Гастроли: опера без компромиссов

В ноябре Архангельск ждут гастроли камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера». А ведь настоящей оперы наши люди не слышали с советских времен.

Оперные сезоны, которые пройдут в архангельском драмтеатре, станут для северян подарком к 80-летию области, а также знаковым событием, предваряющим 85-й сезон в «архдраме». А «Санктъ-Петербургъ Опере» в этом году исполняется 30 лет.

В ноябре Архангельск ждут гастроли камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера». А ведь настоящей оперы наши люди не слышали с советских времен.

Третьего апреля в Архангельск, чтобы проверить технические возможности драмтеатра, приехали художественный руководитель «Санктъ-Петербургъ Оперы», народный артист РФ Юрий Александров и директор музыкального театра Евгений Малыгин. Встретил их директор драмтеатра Сергей Самодов. Гости отметили, что театр в хорошей форме, а затем провели пресс-конференцию для журналистов.

Культурный десант

Как рассказал на ней Самодов, с Юрием Александровым он познакомился, еще работая во Владивостоке.

– Мы стараемся дать архангельскому зрителю возможность познакомиться с различными театрами страны, – отметил директор драмтеатра. – У нас уже был «Сатирикон», в мае Юрий Башмет приедет. С 21 по 23 ноября мы решили провести оперный фестиваль. Последний раз в Архангельске опера шла в советские годы, а после наш город был ею просто обделен.

По словам Самодова, опера приедет в Архангельск не в усечённом формате – «бескомпромиссно».

Народный артист Юрий Александров с большим предвкушением говорил о грядущих гастролях.

– Мы очень любим ездить, – сказал худрук музыкального театра. – Мы выступали на Ямале, где даже, по-моему, медведи-то редкость большая, не то что оперные артисты. У нас были удивительные гастроли в Калифорнии: мы стали первым коллективом, который посетил США после 11 сентября.

Также одно из постоянных гастрольных направлений для театра в последние годы – бывшие союзные страны. Коллектив театра недавно вернулся из Латвии, а впереди тур в Эстонию. Кроме того, своё 30-летие труппа будет отмечать в Сербии.

– Ну а здесь мы попадём к публике, которая давно не сталкивалась с нашим особым – очень красивым, но сложным, – искусством, – отметил Юрий Александров. – Примечательно, что мы сразу после Путина здесь: он провёл полярный десант, а мы – культурный.

Забраться в душу

По словам директора музыкального театра Евгения Малыгина, у «Санктъ-Петербургъ Оперы» есть опыт гастролей в тех городах, где оперы никогда не было.

– Например, в Хабаровский край, – сказал Малыгин. – Наш первый визит туда произвёл своего рода культурный взрыв в культурном сообществе города, и с тех пор мы уже почти пять лет туда ездим.

Говоря об опере для тех, кто был ее лишен, Юрий Александров вспомнил свои первые гастроли на Ямале.

– На Ямал мы летели на вертолёте, который должен был упасть раз пять, – поделился историей мэтр. – Его так колбасило, мои артисты синие сидели! А мне говорят: «Это лучший вертолёт, мы на нём детей в школу возим». Прилетели, играем весёлую оперетту. А в зале сидят только женщины, потому что мужчины либо на вахте, либо пьяные. И женщины сидят и рыдают, с каждой минутой – все сильнее. Я не вытерпел и спросил, почему они плачут? А одна встаёт и говорит: «Мы думали, что такого никогда не услышим, что к нам никто никогда не приедет. Мы думали, что никому не нужны». Вы представляете? На такую реакцию я здесь не рассчитываю, но забраться в вашу душу мне очень хочется. И покопошиться там.

Не гастрольные спектакли

«Санктъ-Петербургъ Опера» привезет в Архангельск три своих спектакля в постановке Александрова: 21 ноября – «Севильский цирюльник», «Евгения Онегина» и «Риголетто».

– «Евгений Онегин» – для нас это своего рода оперное Евангелие. Все артисты должны пройти через Онегина, и все зрители должны в какой-то момент соприкоснуться с этим произведением. Мы очень любим этот спектакль, его видело полмира. Два других – это всемирные шлягеры. «Севильский цирюльник» – один из образцов комической оперы, на которой публика должна хохотать от души. Сам Россини был замечательным кулинаром. В конце жизни он даже забросил музыку и стал готовить котлеты, макароны… А его опера – это пиршество звуков, костюмов, смеха. Это великая музыка, для которой нужны великие исполнители. Поэтому, естественно, мы готовим для вас лучших своих ребят. «Риголетто» – это просто мировой шлягер. Мы покажем вам драматический баритон, роскошный тенор, колоратуру, бас... Нам также очень хочется, чтобы публика увидела исторические костюмы по эскизам 16 века.

По словам Александрова, в его театре работают «сливки театрального общества», причём – молодые. Именно они и приедут в Архангельск, а не какой-нибудь второй состав. И вообще, так во всём – без компромиссов. Поэтому театр везёт в наш город аж три спектакля высшей категории сложности.

– Это не гастрольные спектакли, – пояснил Юрий Александров. – Их надо играть на стационаре, в спокойных условиях. В гастрольной афише может быть только один такой спектакль. Но мы приезжаем в полном составе: привозим солистов, хор, симфонический оркестр, постановочную часть, свет, грим – он очень сложный.

А это без малого 110 человек. Причём, по опыту худрука театра, для оперы это ещё не предел.

– Нормальный театр средней руки выезжает на гастроли с такими спектаклями с группой в 200 человек, а Мариинский – в 300 человек, – сказал Александров. – Это очень компактный состав, но мы и не допускаем никаких сокращений. Вы услышите оперу в полном объёме, так как она написана композитором. Никаких купюр – это наш принцип.

Но, конечно, зрителям необходимо учесть, что «Цирюльник» и «Риголетто» поются по-итальянски.

– Всю музыку поём на языке оригинала, это закон, – предупредил Юрий Александров. – Переводные несчастные оперы, особенно дореволюционные, вызывают ужас. Как в «Сомнамбулах: «Люди есть, они, бывает, спят и делают во сне. И того не замечают, что сомнамбулы оне». Можно ли современного артиста заставить играть на таком тексте?

Некоммерческий проект

Казалось бы, такие грандиозные масштабы требуют грандиозных вложений, и опера должна стать для Архангельска очень дорогим удовольствием. Но это не так, уверили участники пресс-конференции.

По словам Сергея Самодова, эти гастроли стали возможными, в том числе, благодаря соглашению Архангельской области и Санкт-Петербурга о культурном сотрудничестве.

– В первую очередь, речь не идёт о том, чтобы заработать много денег, – сказал директор драмтеатра. – Будет большое количество ценовых поясов. При этом работа с цифрами даёт основание полагать, что проект будет окупаемым. Это только на первый взгляд кажется, что привезти оперу – это что-то сумасшедшее. К тому же «Санктъ-Петербургъ Опера» пошла нам навстречу и предложила достаточно лояльные условия.

Юрий Александров, со всей широтой души лирика, вообще заявил, что гастроли – некоммерческий проект.

– Деньги мы заработаем за границей, а сюда едем, чтобы найти новых друзей, – добавил народный артист. – Нашей труппе это тоже нужно: на гастролях проявляются лучшие качества артистов. Нам нельзя вариться в собственном соку, нужно завоёвывать публику, и очень хорошо, что у вас оперы не было давно. Мы должны взломать эту стену. Я хочу, чтобы наш театр был общедоступным. Когда мы обсуждали эти гастроли, мы договаривались с Женей, что мы не шкуродёры. Когда мы приезжаем в Европу, наши условия гораздо более жёсткие.

Авангард – не в джинсах, а в смыслах

Худрук также рассказал о планах театра на ближайшую перспективу и о своём отношении к авангарду на сцене.

Так, 7 ноября в «Санктъ-Петербургъ Опере» состоится премьера к столетию революции – опера «Октябрь» советского композитора Вано Мурадели.

– Это несправедливо забытое сочинение, которое в своё время шло во всех театрах, а после постановления 1948 года об опере «Великая дружба» было снято со всех сцен. И я считаю, что в год столетия революции наш театр, несмотря на свой какой-то академический флёр и имперское звучание, не может не окунуться в эту серьёзную драму, водоворот событий, произошедших с девочкой, которая гибнет, не получив помощи ни от «красных», ни от «белых», – сказал Юрий Александров.

Режиссера спросили, как он относится к авангарду. Надо сказать, что Александров в 2014 году изобрел жанр оперы-митинга, поставив спектакль «Крым», основанный на партитуре оперы Мариана Коваля «Севастопольцы».

По словам художественного руководителя театра, авангард должен быть в идеях и смыслах, а не в одной только форме.

– Авангард – не в джинсах, не в тряпках, не в секонд-хенде, – заявил Александров. – Ставить авангардный спектакль с костюмами по 300 рублей – это директора придумали, потому что это очень дешево. А поставьте исторический спектакль, где шлейф у женщины – четыре метра! Такой костюм стоит за 100 тысяч рублей, а бывает и больше – если там стразы Swarovski. Но и мизансценировать с ними сложно. Если актриса в шортах, к ней можно подойти и тискать ее сколько угодно, а если она в платье с кринолином – к ней даже не подобраться!

Напоследок Юрий Александров вновь сказал, как ждет архангельских гастролей:

– Мы приедем к вам с открытым сердцем.

На протяжении всей пресс-конференции у директора театра Евгения Малыгина несколько раз звонил телефон. Потом он рассказал: звонили из-за взрывов в петербургском метро.

Кстати, продажа билетов уже началась. Стоимость – от 750 рублей, но будут предусмотрены скидки для коллективных заявок некоторых категорий лиц. Абонемент на все три спектакля можно будет купить со скидкой 15 процентов.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Гастроли: опера без компромиссов

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру