Не бизнесом единым: в Пинеге состоялся слет социальных предпринимателей

Приурочили мероприятие к прошедшей в селе Благовещенской ярмарке

Наверное, лучшего повода было и не придумать: ярмарка уже второй год после столетнего перерыва является отличным поводом для местных предпринимателей заявить о себе.

Приурочили мероприятие к прошедшей в селе Благовещенской ярмарке

Слет социальных предпринимателей Архангельской области на самом деле стал частью более масштабного события – всероссийского слета социальных предпринимателей, и на него съехались для обмена весьма полезным опытом в этой популярной в последнее время, но крайне непростой сфере национальной экономики.

Организаторами выступили Архангельский региональный центр социальных технологий «Гарант» при поддержке Фонда региональных социальных программ «Наше будущее». Успешные социальные предприниматели и руководители действующих социальных проектов поделились своими соображениями и опытом по поводу инвестиций поддержки проектов развития территорий, продвижения товаров и услуг социальных предпринимателей, локального брендинга, формирования класса самозанятых жителей, создания мануфактур на базе традиционных промыслов и прочих возможностей, способных основательно раскачать жизнь на селе.Среди гостей мероприятия был и глава комитета Архангельского областного Собрания депутатов по здравоохранению и социальной политике Сергей Эммануилов.

По его словам, наиболее перспективный способ выживания села и его развития – вовсе не в средствах регионального бюджета. Финансирование, конечно, необходимо, но без внутренней организации экономического процесса на селе оно может оказаться черной дырой без всяких перспектив возврата вложенных в него денег.

–  Мы со Станиславом Вторым представляем в областном Собрании Лешуконский и Пинежский районы, – сказал депутат. – Нас повергает в тяжёлое состояние эта мысль, приходится вытаскивать из областного бюджета средства на существование. Районы эти глубоко дотационные. Необходимо искать точку опоры в самом Пинежье. Мы с большим трепетом наблюдаем, что здесь происходит.

По словам Сергея Эммануилова, потенциал кроется именно в таких мероприятиях как возрожденная ярмарка, которые позволяют привлекать к процессу экономического развития архангельской глубинки как самих жителей села, так и глав других районов области.

–  Мои депутатские полномочия реализуются именно в социальной направленности. Я часто бываю за рубежом и могу сказать, что одной из главных отличительных особенностей социальной экономики Запада является то, что социальные предприниматели берут на себя те функции, с которыми по какой-то причине не может справиться государство.

Всё в наших руках

И действительно, дело развития своей территории именно в руках самих её жителей. Социальная направленность предпринимательства при необходимой поддержке со стороны регионального правительства способна в корне изменить не только уровень жизни на селе, но и его экономический потенциал в сфере туризма, производства, создания неповторимых брендов.

Пока, к сожалению, отношение потенциальных предпринимателей к социальной направленности бизнеса носит некоторый оттенок недоверия. Бытует расхожее мнение, что такое дело невыгодно и неприбыльно. Это накладывает негативный отпечаток и на само развитие всей сферы социального предпринимательства. Например, по признанию заместителя главы Пинежского района по социальной политике Надежды Выучейской, в районе пока нет ни одного официально зарегистрированного социального предпринимателя – всё проходит в несколько кустарных традициях: что-то сделал, собрал, продал по случаю. Но это невозможно рассматривать в качестве полноценного процесса в принципе.

Исполнительный директор некоммерческого фонда «Наше будущее» Юлия Жигулина призналась, что сегодня у большинства сельских предпринимателей нет возможности продавать свою продукцию. Они, скорее, позиционируют себя как некие коробейники, производящие и продающие свою продукцию для ближнего круга. Поэтому стоит задача, во-первых, научиться продавать свой товар, каким бы он ни был: дары леса, ремесленные изделия, сувениры…

Научиться этому, к слову, можно многими способами. Естественно, без определенного консалтинга не обойтись, специалисты в сфере маркетинга смогли бы научить сельских производителей основным способам раскрутки своего дела. Например, как упаковать товар так, чтобы он выглядел более привлекательно, как спланировать сотрудничество жителей территории на основе взаимного интереса и выгоды.

Есть ведь положительные примеры кустарного по своей сути производства – валенки с красивой росписью, различные изделия, оформленные людьми с ограниченными возможностями по здоровью.

Юлия Жигулина привела примеры эффективного маркетинга. Так, специалистами фонда «Наше будущее» по конкурсу были отобраны 127 предпринимателей, продукция которых была завезена на реализацию на автозаправочные станции «ЛУКОЙЛа» и на площади некоторых крупных столичных торговых сетей.

Также, по результатам международного исследования, проведенного в 44 странах, основанного на постулатах крупного британского центра, Россия оказалась только на 33 месте по уровню развития социального предпринимательсва.

К слову, в мире это направление развивается уже 30 лет, а Россия в этом поле работает только десять. Поэтому от внимания и поддержки властей зависит, как будет продвигаться в стране эта сфера экономики, поскольку соответствие принятым на международном уровне требованиям позволило бы отечественным предпринимателям рассчитывать на участие в конкурсах на различные субсидии и гранты со стороны государства и частных инвесторов, попытаться снизить ставки по налогам, претендовать на льготы по аренде помещений муниципальной собственности. Но здесь, конечно, не обойтись без проявления политической воли местных властей.

Также правильно выбранное и организованное дело можно растиражировать, что опять же находится в сфере прямых интересов властей территорий. Кто как не они должны быть прежде всего заинтересованы в поисках точек роста подведомственных районов, поиске инвестиций в местную экономику, которые смогли бы качественно улучшить условия жизни людей.

Однако надо понимать, что рассматриваемый в Государственной Думе закон о поддержке социального предпринимательства (предложенный, кстати, фондом «Наше будущее») – это не совсем бизнес в социальной сфере. Скорее, это как раз предпринимательская деятельность, направленная на улучшение качества жизни на отдельно взятой территории.

С прицелом на будущее

Участник диалога в Пинеге Владимир Вайнер рассказал, что отличает социального предпринимателя от любого другого бизнесмена. В основе всего –активная гражданская позиция и неравнодушие к судьбе своей малой родины.

По его теории, надо для начала определиться, насколько ты «социален». Все по шкалам.

Пункт первый – неплохо бы понять, как ты на самом деле относишься к своей территории: либо для тебя это место заработка, либо то место, которое ты рассматриваешь как территорию, на которой будут жить твои дети и внуки.

Во-вторых, нужно понять стратегию продвижения своего дела, а когда понял – насколько ты готов к тому, чтобы делиться? Ведь того, что нужно для комфортной жизни, зачастую нужно намного меньше, чем тот доход, который приносит бизнес.

Еще одна отличительная особенность – готов ли ты предоставить работу тем, кто в ней больше всего нуждается, социально незащищенным гражданам?

Ну, и наконец, последнее – это продвижение и продажа товаров тех производителей, которых ты знаешь лично, либо у вас есть какие-то точки соприкосновения, некая социальная связь. Например, на Западе очень замечательно срабатывает размещение портрета производителя товара или его история, что создает для земляков некую сопричастность. Если жители городка знают, кто создал продукт, который они покупают, причем знают лично, то повышается как ответственность производителя, так и покупательная активность земляков.

Последнее, кстати, пока не слишком работает в Архангельской области, которая с большой охотой покупает, к примеру, молочку с Вологодчины, а наша, в свою очередь, у них не слишком котируется.

Бизнес на взаимопомощи

Как можно объединить жителей для совместного развития и продвижения на рынок продукции своей территории, рассказала участница проекта соседских центров для самозанятых жителей Наталья Гладких. Идея, уже подхваченная во многих регионах, в том, чтобы прийти к масштабному социальному бизнесу через своё увлечение или интерес. Это некое объединение местных жителей для обмена знаниями и сотрудничества, неравнодушного группового взаимодействия, что, в свою очередь, вполне могло бы послужить толчком для создания крупного совместного социального предприятия.

Вторым этапом такого проекта является уже коллективное пользование ресурсами, собственно, само сотрудничество, общая аренда офиса или, например, какая-нибудь гаражная распродажа.

Также помогать друг другу вполне можно и на безвозмездной основе. Это, к примеру, запущенный в Питере шеринг-проект, когда люди могут поделиться лишними продуктами питания или одеждой с теми, кому они необходимы. И если фудшеринг с продуктами питания в Архангельске пока не прокатил, видимо, по соображениям проверяющих государственных органов, то пример эффективного обмена одеждой, обувью, игрушками, канцелярскими товарами и прочими необходимыми вещами в Архангельске существует уже давно.

Благотворительный фонд «Взамен» совместно с движением «Подари ребенку праздник» реализуют сбор вещей от неравнодушных граждан, которые потом перераспределяются среди нуждающихся: погорельцев, семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, малоимущих, пожилых людей… Надо подчеркнуть, что это не комиссионка – тут действует именно принцип бесплатности.

Справка МК:

Подобрать вещи тем, кто по каким-то причинам не может себе позволить делать покупки в магазине, можно в пункте приема и выдачи вещей на Суворова, 11 в Архангельске. Все, кому нужна помощь, или желающие отдать ненужные, но хорошие вещи могут сделать это по определенным дням, узнать расписание работы доброго склада можно, заглянув на страничку проекта https://vk.com/vzamenod или позвонив 47-29-55.

К слову, социальный бизнес-проект может стать и источником неплохого коллективного дохода. На таких принципах действует проект Михаила Бронского по сбору и переработке дикорастущих растений.

Взять тот же иван-чай – вместе собрали, вместе продали – кооперация, позволяющая создать в области рабочие места для сборщиков дикоросов. Причем при правильном подходе и должном усердии доход одной семьи за сезон может достичь 200 тысяч рублей. А растение еще надо переработать,  высушить, расфасовать. В общем, работа, между тем, сезоном не ограничивается, а состоит не только в собирании и продаже сырья, но и в производстве и продаже конечного продукта, спрос на который расширяется день ото дня.

Когда хобби приносит доход

Увлечение каким-то ремеслом также может стать коммерческим проектом. Это может быть что угодно: от сбора иван-чая и плетения корзин до производства сувениров или разных полезных вещей. А если разные производители территории делают совместное общее дело, то получается некая экосреда предпринимательской деятельности, способная продвигать на рынок товары с узнаваемым брендом местности.

Центром притяжения ремесленников и мастеров может стать, к примеру, постоянно

действующий магазинчик товаров и услуг или даже создание целых мануфактур на базе традиционных промыслов.

Ложка дегтя

Благовещенская ярмарка в Пинеге пока не может похвастаться особенным размахом, но лиха беда начало. Основными покупателями тут, конечно, могут стать туристы. Однако совершенно очевидно, что массовый турист не будет пять часов трястись и утрамбовывать внутренности на убитой в хлам дороге без асфальтового покрытия даже ради самой широкой ярмарки. Или еще хуже – когда в сотне километров от села на обратной дороге в месте, где нет никакой связи, впереди идущий лесовоз не смог вытянуть в горку и заблокировал движение автобуса (именно эта напасть приключилась с участниками слета социальных предпринимателей). Водитель лесовоза ушел искать помощь довольно далеко до места, где появилась-таки сотовая связь, вызвал помощь из Архангельска – в общем, каких-то несколько часов среди ночи заблокированные среди глухого леса после целого дня топтания в жидкой снежной каше – не самая лучшая перспектива для туриста. Хорошо, что большинству удалось разъехаться на попутках.

Так что вместе с тем, что социальное предпринимательство способно изменить качество жизни людей, говорить о любом массовом туризме без создания инфраструктурных составляющих – комфортной сельской среды, нормальных дорог, гостиниц и гостевых домов – можно даже не начинать. Но это уже больше забота как местных, так и региональных властей. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №13 от 22 марта 2017

Заголовок в газете: Не бизнесом единым