Виктор Наседкин: «Никакой эйфории мы не испытываем»

В Архангельской области в 2016 году сократилось число зарегистрированных преступлений, но какова истинная причина снижения уровня преступности?

Прокурор Архангельской области Виктор Наседкин сообщил: за прошлый год на территории региона было зарегистрировано почти 20 тысяч преступлений, что ниже статистики 2015 года более чем на 10 процентов. Тенденция снижения уровня преступности характерна как для субъектов Северо-Западного федерального округа, так и всей России в целом.

В Архангельской области в 2016 году сократилось число зарегистрированных преступлений, но какова истинная причина снижения уровня преступности?

А основная причина кроется вовсе не в улучшении социально-экономической ситуации в регионе или работы правоохранительных органов, а во вступлении в силу федерального закона о декриминализации отдельных составов преступлений. Теперь, согласно закону, человек, впервые совершивший преступление небольшой или средней тяжести, освобождается от уголовной ответственности.

– Несмотря на то что преступность сократилась на 10,4 процента, никакой эйфории по этому поводу мы не испытываем. Мы реально осознаем, что преступность сократилась в первую очередь вследствие изменений уголовного законодательства, а не потому что мы здорово поработали. По статистике мы не досчитались порядка трех тысяч преступлений, если их наложить на уровень текущей преступности, то получим даже рост по сравнению с 2015 годом, – сказал Виктор Наседкин.

Из Архангельской области продолжают уезжать люди, в основном это законопослушное население с образованием, работой и деньгами. По словам главного прокурора, получается, что в регионе остается ненадежный контингент, что также сказывается на состоянии преступности.

Даже несмотря на декриминализацию, в ряде муниципальных образований количество преступлений все равно выросло – это Новодвинск, Плесецкий, Холмогорский и  Шенкурский районы.

По статистике каждое второе преступление совершено лицами, ранее привлекавшимися к уголовной ответственности, а каждое третье – в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. В структуре преступности отмечен рост числа причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть потерпевшего, на 12 процентов, фактов мошенничества – на 50 процентов, преступлений, совершенных в сфере высоких технологий – более 150 процентов, групповых преступлений – почти на 19 процентов.

К положительным моментам можно отнести снижение количества преступлений в общественных местах, в том числе на улицах, и почти на 20 процентов снизилась подростковая преступность.

Кстати, в области стали широко применять такую меру пресечения как домашний арест. В 2016 году ее применили 92 раза, что в 22 раза больше, чем в 2015-ом. Как правило, домашний арест применяется к той категории граждан, которые совершили преступления небольшой тяжести, но были ранее судимы. Если они нарушают домашний арест, то появляются законные основания взять их под стражу и оградить от общества.

Детки в клетке

По словам заместителя прокурора области Владимира Ананьева, в 2016 году удалось добиться снижения подростковой преступности. В прошлом году подростки совершили 756 преступлений.

Удельный вес подростковой преступности снизился до 6,5 процента, но по-прежнему выше, чем в Российской Федерации (4,5 процента) и Северо-Западном федеральном округе (5,4 процента), поэтому пока рано говорить о каком-то существенном улучшении, но положительные подвижки есть. Еще пять лет назад Архангельская область входила в пятерку самых неблагополучных регионов страны по подростковой преступности.

– Наиболее неблагополучная ситуация с детской преступностью сложилась в Вельском, Верхнетоемском, Каргопольском, Котласском и Красноборском районах. Там ее удельный вес выше десяти процентов, – отметил Владимир Михайлович.

В целом по региону уменьшилось количество преступлений среди несовершеннолетних в сфере незаконного оборота наркотиков, подростки стали реже совершать преступления в состоянии опьянения, а также уменьшилось число групповых преступлений.

Сегодня областная прокуратура пытается добиться в суде признания незаконным вовлечение несовершеннолетних в пьянство со стороны своих ровесников. Сейчас это никаким образом не наказывается, хотя существует уголовно-правовой запрет на вовлечение подростков в распитие спиртных напитков взрослыми.

По словам прокурора, причины преступности кроются в воспитании детей и осуществлении контроля над ними в семьях и образовательных учреждениях. Есть недоработка и органов профилактики.

– В прошлом году прокурорами выявлено более 1700 нарушений законов о профилактике, это больше чем в 2015 году, принято свыше 370 мер прокурорского реагирования, в том числе внесены представления в УМВД России по Архангельской области и заместителю председателя правительства области, – сказал Владимир Ананьев.

Виктор Наседкин считает, что свой отпечаток накладывает и социально-экономическая ситуация в регионе.

– Дети к нам не десантированы с Марса или Венеры, они являются плодом той социально-экономической политики, которую проводит государство. Когда ребенок идет по тротуару и видит, как в ресторане кто-то затрачивает на свой обед столько же, сколько его мама получает в месяц, или когда вокруг ездят шикарные машины, а у него в карманах едва-едва набирается на проезд, то, наверное, это формирует некую модель его поведения, – сказал главный прокурор области. – Бытие определяет сознание.

Долгов стало меньше

В 2016 году перед прокурорами ставилась задача не допустить ухудшения качества жизни населения региона. В центре прокурорского надзора оставались вопросы защиты социальных прав граждан. Основные усилия направлялись на пресечение фактов невыплаты заработной платы, надзор за обеспечением жильем и медицинской помощью, а также качественными коммунальными услугами.

Так, на начало 2017 года размер задолженности по заработной плате составил 27,7 миллиона рублей. Задолженность, несмотря на сложную экономическую ситуацию, сократилась более чем на четверть. Долги по заработной плате были выплачены трем тысячам граждан на сумму почти 93 миллиона рублей. 

Превентивными мерами удалось предотвратить возникновение новых крупных организаций-должников и не допустить социальной напряженности. В необходимых случаях прокуроры давали оценку действиям руководителей должников на наличие признаков уголовного преступления, что позволило более чем в 2,5 раза увеличить число возбужденных уголовных дел по материалам прокурорских проверок о невыплате заработной платы. За повторные нарушения закона при оплате труда по постановлениям прокуроров дисквалифицированы два руководителя предприятий-должников. В 2015 году такие меры не принимались вообще.

Виктор Наседкин сообщил, что на расширенном заседании коллегии прокуратуры на 2017 год были поставлены две основные задачи. Во-первых, комплексными мерами воздействия и профилактики обеспечить всестороннюю защиту имущественных и иных прав и законных интересов граждан и организаций от преступности, в особенности от криминальных посягательств на основы их жизнедеятельности. Во-вторых, сосредоточить усилия на проведении надзорных мероприятий, способствующих оздоровлению экономики, обеспечению сохранности бюджетных средств и имущества, укреплению налоговой и платежной дисциплины, решительно усилив воздействие уголовно-правовых мер.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №14 от 29 марта 2017

Заголовок в газете: Виктор Наседкин: «Никакой эйфории мы не испытываем»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру