Куда исчезают средства, направляемые в региональный жилкомхоз

Более злободневной темы для Архангельской области, чем жилищно-коммунальное хозяйство, просто не придумать – каждый из нас так или иначе с ней соприкасается, притом ежедневно. Только в текущем году органами прокуратуры в сфере ЖКХ выявлено свыше 1300 нарушений закона и рассмотрено более 800 обращений граждан.

Куда исчезают средства, направляемые в региональный жилкомхоз

Проблемы реализации прав граждан в сфере ЖКХ стали предметом обсуждения первого открытого форума, который прошел на прошлой неделе в областной прокуратуре. Актуальности добавляет и начало нового отопительного сезона. А между тем, сфера жилищно-коммунального хозяйства является самой выгодной с экономической точки зрения.

– К сожалению, получатель услуг ЖКХ сегодня лишен права выбора. Еще лет двадцать назад в магазинах мы покупали только то, что нам давал продавец, но даже тогда у нас был выбор – можно было ничего не покупать. Сегодня у потребителя услуг ЖКХ нет выбора – они обязаны платить, – констатировал заместитель прокурора области Сергей Акулич. – Для бизнеса выгодно также то, что всегда есть стабильное число покупателей. Еще одна причина, почему эта сфера очень выгодна – это огромные бюджетные средства, которые в нее вливаются.

Надо признать, деньги в самой проблемной отрасли крутятся колоссальные – в бюджете Архангельской области на 2016 год на сферу ЖКХ направлено порядка 7,5 миллиардов рублей. Ни одна другая сфера экономики так щедро больше не финансируется.

Но, несмотря на все финансовые вливания, сфера остается одной из самых проблемных. В этом году количество обращений граждан выросло на 45 процентов – их число уже превысило восемь сотен. В правительстве области и жилищной инспекции считают, что количество обращений граждан – это показатель доверия населения. С этим заявлением заместитель прокурора абсолютно не согласен:

– Количество жалоб всегда свидетельствует о состоянии законности. Каждая жалоба свидетельствует о некачественной работе ведомства, а не о доверии к нему, – подчеркивает Сергей Акулич.

Причем поступающие от населения жалобы в большинстве своем классические: убрать мусор, откачать воду из подвалов и не более того – словом, то, что входит в прямые обязанности компаний, ежемесячно снимающих с населения взносы за свои услуги.

Семь смертных проблем

Прокуратура выделяет семь основных проблем сферы жилищно-коммунального хозяйства, некоторые из которых остаются без ответа как на федеральном, так и на региональном уровне.

Первая проблема – вывоз твердых бытовых отходов. Привычная картина для многих дворов областного центра – мусорная площадка с переполненными контейнерами и разбросанным вокруг них мусором.

Вторая – работа аварийных служб. По сути, в регионе толком аварийные службы и не работают.

Экстренных служб, в том понимании, в котором они предусмотрены нормативно-правовыми актами, в области не существует, уверен представитель прокуратуры. В отдельных районах таких служб вообще нет, а там, где они есть, – работают формально.

Он выдвинул предложение создания единой диспетчерской службы, которая будет функционировать на территории региона по примеру МЧС, полиции и скорой помощи. Сегодня не каждый человек знает, куда стоит обратиться, например, если на улице произошла авария и затопило дорогу. При наличии единой службы уже диспетчер будет определять, какая организация должны заниматься устранением данной проблемы.

Следующая проблема – теплоснабжение. Несмотря на длительную подготовку к отопительному сезону, каждый год область или ее столицу сотрясает какая-нибудь чрезвычайная ситуация. Вспомнить прошлый год – в трех районах области в разгар новогодних праздников выясняется, что топлива либо нет, либо оно некачественное. Даже там, где котельные могли работать на дровах, оказалось, что и их нет. Ситуация для лесного региона, каким Архангельскую область пытаются позиционировать, как минимум смешная.

Сегодня решается два вопроса для исправления сложившейся ситуации – это централизованная поставка угля и создание резервов топлива. Однако взгляды регионального министерства ТЭК и ЖКХ и областной прокуратуры на последний вопрос расходятся:

– Нельзя однозначно отказываться от решения вопроса иметь в области некий резерв топлива. Сегодня у нас нет даже резерва дров. Считаю, что нормальный хозяин всегда имеет в резерве какое-то топливо на случай чрезвычайной ситуации. Сегодня элементарный сбой в поставках ставит на грань выживания целый субъект, – говорит Сергей Акулич.

Глава министерства ТЭК и ЖКХ Андрей Поташев полагает, что создавать резервы угля – это неэффективный метод, так как, во-первых, для хранения угля необходимы специальные условия, а во-вторых, у угля ограниченный срок годности – до полутора лет.

Четвертая проблема – это долги за энергоресурсы. По сведениям прокуратуры, область имеет более двух миллиардов рублей долга. Однако достоверной цифры задолженности никто не знает, так как система сбора информации по ней весьма условна.

Министр привел совершенно другую цифру – четыре миллиарда рублей, добавив, что в основном это долги за газ и электричество.

Пятая проблема – ветхое и аварийное жилье. А шестая перекликается с предыдущей – аварийность сетей.

И вот мы подошли к кульминации – последняя обощающая проблема, которая отчасти порождает все остальные – это некомпетентность руководителей и бизнесменов, работающих в сфере ЖКХ.

– Самое главное – отсутствие надлежащего контроля за результатом всей деятельности в сфере ЖКХ, – говорит Сергей Акулич. – Мы сегодня научились проводить конкурсные процедуры, научились заключать контракты, а вот спрашивать о результатах почему-то не задумываемся. При контрактной системе стоит задача сэкономить бюджетные деньги, но зачем их экономить, если они выделены для того, чтобы сделать тот или иной объект качественно и своевременно?

Дырявая программа капремонта

Министр топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области Андрей Поташев коснулся другой важной проблемы – несовершенства программы капитального ремонта. На сегодняшний день, несмотря на то что программа работает уже порядка двух лет, в ней остаются нерешенными глобальные вопросы. Один из таких – исключение из региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов блокированной застройки.

Региональная программа подразумевает ремонт общего имущества многоквартирного дома, а в домах блокированной застройки общего имущества, как правило, не имеется.

– Люди, проживающие в таких домах, обязаны ежемесячно уплачивать взносы за капремонт, но ремонт им не требуется. Собственники таких помещений в праве самостоятельно за свой счет проводить ремонт своего имущества по мере необходимости. Внесение домов в региональную программу ущемляет права этих собственников в части сроков проведения капитального ремонта, – признал Поташев.

Министр предложил обратиться с инициативой по внесению изменений в федеральное законодательство об исключении жилых домов блокированной застройки из перечня домов, подлежащих обязательному капитальному ремонту в соответствии с региональными программами капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах

А вот заместитель главы МО «Город Архангельск» по городскому хозяйству Елена Петухова предложила рассмотреть возможности освобождения граждан от уплаты обязательных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, степень износа которых составляет более 70 процентов.

Отремонтировать такой дом выйдет дороже, чем построить новый, тогда для чего людям платить ежемесячные платежи? Ответ на данный вопрос программа не дает, и выход из ситуации не предусмотрен. Не платить взносы – не вариант, так как они будут взыскиваться через суд.

Жизнь – водица

В Архангельске больше всего нареканий у граждан вызывает работа МУП «Водоканал». Люди жалуются, что сотрудники предприятия зачастую не принимают меры по устранению аварий. Вероятно, такие ситуации имели место быть, но с приходом нового руководство подход к работе начал меняться. Новый директор МУП «Водоканал» Эдуард Смелов рассказал, что первоочередной задачей для него было решить вопрос с организацией контроля. Было принято решение вывести все звонки на независимую от «Водоканала» информационно-справочную службу.

– Важно было знать, что все заявки регистрируются. После вывода службы, задача стояла в том, чтобы процесс от звонка до завершения работ пошагово контролировался, – говорит он.

Для этого был создан информационный портал, куда заносятся все заявки, которые потом распределяются между бригадами. Получив задание, бригада выезжает на место аварии, где на фото фиксирует все этапы работы. Бригадиров даже обучают, как правильно делать фото, чтобы на них был виден результат работы.

Вся информация по заявкам теперь находится на информационном портале, доступ к которому имеют главы округов и управляющие компании. Следующим этапом станет предоставление доступа к информации каждому жителю.

Справка МК:

По вопросам аварий на водопроводно-канализационной сети обращаться по телефону: 63-60-99. Информационно-справочная служба работает с 8 до 20 часов.

Сергей Акулич, заместитель прокурора Архангельской области:

– Люди не требуют дворцов, они просто говорят: уберите мусор, откачайте воду из подвалов и не более того.

Эдуард Смелов, директор МУП «Водоканал»:

– Мы сейчас каждый день тушим пожары, а надо работать на профилактику. Чтобы через несколько лет выйти из этой ситуации, сегодня нужны серьезные инвестиции.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №39 от 21 сентября 2016

Заголовок в газете: Прорва

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру