Выборы-2013: впечатления наблюдателя

От первого лица: «избирательной комиссии необходим ликбез, чтоб процесс голосования шел по закону»

В единый день голосования 8 сентября я стала наблюдателем на выборах. Примерно за час до окончания голосования переступила порог избирательного участка № 28, расположенного по адресу проспект Обводный Канал, 2. 

От первого лица: «избирательной комиссии необходим ликбез, чтоб процесс голосования шел по закону»

Там находится технический лицей № 25. С первых минут я отметила сплоченность работы коллектива, нарушения и безразличие остальных наблюдателей. И продолжалось так до самого конца. Намеренно ли нарушала закон избирательная комиссия, осталось непонятно, но факт остается фактом. Итак…

Книги таинств

На избирательный участок № 28 незадолго до окончания голосования, мне открылась удивительная картина. У зарегистрировавшегося до меня наблюдателя председатель УИК Валентина Михайловна Грабар наотрез отказалась принять самое обыкновенное заявление о требовании копии протокола и уведомлении о законном намерении ведения сьемки. Она требовала положиться на честное слово комиссии, ведь копии итогового протокола они выдают всем желающим. Конечно, ничего особенного, на первый взгляд, но по закону она обязана была поставить отметку о согласии.

Уставшие наблюдатели сидели напротив столов членов избирательной комиссии и спокойно лицезрели, как вторые, напротив, бодро орудовали письменными принадлежностями в книгах со списком избирателей. Причем были и такие, кто не регистрировал голосовавших. Что же они туда вписывали?

Я решила подойти и лично понять причину столь активной деятельности, предусмотрительно держа руки за спиной, ведь прикасаться к книгам руками по закону мне нельзя. Но не то, что руками, даже взглядом изучить списки избирателей не удалось. Председатель участка № 28 Валентина Михайловна Грабар не доверила своим коллегам демонстрацию книг и пролистала их сама, но настолько быстро, что наличие запрещенных пометок заметить было, естественно, невозможно. В более тщательном просмотре она отказала, сославшись на тайну персональных данных.

По моему мнению, отказ Валентины Михайловны противоречил нормативно-правовому акту «Об основных гарантиях избирательных прав», статье 30, в которой четко прописано, что наблюдатель вправе «знакомиться со списками избирателей», поэтому я написала жалобу, ответ на которую оказался больше похож на сумятицу. «Согласно Указанию ВЦИК РФ список осматривается визуально. Просмотр списка не допускается». Так и не поняв, как мне визуально осмотреть списки, не смотря на них, и какие секреты хранили злополучные книги, я решила написать вторую жалобу.

В этот раз я жаловалась на активную работу избирательной комиссии со списками избирателей в отсутствии самих избирателей. Председатель обосновала неведомые вносимые в книги записи предварительным подсчетом проголосовавших. В УИК № 28, видимо, своя, неписаная, и уж тем более не совпадающая с законом диктатура.

Списки избирателей на этом участке прошиты как следует не были, печати на обложке проставлены также не были. Обычно это сигнализирует о возможной фальсификации. Более того, избирательная комиссия разброшюровала книги, что, конечно же, противоречит закону. Сделали члены комиссии это без труда: списки были перевязаны веревочкой с одного угла и только через одну дырку, предназначенную для нити, а вторая осталась не у дел. Видимо, чтобы уставшей к ночи комиссии легче нитки было развязывать. Какие цели УИК № 28 при этом преследовал, остается только догадываться.

Наблюдатели «спят»

Удивительно то, что присутствующие при всех вышеперечисленных, замеченных мною нарушениях, наблюдатели сонно обозревали творящиеся перед их глазами дела и никак не реагировали. Либо замечтались о копии протокола, без которого им не выплатят деньги за бесцельно просиженный день, либо элементарно не понимали что к чему, и им, как и избирательной комиссии, необходим ликбез.

Партии «Справедливая Россия» и их наблюдателям, которых они должны были обучить правам и обязанностям, он бы тоже не помешал. Председатель комиссии оказалась грамотней в вопросах агитации на территории участка, чем эсеры, поэтому удалила склонявшего голосовать за свою партию наблюдателя от «Справедливой России».

Оставшиеся наблюдатели не могли удержаться от комментариев по поводу продолжительности процедуры подсчета, поторапливали комиссию. Когда, наконец, желаемые копии итогового протокола попадали к исстрадавшимся от скуки и усталости наблюдателям, они быстрее поспешили покинуть участок. Никого из них не волновало, что бюллетени из КОИБов еще не вытряхнуты и не упакованы должным образом.

Как ТИК прикрыл УИК

Я направилась следом за Валентиной Михайловной Грабар и ее командой, везущей уже упакованные бюллетени в Ломоносовскую территориальную избирательную комиссию. Они оставили сокровенные черные пакеты на первом этаже рядом с остальными, где рядом дежурил полицейский, а сами отправились наверх. Вносить итоги в соответствующую графу на общем стенде, подумала я и осталась наблюдать за бюллетенями, чтоб целее были.

Скучать мне не пришлось. На моих глазах один из пакетов от участка №41 был вскрыт и запакован обратно. Оттуда ничего не взяли и ничего не добавили, но очередной факт нарушения был. Причем поступали члены комиссии № 41 по-хозяйски, будто не понимая, что действуют незаконно.

Когда члены избирательной комиссии № 28 во главе с Грабар, закончив необходимые дала, покинули ТИК и увезли с собой бюллетени, я отправилась сравнить результаты, которые были в итоговом протоколе с внесенными в графу. Но, их там не оказалось. Строчки, выделенные для 28-ого участка, остались девственно-чистыми. Вопиющее нарушение закона «Об основных гарантиях избирательных прав».

Я обратила внимание работников Ломоносовского ТИК на незаконную выходку давно отчалившей избирательной комиссии, на что в ответ было получено ленивое: «Да? Ну, значит сами впишем».

Я очень надеюсь, что сотрудники ТИК все-таки выручили своих коллег и вписали правильные результаты в сводную таблицу, чтоб их совесть была чиста и выборы прошли по закону.

Комментарий

Валерий Стрижаков, председатель Регионального отделения Всероссийской политической партии «Правое дело» в Архангельской области:

Книга со списком избирателей должна быть сшита, пропечатана и подписана председателем. Печать и подпись ставится на лист бумаги, приклеенном к ниткам, сшивающим книгу. Только так гарантируется целостность книги. Причем сделано это должно быть до начала голосования. Подобное безобразие создает лазейки для вбросов.

Увеличенную копию протокола по приезду в ТИК вывешивают на видном месте, после чего сдают протоколы, а уже после проверки данные с УИК вписывают в общую сводную таблицу ТИК. Если этого нет, значит, создана лазейка для переписывания итогового протокола.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру