сколько ни присыпай проблему, она не исчезнет.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №9 от 22 февраля 2017

Заголовок в газете: Недосол или пересол

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру