Жилье для переселенцев: быстро, криво, холодно...

 Видимо, в администрации Северодвинска руководствовались народной пословицей, переселяя людей из ветхого жилья в заплесневелый сарай. Жильцы судятся, администрация молчит сараи строятся, плесень цветет.

Жилье для переселенцев: быстро, криво, холодно...
Снаружи вроде ничего, но...

 Предыстория

4 декабря 2012 года Президент Путин потребовал до 1 марта 2013-го разработать на местах меры по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья. То есть почти год назад на местах должны были появиться соответствующие конкретные программы. А в конце 2013-го премьер-министром России подписано постановление, согласно которому всех проживающих в аварийном жилфонде граждан переселят до 1 сентября 2017 года.

До дня «Д» остается три с половиной года. А вопросов по переселению становится все больше. И в основном неясно, кто и как строит дома под переселение по государственной программе и за государственные же деньги? Одна из северодвинских версий ответа настораживает!

Застенные соседи

Нарисуем – будем жить?

Основная масса жильцов ветхого фонда пока только законно и официально подтвердила его ветхость и аварийность: на сегодня в Архангельской области имеется масса невыполненных муниципальной властью за несколько лет соответствующих судебных производств. В этом смысле северодвинцам повезло: в городе, на первый взгляд, успешно идет малоэтажное жилищное строительство, в старых деревянных кварталах появляются где по три, по пять, а где и сразу по десять новеньких симпатичных домов из кирпича, бетона или каркасно-блочных конструкций. Вот и Дмитрий Медведев, говорят, остался доволен показанными двумя новыми домиками, когда приезжал в Северодвинск. Но при ближайшем рассмотрении некоторых новостроек улыбка сама собой сползает…

Вот, например, дом на Южной,153 корпус 2 – просто какой-то оборотень. Ведь мучает своих жильцов не ветхая развалюха с привидениями, а, казалось бы, новый дом, выстроенный по современным технологиям! Судите сами: в квартирах душно, зимой при горячих батареях на мебели намерзает лед. Лед и на чердаке, свисает с вентиляционных труб сосулями, замерзает внутри них. Деревянные стропила все в темных водяных подтеках. А всклокоченную минеральную вату, ничем не закрытую сверху, освещают желтые «фонарики» из сайдинга: да-да, чердачное пространство от верха стен до крыши местами отделяет от улицы только хилый пластиковый сайдинг! Весной вся эта вода, сначала до чавкающего состояния пропитав минеральную вату, возвращается в квартиры, на стены, где растут плесень и бытовой грибок. Этот биологический вид, в свою очередь, вызывает аллергию у взрослых и детей – доказано.

Оказывается, все потому, что при строительстве перегородок использовали промокший гипсокартон, а наружные фанерные стены вместо подобающего изоляционного материала закрыли… обычной парниковой пленкой. Изоляционный же материал, говорят очевидцы, как-то ночью «улетел» со стройплощадки, при помощи неизвестных перепрыгнув забор. То есть с вентиляцией и изоляцией дома все очень плохо.

Продолжаем экскурсию. Стены и полы в комнатах на Южной, 153/2 постоянно косит и коробит, а на окнах и шторах жильцы все время собирают жуков самых разных видов и размеров. Ведь фанерные и гипсокартонные стены изнутри пустые, а вместе с деревянными перекрытиями вдобавок не обработаны ни от вредителей, ни от огня… К перечисленным «прелестям» добавьте великолепную слышимость внутри и то, что дом за пять лет заметно «ушел» в землю, зарастая плесенью уже по наружным стенам. Да, одна из самых существенных деталей! Уже сам проект строения несколько раз переделывали в сторону упрощения и удешевления.

Скажете, все перечисленное – издержки чьей-то злой фантазии? Увы, лично видел изнутри и снаружи этот, с позволения сказать, дом...

Сталагмиты под трубами

Докажи, что ты не верблюд!

Главной целью обманутых новоселов было и остается, чтобы строение официально признали непригодным для проживания. Независимая экспертиза это подтвердила давно, но по закону требуется визит и соответствующее заключение межведомственной комиссии.

В Северодвинской городской администрации за несколько последних лет проблему пытались «замолчать» или решить формально. Жильцы на свои бесконечные вопрошания получали лишь банальные отписки. И не только с городского, но и с областного уровня. А затем северодвинские чиновники провели для отвода глаз фиктивное обследование, якобы межведомственную комиссию, и выдали подложный документ под видом энерго-паспорта жилого дома. Именно эту фиктивность жильцы и доказывали, почему-то безуспешно, в ходе пяти заседаний городского суда Северодвинска. А по поводу фальшивого документа с чьими-то подписями, который муниципалы умудрились предъявить в суде, сейчас ждут заключения прокуратуры.

Шестое заседание, уже в Архангельском областном суде, наконец, стало выигрышным. Пятнадцатого января сего года суд признал межведомственную комиссию несостоявшейся. И до середины февраля обязал провести комиссию подлинную. Прошел месяц – комиссия так и не народилась.

"Ватный" чердак

Махов, «маховка» и махинации

Чтобы сохранить лицо, северодвинской городской власти было бы нелишним повернуться к обманутым горожанам лицом. И, учитывая растущий общественный резонанс данной ситуации, предоставить им либо действительно нормальное жилье, либо деньги на его покупку. Ведь в непригодные для проживания дома уже переехало много семей. Некоторые ждут финала истории с домом Южной,153/2, другие тоже начинают судиться. Так что дело становится для Северодвинска, а теперь и Архангельской области, прецедентным.

Но, наконец, главный вопрос. Коль скоро городская власть – власть государственная, требуется решить, почему в городе происходят такие странные явления в строительстве нового жилья, кто позволяет подрядчику так себя вести, кто, в конце концов, отвечает за все происходящее?

Подрядной организацией, засветившейся при строительстве на Южной,153/2, и на других сомнительных объектах, руководит некто Махов. Как рассказывают горожане, именно он регулярно выигрывает городские аукционы по выделению строительных участков. Возможно, потому, что предлагает самые дешевые строительные проекты. Затем быстро возводит несколько домов, заявляя, что «отвечает только за стены». И, наконец, по окончании строительства компания объявляется банкротом, происходит перерегистрация, и… новый выход на аукцион. Круг замкнулся, и «лед тронулся, господа присяжные заседатели!».

Известно, что строил Махов не только в Северодвинске, но и в других местах Архангельской области. Крайне любопытно, что за дома выросли там. И озадачивает, почему деятельностью такого подрядчика до сих пор не заинтересовались в соответствующих службах? Сейчас один из участков на окраине города у моря, за торговым центром «Сити», уже назван «маховкой». Там, конечно, стены возводят кирпичные, да вот технологии тоже вызывают вопросы северодвинцев.

И напоследок. Не стоит отвергать строительные новации в принципе. Но проекты должны соответствовать северным условиям, и это должны быть действительно жилые дома, а не времянки или гостиницы. Далее, уже при самом строительстве требуется строжайшее соответствие заявленным проектам, и жесточайшее соблюдение технологий при выполнении работ. Очень многим жителям Архангельской области, особенно в крупных городах, рано или поздно предстоит переселение из ветхого и аварийного жилья. Поэтому необходимо требовать от власти на местах гарантий, что жильцов не перевезут из бараков в сарайки.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №8 от 19 февраля 2014

Заголовок в газете: Плесень декоративная

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру