Елена Агафонова: «Гомеопатия снова уйдет в подполье»

Елена Юрьевна рассказала, стоит ли относить гомеопатию к науке, почему нет доказательной базы эффективности гомеопатических средств, и какое будущее ждет гомеопатию в России

Меморандум комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований, посвященный гомеопатии, вновь взбудоражил общество и поделил его на противников и защитников этого альтернативного метода лечения. Первые заявление комиссии РАН называют торжеством здравого смысла, ссылаясь на бездоказательность эффективности гомеопатических средств. Вторые, за двухвековую историю привыкшие к нападкам, продолжают верить в действие гомеопатии, руководствуясь не экспериментами, а исцелением пациентов.

Елена Юрьевна рассказала, стоит ли относить гомеопатию к науке, почему нет доказательной базы эффективности гомеопатических средств, и какое будущее ждет гомеопатию в России

Врач Елена Агафонова уже более двадцати лет в частной медицинской практике использует такой метод лечения как гомеопатия. В начале 2017 года она открыла первый в Архангельске центр классической гомеопатии.

– Гомеопатия существует более двухсот лет, но до сих пор вокруг нее существует огромное количество мифов, споров, критики. На ваш взгляд, почему так происходит?

– Я сама задавалась этим вопросом, если честно, потому что за двести лет гомеопатия побывала и на пике славы, и где-то попадала под запрет, потом к ней стали относиться спокойно. По моему ощущению, то, что происходит сейчас у нас в стране, происходит от невежества. На самом деле гомеопатию нельзя противопоставлять традиционной медицине, ведь это всего лишь метод лечения, не более того. Врачи-гомеопаты точно так же начинают лечение с определения и понимания этиологии и патогенеза заболевания, при этом сам гомеопат обязательно должен быть врачом.

Другое дело, что в стан гомеопатов затесались те, у кого нет медицинского образования, может быть, эти люди и подрывают основу гомеопатии и веру в нее. Гомеопатия пришла к нам из Германии, поэтому большинство исследований проводились в Европе, они колоссальные и имеют научное подтверждение. Нельзя говорить, что это лженаука. Хотя многие врачи говорят о том, что медицина – это не наука, а ремесло. Хороший врач, прежде всего – это ремесленник, который прекрасно знает физиологию, анатомию и психологию человека. Применяя эти знания, он получает хороший лечебный эффект.

В разгорании скандала свою роль сыграли и фармацевтические компании, потому что гомеопатические препараты дешевые, не имеют противопоказаний, ими нельзя отравиться или получить передозировку. Много плюсов при низкой стоимости.

Но я хотела бы сказать, что способ лечения всегда выбирает сам человек. Гомеопаты никогда не претендовали на первое место в лечебном процессе. Традиционная медицина со временем разделилась на специализации – есть гастроэнтеролог, терапевт, невролог, кардиолог, пульмонолог. Когда вы приходите в поликлинику, то попадаете к терапевту, который обладает всем комплексом знаний для того, чтобы простые заболевания так гастрит, бронхит, радикулит вылечить самостоятельно. Но система построена так, что врач-терапевт обязан направить пациента к узкому специалисту. Получается, что врач-гастроэнтеролог смотрит исключительно желудочно-кишечный тракт, он выявляет болезнь и лечит ее. Каждый из врачей видит какой-то свой орган, проводит его обследования и лечит этот орган.

В гомеопатии же принцип такой – мы не лечим отдельный орган и даже не лечим болезнь, мы заставляем внутренние резервы человека восстанавливать «статус-кво». Я считаю, что наш организм самодостаточен и способен на восстановление. Те, кто сейчас с пеной у рта нападают на гомеопатию, не обладают глубокими знаниями. Знаете, чему нас учили в институте? Тому, что материя – объективная реальность, существующая независимо от нас и от наших знаний о ней. То есть если кто-то чего-то не понимает, это совершенно не значит, что этого нет.

Доказать можно, но сложно

– В меморандуме, который выпустила комиссия по борьбе с лженаукой РАН, гомеопатию называют лженаукой, ссылаясь на то, что она не имеет научных оснований. А действительно нельзя научно доказать действие гомеопатических препаратов? Или таких исследований просто нет в России?

– Я с такими рандомизированными серьезными исследованиями в России не встречалась. Я видела заключения исследований, которые проводились в европейских клиниках и в США, там действительно существуют многотысячные исследования.

Но нужно понимать, что врач-гомеопат подходит к каждому пациенту индивидуально. Самим Ганеманом были прописаны конституциональные психотипы пациентов, их более двухсот – какие-то встречаются реже, какие-то – чаще. Конституциональный тип – это самое важное. Ганеман не был бы великим ученым и ему бы не ставили памятники в благополучной Германии и не преподавали бы этот метод лечения в медицинских вузах, если бы это было бездоказательно.

Давайте представим, что проводится исследование какого-то препарата, который должен снизить температуру. Для этого берется тысяча человек с температурой 38,5 градуса, которые принимают этот препарат. Если у более 60 процентов температура снижается, значит, препарат работает.

Как гомеопату взять тысячу человек с одним конституциональным типом? Это просто нереально. Врачей-гомеопатов крайне мало, в Архангельской области пальцев руки хватит их пересчитать. Чтобы провести такое исследование, нужно затратить колоссальные усилия, огромное количество финансовых средств, поэтому пока это никому не нужно.

– А сами врачи-гомеопаты претендуют на то, чтобы гомеопатию признали наукой? Вам это нужно?

– Нам это абсолютно не нужно. Когда я столкнулась с тем, что нужно узаконить деятельность, чтобы открыть кабинет, то первое, что пришло мне в голову – получение лицензии. Однако выяснилось, что гомеопатия не попадает в перечень медицинских услуг, которые нужно лицензировать. По большому счету, она вообще отрицается как медицинская деятельность и по некоторым распорядительным документам относится к народной медицине. Может быть, отсюда у нас и пошел крен – раз народная медицина, то кто угодно может стать гомеопатом. Человек, далекий от знаний классической медицины, может наломать много дров. Он может просто вовремя не увидеть и не распознать серьезное заболевание, которое требует глубокого обследования.

Я поддерживаю точку зрения, что нужно разработать документы, дающие право на получение лицензии для занятия гомеопатией, но по какой специальности – тоже вопрос. Например, врач-стоматолог тоже может быть гомеопатом, но он что должен получать лицензию по стоматологии? Это же глупо, я жду, что скажет на этот счет федеральное министерство здравоохранения. Я совершенно уверена, что гомеопатию не запретят, потому что нет никаких причин для этого. Но если удастся отсечь всех тех, кто не обладает достаточными знаниями для лечения данным методом, то это я только приветствую.

– Есть страны, в которых гомеопатию признали наукой официально?

– Я этим вопросом всерьез не интересовалась, поэтому лучше посмотреть статистику. Знаю, что Всемирная организация здравоохранения не препятствует гомеопатии, в некоторых странах гомеопатия оплачивается из страховой системы, где-то работают частные кабинеты.

Вы знаете, у нас ведь очень многое применяется из области недоказательной медицины, например, физиотерапия. Когда я работала в областной больнице сразу после института, там было сильнейшее физиотерапевтическое отделение, работали очень грамотные не только врачи, но и медицинские сестры, которые занимались физиотерапией. Это тоже недоказательная медицина, но она действует. То же самое иглорефлексотерапия – кто-то верит, кто-то нет. Не говоря уже о лекарственных препаратах – есть масса препаратов, которые мы закупаем, но у них нет доказательной базы.

– Может у нас в государственных медицинских учреждениях работать врач-гомеопат или применяться в лечении гомеопатические препараты?

– Я точно знаю, что гомеопатические препараты применяются в наших больницах, потому как они разрешены и входят в перечень разрешенных Минздравом России препаратов. Ими активно пользуются травматологи, стоматологи. Эти препараты дают очень хороший эффект.

Но это не классическая гомеопатия, которой я занимаюсь. Я использую монопрепараты. Каждому пациенту я определяю конституциональный тип и под него подбираю необходимый препарат. Если вдруг введут запрет на такие препараты, то мне жаль пациентов, которые останутся без помощи, не имеющей аналогов.

– Елена Юрьевна, вы получили классическое медицинское образование, долгое время работали участковым терапевтом, затем занимали должность главного внештатного специалиста министерства здравоохранения Архангельской области по профилактике, почему в итоге пришли к гомеопатии?

– На самом деле, к гомеопатии я пришла более двадцати лет назад, потому что в 1993 году, когда я училась на интернатуре, мне посчастливилось пройти обучение именно по гомеопатии, и все эти годы я ее не забывала и лечила своих близких. В 90-е годы у меня был первый частный кабинет врача-гомеопата, были очень хорошие результаты и постоянные пациенты. Но когда произошли некоторые изменения в семье, мне пришлось вернуться в традиционную медицину, в которой, обладая знаниями врача-гомеопата, я понимала, что любое заболевание можно и нужно профилактировать.

Получается, методу гомеопатии я никогда не изменяла. Совершенно логично, что набравшись опыта, я повторно проучилась на базе Первого МГМУ имени И.М. Сеченова по гомеопатии, получила официальное разрешение регионального минздрава и открыла центр.

Лечение больного, а не болезни

– Вы приверженец классической гомеопатии, в чем ее особенность? Основатель гомеопатии Ганеман придумал методы лечения еще в 18 веке, что-то поменялось за прошедшее время?

– Безусловно, за двести лет гомеопатия, как и все остальное, эволюционировала. Есть один препарат, который создали российские гомеопаты, он, кстати, является хорошим средством для лечения ожирения. В основном последователи Ганемана открывали новые препараты. Гомеопатия шла точно таким же путем развития, как и классическая медицина.

Чем классическая гомеопатия отличается от современной? Классическая гомеопатия – это не симптомная гомеопатия, это лечение человека или болезни, но никак не органа. Врачи-гомеопаты более углубленно изучают пациента, потому что у них есть на это время. Мы с пациентом общаемся по полтора-два часа, находимся всегда на связи, если у него появляются вопросы или сомнения, он звонит. У кого из наших врачей есть столько времени или возможностей? Ни у кого.

Современная гомеопатия – это когда выписывается рецепт, человек идет в аптеку и покупает необходимый препарат. В ней психотип человека не учитывается.

– Как проходит лечение пациента у гомеопата?

– Прием пациента состоит из трех частей. В первой части мы знакомимся и разговариваем, пациент рассказывает все о себе, о том, что когда-либо его беспокоило, начиная от макушки головы и заканчивая кончиками пальцев. Потом мы говорим о его душевном и психическом состоянии – как он реагирует на стресс и различные раздражители. Каждый гомеопат составляет для себя собственную анкету, по которой ведет опрос.

Во второй части мы переходим непосредственно к осмотру с аускультацией и измерением артериального давления. Здесь помогает клиническое мышление, если врач-гомеопат заподозрит серьезное, а может, уже и запущенное заболевание, то первое, что он делает – направляет на обследование.

Третья часть – составление плана дальнейшего лечения и рекомендации врача. Например, при лечении гомеопатическими препаратами нельзя пить кофе, нельзя употреблять алкоголь, нельзя курить, пища должна быть легкая и здоровая, чтобы вся энергия организма шла на его восстановление. В заключение – подбор препаратов. Затем пациент уходит и начинает вести дневник, в котором записывает все изменения, которые с ним происходят каждый день.

Большая доза убивает, а малая – лечит

– Что собой представляют гомеопатические препараты?

– Различные травы, минералы, соли, кислоты, есть даже яды. В Архангельске нет ни одной гомеопатической аптеки, у меня заключен договор с московским гомеопатическим центром, который мне поставляет лекарства. Я не буду рассказывать весь сложный процесс, как готовятся препараты – обязательно происходит потенцирование, растирание, динамизация и так далее. Существуют несколько стадий, которые фармацевты, изготавливая препарат, обязательно проходят для того, чтобы молекула, которая осталась после всех разведений, была в активном состоянии.

– А это миф или нет, что при многократном разведении лечебные свойства препаратов усиливаются?

– Я приведу простой пример – Интернет. Вы видите, как он проходит, если взять не кабельный интернет, а wi-fi? Необязательно то, что мы видим, можем пощупать и попробовать – и есть истина. Так и здесь работает принцип обратной связи.

Если мы какое-то растение заварили, настояли и выпили, и после этого появилась тошнота и рвота, то произошло отравление этим растением. У человека с проблемами желчевыводящих путей похожие симптомы – после приема жирной пищи у него возникает тошнота, а после приема алкоголя рвота. И это же самое растение, но в микродозе, снимет эти симптомы.

– За счет чего происходит усиление лечебных свойств при разведении препарата?

– Состояние любого вещества может быть инертным или активным. Ганеман говорил о том, что динамизация – это истинное пробуждение в натуральном веществе лекарственных свойств, скрытых, когда это вещество находится в индифферентном состоянии. Гомеопатические лекарства вызывают таким образом слабое раздражение патологического очага и получают в ответ развитие другой реакции, направленной на восстановление. Поэтому пища во время лечения гомеопатией должна быть простой и легкой, чтобы импульс, который мы получаем с гомеопатическими препаратами, прошел и не был разрушен.

– Главный принцип гомеопатии – подобное лечится подобным. Я читала, что некоторые врачи-гомеопаты выступают против прививок, но ведь принцип лечения тот же самый. Вы как относитесь к прививкам?

– Я не противник прививочных кампаний, может быть, потому что есть большой врачебный опыт. Я понимаю, что в 21 веке мы должны защищать себя и своих детей от различных агентов. Лучше предотвратить, чем потом лечить. Но при этом хочу сказать, что гомеопаты действительно противники прививок, потому что подобное вызывается подобным. В любом случае будут симптомы, которые свойственны вирусу или бактерии, от которой прививка сделана. Гомеопаты с большим стажем видят, что всплеск обращений родителей с детьми происходит после прививочной кампании.

– Еще очень часто говорят, что эффект гомеопатии не отличается от эффекта плацебо, действуют не столько препараты, сколько самовнушение. Какая ваша точка зрения на этот счет?

– Я не скажу, что это совсем наивно звучит. Безусловно, у более восприимчивых людей эффект от лечения будет быстрее, потому что он не отрицает процессы, которые начнутся в организме, он понимает, что они пойдут ему на пользу. Здесь параллельно включается еще собственный механизм на выздоровление. Этим может пользоваться врач любой специальности: если убедить пациента, что это лекарство поможет, тогда его эффективность будет выше.

Про эффект плацебо. Гомеопатией лечат детей, но ведь невозможно годовалого ребенка убедить в том, что у него ничего не болит. Гомеопатические препараты очень хорошо работают на детях, потому что организм чистый, иммунная система не подавлена различными химическими воздействиями и восприимчивость выше.

Также сейчас гомеопатия широко применяется в ветеринарии. Я у своей собаки после операции гомеопатическими препаратами снимала острые симптомы отека и боли.

– А улучшение состояния здоровья не может быть вызвано лишь строгой диетой, отказом от вредных привычек, то есть переходом на здоровый образ жизни?

– Конечно, это влияет, но к этому прибегает и любой другой специалист. Можно взять, к примеру, гастроэнтеролога, который лечит язвенную болезнь желудка. Двадцать лет назад человек с хроническим заболеванием каждую осень ложился в стационар на две недели. Он что не мог дома пить таблетки? Мог. Почему это делалось? Потому что его забирали из привычной ему агрессивной среды, где дома на ужин нездоровая пища, нервная работа и прочее. В стационаре ему прописывали щадящую диету, строгий режим дня, седативные средства, которые не позволяли гонять в голове одни и те же мысли. После прохождения такого лечения он до следующей осени прекрасно себя чувствовал и не знал, что такое язва.

Так же и в гомеопатии: диета – это дополнительный благоприятный фон, для того чтобы лечение было более коротким, а ремиссия – более длительной. Никакого противоречия с традиционной медициной нет, все идет по тем же самым принципам и канонам.

Серьезные заболевания – удел традиционной медицины

– К вам обычно пациенты с какими проблемами обращаются?

– Я очень люблю лечить различные нервные расстройства на эмоциональном фоне, особенно у женщин. Это очень благоприятная категория пациентов, которая быстро поддается лечению, им довольно быстро становится лучше.

Вторая категория пациентов – с кожными заболеваниями. Третья категория – часто болеющие пациенты, например, с хроническим насморком. Обращаются также пациентки с проблемами женской сферы.

– Пациенты обращаются после того, как получили медицинскую помощь, или сразу?

– Есть две категории. Первая прошла обследования уже везде. Пациенты не удовлетворены лечением, потому что понимают, что сейчас помогло, а через три месяца все вернется. Они уже через это проходили.

Вторая категория – это люди, которые не обращались к врачам, они считают себя здоровыми, но они хотят здоровье сохранить. Это мои любимые пациенты, у них есть какие-то проблемы, но они связаны пока только, например, с напряжением нервной системой. Они прекрасно понимают, что срыв может закончиться инфарктом или инсультом, и чтобы снять напряжение, они прибегают к гомеопатии. Случайных людей нет.

– Вы беретесь лечить какие-то серьезные болезни? Либо за сопровождение таких болезней?

– Сопровождение может быть при любом серьезном заболевании, на любой стадии. Сами гомеопатические препараты не имеют противопоказаний при лечении, например, химиотерапией. Если у человека есть серьезное заболевание и побочные эффекты как тошнота, резкая потеря веса и прочее, то гомеопатические препараты могут снизить острый фон побочных эффектов.

За тяжелые заболевания, такие как сахарный диабет, хирургические и онкозаболевания, я не берусь, но обязательно направлю пациента на обследование, посоветую, куда и к кому обратиться.

– На ваш взгляд, какое будущее ждет гомеопатию в России?

– В силу того что сейчас слишком много проблем в стране, в частности в здравоохранении, конечно, никто не будет заморачиваться с исследованиями. Мое мнение – гомеопатия снова уйдет в подполье, в котором она долгие годы и пребывала. Те пациенты, которые уже лечились у гомеопата, так и продолжат у него лечиться, новые пациенты будет приходить по «сарафанному радио». Пациенты останутся, но это снова отбросит развитие гомеопатии в нашей стране назад. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №10 от 1 марта 2017

Заголовок в газете: Елена Агафонова: «Гомеопатия снова уйдет в подполье»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру