Региональные власти вернули взятые на себя обязательства

НАО снова позволят строить дороги

05.06.2012 в 16:27, просмотров: 2202

Схема исполнения ряда полномочий Архангельской области на территории Ненецкого автономного округа снова была пересмотрена. На этот раз изменения коснулись сферы транспортных перевозок, дорожного строительства и здравоохранения.

Региональные власти вернули взятые на себя обязательства

Поморские чиновники в очередной раз расписались в собственной несостоятельности. Некогда взятые на себя обязательства перед НАО региональные власти вновь вернули северным соседям. Причина как всегда проста и очевидна: денег на полноценное обслуживание округа в областной казне нет и не предвидится. Решение было вполне предсказуемым, учитывая тот факт, что Архангельская область, с населением больше миллиона человек, является одним из самых бедных субъектов Северо-Западного федерального округа, а НАО, где проживают всего чуть более 40 тысяч человек, по уровню жизни стабильно входит в число лидеров не только СЗФО, но и всей страны.

В 2008 году НАО буквально лишили финансовой независимости, когда 28 из полусотни государственных полномочий на территории НАО передали для исполнения органам власти Архангельской области, а не самого округа. При этом реализация таких полномочий за счет области отняла у НАО львиную долю бюджетных доходов.

Чтобы облегчить финансовое бремя многострадального областного бюджета, на прошедшей сессии парламентарии утвердили целый пакет поправок в региональные законы об отношениях с НАО. Изменения позволят бюджету Ненецкого округа тратить на ряд полномочий деньги из собственного кармана. Речь идет преимущественно об инфраструктурном обеспечении. Сегодня НАО оказался в плену транспортных проблем — в одном районе не хватает автомобильных дорог, в другом — железнодорожной ветки. Регион оторван от остальной России сотнями километров болот и озер. Автомобильную трассу Нарьян-Мар-Усинск строят уже больше десяти лет, на завершение этого проекта требуется около шести миллиардов рублей — неподъемная для регионального бюджета сумма.

Теперь органы государственной власти НАО опять взяли на себя полномочия по организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси. Финансирование этих видов деятельности будет осуществляться за счет субвенций из бюджета Архангельской области, а также за счет собственных средств округа.

Договором устанавливается, что органы государственной власти НАО вправе осуществлять полномочия по строительству автомобильных дорог Нарьян-Мар-Усинск, Нарьян-Мар-Тошвиска, село Несь-Мезень, а также по устройству и содержанию искусственного дорожного сооружения на участке Нарьян-Мар-Усинск. Эти полномочия перейдут в ведение органов государственной власти НАО с 1 января 2013 года. Дополнительное соглашение к «Договору об осуществлении отдельных полномочий Архангельской области на территории Ненецкого автономного округа в сфере организации оказания медицинской помощи и обязательного медицинского страхования» включает в себя положение о передаче полномочий по решению вопросов организации обеспечения донорской кровью. В текущем году субвенции окружному бюджету составят 103 миллиона 815 тысяч 900 рублей. Такая же сумма для НАО будет заложена в областном бюджете на следующий год.

Внесенные в закон поправки, с одной стороны, значительно упростили процесс отношений между областью и округом, но, судя по всему, процесс пришелся по душе не всем народным избранникам.

— Теперь финансирование договорных отношений будет осуществляться за счет бюджета НАО. С одной стороны, это хорошо — мы снимаем с себя определенные обязательства. Но с другой стороны, это минус. Потому что среди поправок есть договор о дорожном строительстве, который будет вестись в направлении республики Коми. Получается, что НАО будет сообщен с республикой Коми, а дороги на Архангельск уже не будет. Я считаю, что мы еще не осознали окончательно, что мы приняли, — считает депутат областного Собрания Василий Баданин.

Остается надеяться, что здравый смысл и ответственность руководителей как с той, так и с другой стороны все-таки возьмут верх в этом и так уже затянувшемся деле, которое в последнее время все чаще напоминает игру в перетягивание одеяла. Ведь, в конечном счете, главное — интересы жителей, а не малопонятные и просто несоизмеримые, особенно в условиях нынешнего дефицита бюджета, аппетиты. Зачем и кому нужны искусственные проблемы? Решение многих вопросов во взаимоотношении округа и региона лежит лишь в грамотном и экономически взвешенном распределении средств. Только при таком реальном подходе возможен быстрый и безболезненный выход из бюджетно-правового тупика.

Комментарии:

Елена Ляпунова, заместитель председателя комитета Архангельского областного Собрания депутатов по законодательству и судебно-правовым вопросам:

— Сама по себе передача полномочий, конечно, необходима, ведь у округа большие возможности, чем у области. Но каждый подписываемый документ нужно тщательно выверять и анализировать на предмет того, на какие цели пойдут эти деньги. Вот сейчас мы собираемся финансировать строительство многострадальной дороги на Усинск. А ее уже давным-давно все называют тупиковой, «дорогой в никуда». То же самое и в сфере здравоохранения: не успели передать округу эти полномочия, как уже ко мне стали поступать жалобы на то, что некоторым работникам медицины стали урезать заработную плату, а этого быть не должно. Мы ведь везде утверждаем, что это все делается для округа, для людей. Кроме того, в этих документах очень много дублирующих указаний, которые уже раньше рассматривались. Еще мне кажется непонятным то, что руководство области все время замахивается на глобальные проекты, такие как строительство огромной трассы. А нужно ли это кому-нибудь? Может быть, мы спросим людей, что им нужнее? А то получится, что вбухаем кучу денег в дорогостоящий, заранее проигрышный проект, а потом плечами пожмем — не вышло.

Владислав Песков, член комитета Архангельского областного Собрания депутатов по государственному устройству, местному самоуправлению и межрегиональному сотрудничеству:

— Если исполнительные стороны действительно нашли компромисс, то есть, все шансы, что передача частичных полномочий станет неплохим стимулом для плодотворного сотрудничества. История отношений Архангельской области и Ненецкого автономного округа довольно сложная. Не секрет, что финансовое обеспечение НАО всегда было более благополучным. Тот фактор, что теперь округ может вносить средства в те проекты, финансирование которых до конца область осилить не может, может стать решением многих проблем. На основании федерального закона, несколько лет назад у НАО эти полномочия забрали. Может быть, в 2008 году это и было лучшим решением, но уже в 2009 году для округа оно уже стало неудобным. Я считаю, есть смысл задуматься о возврате договорных отношений между областью и округом.