Я знаю точно: нелегальное легально…

Борьбу с нелегальными перевозчиками тормозят федералы?

Форменный бардак, воцарившийся на дорогах Архангельска в июле сего года, когда сводки пестрели последствиями «гонок на выживание» среди местных пазоидов, вынудил правительство области признать, что само оно не в силах справиться с нелегалами. Агентство по транспорту и правовой департамент регионального правительства готовят обращение в Правительство РФ о необходимости скорейшего принятия федерального закона «Об основах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярных перевозок в Российской Федерации. 

Борьбу с нелегальными перевозчиками тормозят федералы?

Миллионом автобус не напугаешь

В конце апреля 2012 года областные парламентарии чудесным образом исключили из административного законодательства статьи, предусматривающие санкции за перевозку пассажиров без соответствующих договоров с органами власти. Говорят, «в связи с изменившейся судебной практикой Верховного Суда РФ». Санкции за подобный вид правонарушений прямо не предусмотрены в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. А в Госдуме проект федерального закона «Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения в Российской Федерации» лежит под сукном аж с 2007 года.

Попытка выдавить с дорог нелегалов на местном уровне была предпринята еще в 2010 году, но к видимому успеху не привела.

– По инициативе правительства области в региональный закон «Об административных правонарушениях» за так называемые «нелегальные» пассажирские перевозки в 2010 году были включены штрафы до миллиона рублей, – рассказал начальник отдела регионального контроля в сфере транспорта и дорожной деятельности агентства по транспорту Архангельской области Дмитрий Красавцев. – Результат не заставил себя ждать. В отношении нелегалов было возбуждено 169 дел об административных правонарушениях, наложены штрафы на общую сумму более шести миллионов рублей, а 30 перевозчиков прекратили осуществлять незаконную деятельность.

Какая-то странная арифметика: 169 дел в отношении нелегалов и шесть миллионов штрафов. Хотя само понятие «нелегал» уже должно предполагать миллионные санкции. По миллиону за каждый случай – уже 169 миллионов. Стало быть, наказывают нелегалов ласково и неэффективно.

– Административная ответственность за осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом не может быть установлена законом субъекта РФ – эти полномочия закреплены за федеральным уровнем власти, – объясняет Красавцев.

В принципе, в правительстве утверждают, что в регионе организован ежедневный контроль технического состояния автобусов и соблюдения водителями правил дорожного движения.

– По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество ДТП с участием автобусов снизилось более чем на четверть. А если говорить о зафиксированных происшествиях, случившихся по вине водителей автобусов, то цифры еще существеннее: таких ДТП стало меньше на 43 процента, – отметил Красавцев.

Однако если связывать слова Красавцева с техническим контролем и остальными заявленными мерами, то это может относиться разве что как раз к легальным перевозчикам. Иначе, как может выглядеть техконтроль нелегалов и увещевания их соблюдать правила дорожного движения? В принципе, отличие легалов от нелегалов в Архангельске состоит лишь в наличии муниципального контракта. А способы заработка у владельцев пазиков практически одинаковые: гонки, несоблюдение графиков маршрута – все то, что архангелогородцы изо дня в день наблюдают, толкаясь, не важно, в легальном автобусе или в салоне страшного нелегала. Одинаковые условия, одинаковый набор «услуг», одинаковые аттракционы с посадкой-высадкой, одинаковые кондукторши…

Идеал

А вот, к примеру, как все должно выглядеть. Мэрия Архангельска объявила конкурс сразу на 10 маршрутов, по которым должны курсировать около сотни автобусов фирмы «ПАЗ» или какого иного чуда техники. Среди условий контракта – рабочий день с 6 утра до 23:00, интервал движения в 10–15 минут, автобусы не старше 5-летнего возраста, маршрутные информаторы с автоматическим объявлением остановок и прочие неведомые горожанам штуки вроде красного униформенного жилета водителя и зеленого у кондуктора.

Плюс навигационная система ГЛОНАСС, которой должен быть оборудован каждый автобус. А поскольку расписание должно утверждаться заранее, то оно должно быть выполнено минимум на 92 процента. Все, что наезжено без ГЛОНАСС, будет считаться невыполненным. Оправданием срыва 92-процентного плана может быть лишь различный форс-мажор типа гололедицы, внепланового развода мостов, метеоритного дождя, вторжения пришельцев и конца света.

Если ко всему прочему добавить ежедневный техконтроль и медосмотр водителей, горожанам предстоит сказочная поездка до пункта назначения. Ведь владельцам таких сказочных автобусов предстоит за свой счет еще и обеспечить остановочные пункты указателями маршрутов, аншлагами и другими нормативно-правовыми актами в сфере пассажирских автотранспортных перевозок, объявлять названия остановочных пунктов на маршрутах посредством автоматических речевых маршрутных информаторов. В 10-дневный срок автобусник обязан предоставлять в мэрию информацию о принятых мерах по обращениям и жалобам народа.

За каждый косяк автобусовладельцы будут сурово караться – штраф в сто рублей надолго собьет спесь с непокорных и нерадивых. Если автобусник вторично попадется на одном и том же невыполнении инструкций, мэрия Архангельска оставляет за собой право послать его ко всем чертям. Контроль за выполнением автобусниками условий договора осуществляет отдел транспорта и связи управления транспорта и дорожно-мостового хозяйства департамента городского хозяйства мэрии Архангельска.

Если предположить, что действующие перевозчики Архангельска работают по тем же правилам, то тут либо контроль со стороны мэрии никакой, либо эти правила существуют только на бумаге, после чего о них забывает и гордепартамент транспорта и связи, и сами автобусники. Бардак в этой сфере жуткий. А нелегалов же, как ни крути, меньше не становится. Покатаемся?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру