Фильм вышел на экраны в 2013 году. Картина рассказывает о судьбе Гагарина, его родных и близких, но в центре внимания, конечно – подготовка к легендарному полету, соревнование в отряде космонавтов и гонка за первенство между СССР и США. В основу сюжета легли исторические факты и воспоминания тех, кто знал Гагарина. Примечательно, что это первый фильм, на создание которого семья Юрия Алексеевича дала согласие.
Многое в фильме символично. Он длится 108 минут – ровно за столько времени космонавт совершил полет вокруг Земли. Или, например, что актеру, на момент премьеры фильма, исполнилось 27 лет, как и самому Гагарину во время его космического подвига.
Пребывание в Архангельске исполнителя главной роли Ярослава Жалнина не было продолжительным, но посмотреть и сделать он успел многое: местные достопримечательности посетил, в центре «Патриот» на суд архангелогородцам представил фильм «Гагарин. Первый в космосе», а после и со зрителями пообщался.
Каково это сыграть Гагарина и сложно ли далась эта роль, рассказал сам Ярослав:
Если я скажу, что роль давалась просто, то я вас обману, но в тоже время я старался подходить к ней с какой-то легкостью и все-таки придерживаться некой объективности. Было постоянное желание пообщаться с дочерью Гагарина Еленой Юрьевной или с теми, кто его знал, но я, слава богу, избежал этих встреч, иначе бы пытался кому-то угодить, чего очень не хотел. Чем легче я старался к этому подходить, тем позитивнее эта роль вышла. Откровенно сказать, мы не искали никаких скелетов в шкафу, не было задачи раскрыть зрителю то, чего он не знал, не в этом была цель. Цель была рассказать, благодаря каким своим качествам человек смог преодолеть все барьеры, конкуренцию и добиться таких невероятных успехов.
– В персонаже Гагарина больше от вас или от него?
– Я надеюсь, что нашел такой энергетический комок, потому что сложно сказать, что там копия Гагарина. Я хотел создать синтез этого гагаринского стержня и вообще всей этой мечты о космосе в одном образе и, в тоже время, не вывалиться за рамки той иконы, которая есть у любого человека. Поэтому работал над собирательным образом, который не позволит человеку разочароваться в нем как личности, а другому – не найти в нем что-то плохое.
В работе над образом актеру помогал режиссер фильма Павел Пархоменко, который пережил то время, когда вся страна узнала Гагарина, делился воспоминаниями и эмоциями. Навевали образ и декорации – весь реквизит в фильме был точными копиями.
В своей биографии Ярослав нашел много точек соприкосновения с биографией Гагарина, и, по его признанию, чем больше он узнавал личность Гагарина, тем больше хотелось быть на него похожим. Особенно в достижении поставленных целей.
– Кастинг на роль большой был?
– Мне не рассказывали, кто еще пробовался на эту роль, но я чувствовал, что мне дышат в спину. Под моей фотографией лежало еще около десятка других. Уже после съемок ко мне подходили несколько моих знакомых актеров и говорили: «Я тоже пробовался». Я отвечал: «И я».
– А почему выбрали именно вас?
– С самого начала, я думал, что меня вообще разыгрывают. В жизни посмотрите на меня – ну, какой я Гагарин? Потом я стал сам к себе присматриваться и подумал: «А почему бы и нет?» Решил сам себя на слабо взять. Пробы были длинными – пять месяцев! Это было действительно испытание, которое в какой-то момент можно было бросить и сказать: «Да ну их в баню!». За пробы никто не платит, но я до последнего боролся, хотя в какой-то момент хотелось опустить руки, потому что я не понимал чего от меня хотят.
«Из всех трюков самое сложное было подтягивание»
Утвердив на главную роль Ярослава Жалнина, создатели фильма не направили его на спецподготовку, где он смог бы ближе познакомится с разными космическими аппаратами – снимать стали сразу. Первые полеты на самолете, вращение на центрифуге, посещение барокамеры – все актер прошел впервые и прямо во время съемок. Сделано это было специально, чтобы показать первые абсолютно новые эмоции человека.
– Когда меня раскручивали на центрифуге, я был весь обвешан огромным количеством датчиков на ушах, на груди, на спине. Люди в белых халатах следили за мной с далекого окошка. У меня перегрузка была всего 3g, а у Гагарина, как говорит Леонов, чуть более 10g. Это аттракцион не для слабонервных, конечно, но я все вытерпел.
Полет на двухместном самолете прошел в первый съемочный день. Случилось очень много казусов. Например, в первый дубль, когда мы взлетели, обнаружилась течь в левом баке, и пришлось срочно садить самолет.
– Набрав высоту 200 метров над землей, мы за три секунды оказались внизу… Это были дикие пикирования! При этом из левого бака хлестало топливо. Если честно, то я перетрухал. Во второй-третий дубль пилот начал выполнять пируэты, а я же не знал, что такое фигура в пилотаже. Когда он начал крутить бочку и перевернул вверх ногами кабину, я уперся руками в полоток, потому что было страшно. А потом вспомнил, что меня снимает камера и Гагарин так сделать не мог, – тут же вернул руки на штурвал.
Ярослав признался, что, несмотря на все самолеты и центрифуги, самым сложным «трюком» оказалось из дубля в дубль подтягиваться. И хорошая физическая подготовка здесь не спасла – после пересъемки неудачных кадров руки уже не поднимались и не опускались.
Шлейф Гагарина
Космический полет разделил судьбу Гагарина на до и после: до полета, когда им овладевало безудержное стремление к мечте, и после возвращения, когда на его плечи легла большая ответственность и давление самых разных обстоятельств. А как изменилась жизнь актера?
– Действительно, меня сейчас многие в кинобизнесе воспринимают как Гагарина, как позитивного человека, как героя, что мне, честно говоря, не очень близко. Если посмотреть на другие роли – а у меня порядка 30 фильмов и сериалов – то большинство из них с отрицательным оттенком, поэтому для меня это была роль на противодействие.
– Кого теперь надо сыграть в кино, чтобы избавиться от шлейфа Гагарина?
– Гитлера (смеется). Честно говоря, не с полки это взял… Ведь маленький Адольфик был такой же человек, как мы с вами, но где-то произошел перелом, когда он превратился в дьявола. Вот этот перелом мне как актеру было бы интересно сыграть.
Не надо «шаблонить» с Запада
- В Год кино не спросить о состоянии современного кинематографа невозможно.
– Я доволен тем, что наши создатели и творцы стали больше обращать внимание на нашу историю, на наш менталитет. Они стали снимать более по-русски. Мне кажется, это верный вектор. Конечно, мы должны преодолеть еще огромное количество ошибок, потому что только на них можно научиться создавать что-то свое. Последние лет двадцать мы снимали кальку, «шаблонили» с Запада… Ну, не получится у нас сделать так же. Еще мне не нравится это желание наклепать ремейков. Последний фильм, который я посмотрел, наверное, раз пять был «Географ глобус пропил». Я сам с Урала, поэтому для меня это была близкая история. Я понял, что это русское кино, и мне кажется, что вот туда нужно идти.