Бессменный рулевой Архангельского молодежного театра подводит итоги завершающегося Года культуры

 Отношение основателя и художественного руководителя самого неоднозначного театра региона к происходящему вокруг по обыкновению неравнодушное, а потому жесткое и бескомпромиссное. Особенно, когда речь заходит о культуре – культуре в широком ее понимании: культуре творчества, жизни, окружающей среды, управления, культуре отношения к своему городу и своей стране…

Бессменный рулевой Архангельского молодежного театра подводит итоги завершающегося Года культуры

– Виктор Петрович, завершается национальный Год культуры. Каким он был для вас?

– Я не верю в год любви или год чего-то еще. Я помню, как в былые времена коммунистическая партия объявляла пятилетки. Например, объявлялась пятилетка качества, но ничего не менялось. Поэтому для меня Год культуры выглядит парадоксом. Ведь все, что мы имеем сегодня, – это результат культуры или ее отсутствия. Не было бы таких дорог, развалин, бесконечных вывозов денег в оффшоры, если бы у нас была культура. Культурный человек, он не сможет солгать ни себе, ни стране, в которой он вырос и в которой живет. Как говорил академик Лихачев, если у вас не будет культуры, у вас не будет ни экономики, ничего. Поэтому не надо удивляться, что вокруг воруют и процветает коррупция.

Мы были самой читающей страной в мире, а сейчас мы самая непонимающая страна. Я ни кого не виню, но такие уж сложились условия. Думаю, если бы была культура, то не было бы «Камеди Клаба», не было бы бесконечных хохмочек, ужимок, не было бы дикторов, которые торопятся, спешат, неправильно ставят ударение, – да много чего не было бы, если бы была культура.

– Получается, что мы рискуем вовсе остаться без культуры?

– Знаете, я вспоминаю, как в одной из передач по каналу «Культура» была сказана замечательная фраза: «У нас нет культуры, но у нас есть культурные островки. Но они настолько разбросаны и разъединены, что нужен тот, кто бы все это дело соединил и продвинул бы само понятие культуры». Так вот, для меня культура – это эмоциональное отношение к миру, в котором ты существуешь, и к стране, в которой ты существуешь. В любой музыке, спектакле автор выражает себя. А уровень той музыки, которую нам сейчас навязывают, о многом говорит. Поэтому я скептически отношусь к тому, что был объявлен Год культуры.

Цель культуры – создание человека нового мышления, нового типа. А значит, должна быть жизнь культуры и культура должна стоять на первом месте, в том числе и по бюджету. Я уже говорил, что культура на самоокупаемости, – это все равно, что картошка на самоокучивании. Возможно, я скажу вульгарщину, но культура без денег невозможна. Вот сейчас заканчивается Год культуры, и приходят новые документы, согласно которым все артисты независимо от стажа работы и званий будут получать по пять тысяч рублей! Неважно, сегодня ты пришел или отработал тридцать лет. А дальше уже надбавки: стажевые, северные, за эффективность работы. Но скажите мне, как я могу оценивать эффективность работы своих артистов? Они круглосуточно в театре. Но я должен буду писать табель рабочего времени и указывать, сколько человек был на репетиции и т.д. А ведь в свое время Олег Басилашвили, когда его спросили о работе над ролью, замечательно сказал: «Этот звонок не выключается никогда». И я его понимаю. Я сам человек творческий, мне во сне снится работа, я по ночам вскакиваю. Как тут можно стричь под одну гребенку и считать, кто сколько отработал?

А еще, если я приглашаю режиссера, то нужно обосновать ту сумму, которую я ему заплачу. Берет у меня режиссер, например, триста тысяч, и я должен на нескольких страницах расписать обоснование. А это просто Он, и Он стоит миллион, а берет столько только потому, что я его приглашаю. Вот и все.

– Но у нас же целые министерства культуры. Казалось бы, они должны влиять на ситуацию и менять ее в положительную сторону?

– К сожалению, сегодня во многих министерствах, в том числе культуры, у нас сидят неграмотные люди. Они не знают основ того, чем они занимаются. Ну как можно было спустить сверху, из Москвы, количество посещений? Вот у меня маленький театр – всего 72 места. А мне сейчас прибавили на следующий год еще на 700 зрителей больше. Где мы их возьмем? У нас и так все рассчитано-просчитано. А то, что через Фестиваль уличных театров сто тысяч зрителей проходит, – это не считается, ведь они не покупают билеты!

К примеру, сейчас у меня ставится пьеса «Страстотерпцы» по пьесе Сергея Коковкина, посвященная Иоанну Брауншвейгскому, который ребенком был сослан в Холмогоры. Это просто гениальная пьеса. Но художник сделала такое оформление, что зрителей вместится лишь 52 человека. А мне этого нельзя делать. Мне надо писать заявку, чтобы пересмотрели количество зрителей на весь год.

Сейчас вот еще говорят о том, что общественность будет оценивать работу театра. Будут изучать, что люди говорят, что пишут в Интернете. Но это просто маразм невыносимый. Ведь зритель – это не аналитик. У него другие цели и задачи.

– Но неужели в течение всего Года культуры не произошло ничего хорошего?

– Конечно, я могу и положительные вещи назвать. Президент Владимир Путин подписал проект «Основы государственной культурной политики». Я уже говорил, что театр отнесли к сфере услуг. Но в сфере услуг у нас и ночные бабочки, и парикмахерские. Слава богу, теперь мы не будем называться сферой услуг.

Вообще, даже в нашей области нельзя не заметить, что за уходящий год было сделано достаточно много. Например, в музыкальном училище открыт концертный зал. Теперь его важно освоить и приучить к нему людей. Еще давным-давно, когда я был председателем Союза культурных деятелей, мы бились за то, чтобы отремонтировать театр кукол. И вот, наконец-то, найдены деньги, и в 2015 году приступают к полной реконструкции здания театра. Мне рассказали и о том, что в Няндоме открылась музыкальная школа такого уровня, что ей может позавидовать любой город страны.

При этом нельзя не сказать и то, что год был очень трудный в финансовом плане. Но при этом мы провели юбилейный ХХ Международный фестиваль уличных театров – в наш город съехались такие люди со всей Европы и со всего мира, что позавидовать мог кто угодно.

При этом Архангельск отметил 430-летний юбилей. То, как он прошел, можно назвать одним словом – позор. За это просто стыдно. И это лишь говорит о том, что у нас очень напряженно обстоят дела с режиссурой. Нужно уже отойти от понятия массовых зрелищ и праздников.

– Но у многих зачастую подход таков: пипл хавает, значит, можно продолжать дальше кормить его некачественным товаром. Неужели на это никак нельзя повлиять?

– У нас сейчас все телеканалы забиты однотипными шоу и сериалами. Например, я не понимаю, почему «Уральские пельмени» занимают целый канал почти круглосуточно. КВНщики – это непрофессиональные актеры. Они не умеют держать паузу, им бы лишь быстро попридуряться, проорать что-то – и все. Я их не ругаю. Я даже сам посмотрел парочку программ и смеялся от души. Но потом ты видишь, что ни образ, ни манера исполнения – ничего не меняется. И смотреть уже скучно. Но людей приучают к тому, что идет по телевизору. Народ привык к сериалам про ментов, к «Камеди Клабу» – это навязано и востребовано.

Конечно, были времена, когда у нас была цензура такая, что у меня шесть лет не выпускали спектакль о Высоцком. Мне и Писахова не разрешали играть. Это, конечно, слишком. Но все же в каком-то виде цензура должна быть. Глупо говорить, мол, люди сами выберут. Да просто лень человеку лишний раз переключить или выключить.

– Сейчас часто говорят об оптимизации, о повышении качества учреждений культуры. Что это вообще такое?

– Честно сказать, некоторые вещи пугают. К примеру, в Тюмени появилось первое в стране концертно-театральное объединение. Произошло слияние драматического театра, филармонии и театра кукол. Как это можно вообще себе представить? У них же у всех разные задачи. При этом движение театральной коллективизации продолжается. Появилась информация о слиянии Псковского академического театра, театра кукол, филармонии и областного Центра народного творчества. Правильно говорят, что это уже эпидемия, в результате которой получается солянка, не имеющая отношения к культуре. Это страшное дело. Я очень боюсь подобных объединений. Но нам повезло с губернатором и областным министром культуры. Я точно знаю, по крайней мере, надеюсь, что они такого не допустят.

– О кризисе и санкциях сейчас говорят все. Наверняка, вас эта тема тоже не обошла стороной?

– Честно, я не знаю, что будет теперь. Евро скачет так, что просто жутко. Конечно, в связи с санкциями нам говорят о взаимозаменяемости. Сами будем растить поросят и т.д. Но как мне на фестивале сделать взаимозаменяемость? Все гонорары приезжающим к нам артистам мы платим в евро. И кого же нам тогда приглашать? Собирать архангельские коллективы? Но это же никому не интересно. Мы привозим артистов высочайшего уровня уличного искусства. И зрителю это нравится, он этого ждет.

И еще, наверное, в связи с кризисом нас ждет резкий спад посещаемости. Посмотрите на забор у драмтеатра имени Ломоносова! Он весь заклеен рекламой антреприз, которые к нам привозят из Москвы и Санкт-Петербурга. И, вероятно, скоро придет время, когда люди начнут выбирать, на что потратить деньги. На все у них просто уже не хватит. Скорее всего, они пойдут на Маковецкого, а не на мой спектакль или постановку театра драмы. Именно поэтому я очень с тревогой отношусь к тому, что происходит в стране. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №52 от 24 декабря 2014

Заголовок в газете: Виктор Панов: «Культура на самоокупаемости – это все равно, что картошка на самоокучивании»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру