Порт дешевеет?

Федеральная служба по тарифам России предложила снизить ставки портовых сборов в Архангельске.

Ведомство рассмотрело обращение губернатора Архангельской области Игоря Орлова об изменении действующих ставок портовых сборов в морском порту Архангельск. Подготовлены предложения о снижении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в морском порту Архангельск, что позволит повысить привлекательность порта и привлечь к нам дополнительный грузопоток.

Федеральная служба по тарифам России предложила снизить ставки портовых сборов в Архангельске.

Исключительная мера направлена на повышение конкурентоспособности Архангельского порта и инициирована лично Президентом – в конце мая Путин поручил ФСТ рассмотреть обращение губернатора Архангельской области Игоря Орлова о снижении ставок портовых сборов морского порта Архангельск. Такая мера как снижение портовых сборов в России используется впервые и применена она будет только к одному порту.

Это приведет уровень портовых сборов Архангельска в соответствие с аналогичными сборами в портах Мурманска и Санкт-Петербурга. Для ОАО «Архангельский морской торговый порт» эта мера недостаточная, потому что портовые сборы в архангельском порту намного больше, чем в других, – в 4–5 раз по некоторым позициям. Поэтому снижать надо гораздо существеннее. Например, в Санкт-Петербурге, где структура сборов аналогична, ставка портовых сборов ниже: 40 рублей на тонну переваленного груза против 68 рублей в Архангельске.

Местный филиал «Росморпорта» был все время убыточным, но поскольку бюджет общий для всех филиалов, то и при понижении ставок работа будет выполняться в прежнем объеме.

Архангельский порт имеет ряд минусов: замерзает на полгода, находится в своеобразном «глухом углу». От Мурманска ближе не только к европейским маршрутам, но и к Севморпути. Кроме того, Архангельский порт сложнее и неудобнее с точки зрения навигации – более мелководный, с узкими речными фарватерами.

Скептики считают, что снижение портовых сборов не способно переманить грузоперевозчиков из гораздо более удобного незамерзающего Мурманска. Даже если полностью обнулить портовые сборы, порт не станет удобнее. 

Грузооборот Архангельского порта  за январь-июнь текущего года вырос по сравнению с аналогичным показателем 2012 года и достиг 2,7 млн тонн. При этом наблюдается значительный рост перевалки нефтепродуктов и заметное уменьшение перевалки каботажных грузов. Для сравнения, грузооборот Мурманского порта превышает 15 млн тонн в год, что в три раза больше грузооборота Архангельского порта. 

По мнению специалистов «Росморпорта», отсутствие заметного роста перевалки грузов в порту закономерно, если он расположен неудобно географически, находится в регионе с депрессивной экономикой и неудобен по эксплуатационным причинам. Впрочем, по мнению специалистов, на фоне роста объемов перевалки в основных портах региона  Архангельск следует общим тенденциям и также показывает рост 12–13%.

Особое внимание представители ФГУП «Росморпорт» обращают на то, что снижение тарифа обернется потерями для предприятия: порядка 16 млн рублей в этом году и 65 млн рублей в следующем.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру