Решат ли развязки «пробочную» проблему на въезде в Архангельск?

09.07.2014 в 22:44, просмотров: 8240

 Очевидно, что вся строящаяся федералами современная дорожная инфраструктура на подъездах к областному центру пробки не ликвидирует. Скорее, наоборот – поток машин возрастет вдвое, и проглотить это ни старый железнодорожный мост, ни Московский и Ленинградский проспекты не смогут. Однако о строительстве нового моста через Двину кроме слухов никто из властных структур ничего сказать не может. Без него и без того актуальная проблема пробок может перерасти в полномасштабный транспортный коллапс…

Решат ли развязки «пробочную» проблему на въезде в Архангельск?

Новые развязки

М8 – дорога, которой нет альтернативы. Это единственное сухопутное сообщение, дающее всему Поморью прямой выход в Москву.

Строили эту дорогу буквально всем миром. В конце 1960-х - начале 1970-х с обеих сторон, из Архангельска и Вологды, дорожники шли на сближение. Наконец, 12 октября 1986 года произошла стыковка архангельского и вологодского участков дороги. Но времена идут, поток машин увеличился в несколько раз. Назрела необходимость реконструкции.

Пару лет назад вдоль участка федеральной трассы М8 от Архангельска до поселка Дорожников появились песчаные горы. Прошлым летом стало понятно, зачем они там. Реконструкция дороги. Работы не прекращались даже зимой – спецтехника растаскивала и утрамбовывала песок на месте будущих развязок. Правда, только в этом году стало уже более-менее наглядно видно, что же должно получиться.

– В этом году мы завершим земляные работы, все искусственные сооружения будут готовы на 95 процентов, – сообщил начальник Управления автомагистрали «Москва — Архангельск» Константин Чупров. – Начнем работу по подготовке основания, а где-то уже и по асфальтобетонному покрытию. Основная задача – завершить работы в 2015 году, чтобы уже в октябре-ноябре было полноценное движение по четырехполосной дороге до развязок Северодвинска.

От поселка Дорожников до развязки на Северодвинск идут активные земляные работы. Как рассказал начальник оперативно-производственного отдела по Архангельской области ФКУ «Упрдор «Холмогоры» Алексей Бабицкий, шестимиллиардным контрактом предусматривается окончание строительства в феврале 2016 года.

Реконструкция Новодвинской развязки уже движется к завершению – имеющуюся эстакаду удлинили вдвое. А в районе поселка Зеленый Бор рядом с существующим путепроводом через железную дорогу возвели еще один, дополнительный, расширив, таким образом, трассу до четырех полос. Сейчас идет этап укладывания асфальта. В Зеленом Бору единственный в области подземный переход, в который вкопаны почти 50 миллионов рублей, будут удлинять. Вопреки слухам, достопримечательность не зароют.

Вторая двухуровневая развязка появится на повороте в сторону поселка и аэродрома Васьково. По планам, да и по масштабам котлована, это видно: на этом месте появится тоннель. Жители Васькова жалуются, что из-за сплошного потока машин в часы пик выехать на главную дорогу практически невозможно, по несколько минут приходится стоять в пробке на отворотке.

Общее расширение дороги до четырех полос затронуло и насыпную дамбу через реку Цигломенка у бывшего гипсового завода. Дамбу увеличили и укрепили.

Если двигаться по Вологодской дороге в сторону города, следующей большой переделкой встанет краснофлотская развязка. А четвертая развязка уже вовсю возводиться при въезде на железнодорожный мост. Обе они двухуровневые и на планах выглядят весьма по-европейски.

Кроме того, на сегодняшний день началась разработка документации для реконструкции дороги на Северодвинск. Это позволить существенно разгрузить трассу, по которой ежедневно перемещается до 30 тысяч автомобилей. Предполагается, что после этого трасса станет 4-полосной с несколькими двухъярусными развилками и подземными пешеходными переходами. Например, такая развилка появится на участке трассы в Цигломени. Об этом сообщил начальник управления федеральной дороги М-8 «Холмогоры» Константин Чупров.

Справка МК Александр Кулешов, блоггер, автолюбитель:

 – Очевидно, что третий мост нужен в центре города Архангельска, ибо наибольший поток с Северодвинского моста идет именно в центр, либо на север. Но есть еще и другая возможность разгрузки – пустить поток через остров Кего с выходом на перекресток Троицкого проспекта и улицы Воскресенской. Это, безусловно, наиболее дорогой вариант, но с новыми перспективами. Например, перспективами роста спальных районов города не на окраинах и беспланово, в никуда, а на Кегостров. Кстати, такой переход, если провести его из Цигломени, даст новый жизненный импульс и этому полузабытому поселку. Не скрою, такой вариант придумал не я. Андрей Гордичук еще несколько лет назад предлагал такую возможность развития ситуации. Правда, Гордичук говорит не о строительстве моста, а о строительстве подводного тоннеля. Но тут уж пусть специалисты смотрят и считают, можно ли вообще в наших условиях делать тоннель, станет ли он дешевле (и стоимость проводки судов считать тоже сразу надо). По всему миру делают тоннели, и ничего… Но в любом случае, мне сообщение через Кегостров видится наиболее привлекательным именно с возможностью расширения города, который продолжает расти по совершенно неизвестным и не понятным мне причинам, именно в центральной части. Гордичук, кстати, утверждает, что с этим потоком разгрузятся и Троицкий, и проспект Ломоносова.

Мост-перемост

Это все хорошо, но возникает один большой вопрос: зачем нам чудо-развязки, когда вся эта четырехполосная красота с вдвое возросшим движением упрется во все тот же железнодорожный мост, как в бутылочное горлышко?

Вообще, Северодвинский мост в этом году отмечает полувековой юбилей и давно уже ждет реконструкции. Например, его нельзя разводить при температуре ниже минус 5 градусов. Такую экспертную оценку еще два года назад дало ЗАО «Машстроймост», проводившее обследование подъемного механизма. По словам специалистов, это самый северный в мире разводной мост, а значит, и технологии его эксплуатации нет ни в одной стране. При его проектировании в 1964 году не была предусмотрена работа механизмов в зимний период. Однако в 1974 году было принято решение о круглогодичной навигации в Архангельском морском порту. С тех пор сооружение фактически работало на износ, в результате чего подъемный механизм требует срочного ремонта. По нормативам мост отработал уже четыре срока эксплуатации.

Для тех, кто двигается по М8 из Северодвинска или в Северодвинск, минуя Архангельск, новомодные развязки придутся очень кстати, поскольку позволят объехать вечно забитый перекресток, на котором усугубляют пробки еще и частые аварии. Но проблема въезда и выезда в направлении областного центра остается актуальной из-за узкого горла железнодорожного моста. Как говорят автомобилисты, расширение проезжей части моста, если и возможно, то в очень скромных пределах, и максимум на что повлияет, так это на увеличение скорости движения по нему.

Слышала версию, что мост будут расширять на одну полосу: уберут железнодорожное полотно и перенесут на новый мост, который, вероятно, возникнет в районе острова Турдеев, за бывшим ЛДК-2. По крайней мере, на генеральном плане Архангельска, который утвердили еще в 2008 году, этот мост уже нарисован.

Новая полоса старого моста, которая, возможно, появится на месте рельс и шпал, будет реверсивная, то есть на ней будут варьировать направление движения по мере изменения интенсивности транспортных потоков в противоположные стороны. Например, утром полоса открыта для потока автомобилей, движущихся в сторону центра города, а вечером – в обратном направлении. Открытие или закрытие движения по реверсивной полосе в том или ином направлении будет осуществляться специальным светофором.

Хотя, когда начнется строительство, официальных заявлений пока нет. Как нет и заявлений о том, будет ли оно вообще. Когда-то кое-то из власть имущих озвучил приблизительную стоимость нового моста – девять миллиардов рублей. Цифра, конечно, с потолка – без проектно сметной документации точнее никто не скажет. Однако при годовом бюджете Архангельска в семь с половиной миллиардов и такая сумма кажется космической.

Даже если говорить о софинансировании из областного и федерального бюджетов, то город должен для начала хотя бы заказать проектирование. Но кроме того, что нарисовать мост на генплане где-то в районе городской границы, дело не пошло. А соответственно, чем ближе сдача развязок на М8, тем лучше водителям придется думать о запасе бутербродов в бардачке, поскольку время стояния в пробках будет только увеличиваться.

Для дела государева

Одна из проблем, с которой столкнулись дорожники при расширении дороги, – частные владения граждан в виде жилых и дачных домиков, которые стоят прямиком у дороги. Реконструкция М8 – дело государственное, поэтому особо церемониться никто не будет. Надо освободить территорию под строительные работы – извольте.

За дачную сотку дают 50 тысяч, именно такую начальную цену выкупа земельных наделов, мешающих реконструкции трассы М-8, предлагают частникам. Сносу подлежат несколько десятков частных усадеб. По закону все четко: не отдашь сам – выкупят по суду. Официальное название процедуры – изъятие для государственных нужд.

257 земельных участков с жилыми домами и без, принадлежащие как гражданам, так и муниципалитетам, будут выкупаться в этом и следующем году.

Подготовка к расширению трассы М8 на участке Зеленый Бор–Новое Лукино свидетельствует, что две новые полосы для движения транспорта неминуемо пройдут через участки с огородами и жилыми домами.

Для начала будет проведено межевание. Стоимость участков и находящихся на них строений будет определяться по утвержденной государством методике. После этого Росавтодор издает распоряжение об изъятии участков для государственных нужд. И митинги по этому поводу не помогут.