По данным управления минюста России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, на территории двух регионов действуют 209 религиозных организаций, представляющих 15 конфессий. 17 организаций причисляют себя к различным христианским деноминациям – баптистам, христианам веры евангельской, пятидесятникам и неопятидесятникам – различным протестантским движениям.
Особенно активную работу эти организации, а в первую очередь их коллеги из Республики Коми, ведут на территории Ненецкого автономного округа, в особенности среди ненцев, ведущих традиционный образ жизни – живущих в чумах и разводящих оленей.
Основная зона миссионерской работы затрагивает восточную часть НАО – это бескрайние крайне малозаселенные территории тундры, где живут ненцы, а также поселки Каратайка и Амдерма. Кроме того, влияние новых религиозных организаций затрагивает и ненцев, проживающих на территории севера Республики Коми, а также западной части Ямало-Ненецкого автономного округа.
– География миссионерской деятельности харизматических организаций известна. Основную роль здесь играет церковь «Силоам», которую возглавляет молодой пастор Валентин Миронюк, ранее гражданин Украины, – рассказал руководитель центра «Гражданская безопасность» Архангельского отделения Российской ассоциации изучения религии и сект Денис Данилов. – Его церковь действует в Воркуте, что позволяет им охватывать большую территорию и Ненецкого округа. Такая работа ведется уже около десяти лет и напрямую поддерживается из-за рубежа так называемой «миссией Билла Панкарда». Эта территория достаточно изолированная и труднодоступная. При этом у них есть возможность покупать снегоходы и вездеходы, нанимать суда, завозить большое количество благотворительной помощи. Невольно задаешься вопросом: а для чего сюда вкладываются такие значительные ресурсы? Ведь ни американцы, ни канадцы просто так вкладываться не будут. С чем это может быть связано? На перспективу это может быть связано с попытками в будущем затруднить индустриальные проекты России в Арктике, используя при этом международное законодательство по защите прав коренных малочисленных народов.
По его мнению, при текущих темпах миссионерской деятельности харизматических и евангелических религиозных организаций на территории НАО в скором времени ненцев христиан, ориентированных на церковь «Силоам», станет больше, чем православных. Сейчас проповедью охвачено уже несколько сотен, в основном большой общины «Ямб то», что для ненецкого народа достаточно большая цифра.
– Ненцы – очень открытый народ. Их дома-чумы открыты для гостей. Это яркая черта всех кочевых народов. Кроме того, между представителями коренного народа – ненцами – и православными русскими на протяжении длительного времени существовали напряженные отношения. Мягко говоря, «на тройку» их можно оценить и сейчас. Связано это с давней историей хозяйственно-промышленного освоения Севера как в дореволюционный, так и советский период. На протяжении всего этого времени предпринимались попытки вытеснить из уклада жизни ненцев традиционную религиозность, связанную, прежде всего с шаманизмом, – подчеркнул архангельский сектовед.
Дефицит религиозности
Сегодня в Ненецком автономном округе сложилась парадоксальная ситуация – традиционное для ненцев язычество (шаманизм) практически кануло в Лету, в том числе и стараниями как православных, баптистских и харизматических миссионеров, так еще и советских атеистов. При этом и главные оппоненты новых религиозных групп – Русская православная церковь, а точнее Нарьян-Марская и Мезенская епархия – чисто в силу ограниченных ресурсов (всего несколько священников на огромную территорию НАО) не может вести эффективную миссионерскую деятельность среди коренного населения.
Да и у многих ненцев к православию достаточно прохладное отношение, связанное с историей освоения Арктики.
– С искоренением шаманизма был потерян целый пласт культурного наследия ненцев. Этот процесс активно проходил в период советской власти, хотя и ранее постепенно шаманизм перекликался с православием. Для ненцев шаман – это и психолог, и исповедник, и человек, к которому можно обратиться в любой жизненной ситуации. Сейчас их в округе нет. А те, кто ими прикидываются – это либо артисты, либо просто люди, которые используют этот образ для наживы. Раньше и в общине «Ямб то» были свои шаманы, которые бы не дали миссионерам перекрестить своих людей ни в православие, ни в баптизм, ни в другую религию, – рассказал член ассоциации ненецкого народа «Ясавэй», председатель СПК «Колгуев» Альберт Ардеев.
По его словам, большая часть тех ненцев, которые перешли в новую веру, ранее злоупотребляли спиртными напитками.
– Конечно, вести свою пропаганду среди пьяных намного удобнее. Многие им поверили и стали баптистами, – добавил Альберт Ардеев. –Миссионеры делают упор в своей работе именно на тех ненцах, которые живут в тундре, куда сложно добраться. А у них есть и техника, и возможности вести неограниченную пропаганду.
Есть и явный положительный плюс от перехода в новую веру – ненцы просто перестают пить. А для НАО – это достаточно серьезная проблема, особенно в так называемых национальных поселках, где нет работы, многие местные ненцы утратили традиционный образ жизни и деятельности.
– Необходимо понимать, что в религиозно-психологическом, экстатическом плане между молитвенной практикой харизматов и шаманизмом много общего, прежде всего можно говорить о чувственной страстной составляющей личности: акустическое воздействие, вхождение человека во взвинченное психическое состояние. Но если шаманизм – это природная вера коренного народа, глубочайшим образом связанная с историей, экологией, хозяйством народа, то протестантизм харизматического направления – это мягкая сила, чужеродная экспансия, – считает руководитель центра «Гражданская безопасность» Архангельского отделения Российской ассоциации изучения религии и сект Денис Данилов.
Неработающий «закон Яровой»
Как-то систематизировать работу религиозных организаций в плане миссионерской деятельности был призван так называемый «закон Яровой». Однако значительные неточности в описании понятия «миссионерская деятельность» дают повод с легкостью обходить эти ограничения.
– После принятия закона буквально в течение месяца два протестантских союза пятидесятнического направления РЦХВЕ и РОСХВЕ нашли решение, как его обойти, – пояснил Денис Данилов. – Для того чтобы официально проводить миссионерскую деятельность, необходимо официально зарегистрировать религиозную организацию. А поскольку закон называет миссионерской деятельностью только работу конкретной организации, то и обходится он довольно легко. Нет зарегистрированной церкви – значит, и миссионерской работы нет. Или привлекают членов организации, которые юридически не состоят в ней.
Аналогично деятельность подобных религиозных организаций затрагивает и другие регионы российской Арктики. Например, харизматические организации и баптисты ведут свою миссионерскую деятельность и на территории Таймыра, на которой также проживают различные представители коренных малочисленных народов Севера.
Вполне вероятно, что тема миссионерской деятельности среди ненецкого народа будет поднята общественниками на федеральном уровне. С 23-го по 25 марта в Салехарде пройдет Международный форум коренных и малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.