Арктика как туристическое направление

Эксперты «ПОРА» обсудили перспективы туризма в российской Арктике

08.03.2018 в 08:18, просмотров: 2264

6 марта состоялось заседание Дискуссионного клуба Проектного офиса развития Арктики «ПОРА», посвящённое вопросам эффективного развития туризма в Арктической зоне РФ. Модератором выступила генеральный директор ООО «РедКонгресс Групп» Ольга Зайкова.

Арктика как туристическое направление

В настоящее время существует множество плюсов для развития туризма в Арктической зоне. Меняется климат, Арктика становится комфортнее. Есть запрос на экологический, спортивный, экстремальный туризм, на эксклюзив – мировой тренд, особенно у молодёжи. Всё это даёт Арктика. Правительство РФ также стало уделять всё больше внимания развитию туризма в российской Арктике, но туриндустрия регионов и городов сегодня не приносит того дохода, на который рассчитывают территории и государство. По словам экспертов, доля доходов от путешествий в Арктику в бюджетах российских субъектов составляет всего один процент. По мнению Ольги Зайковой, недостаточная государственная поддержка, наряду с другими проблемами, тормозит эффективное развитие туризма.

Её поддержал советник заместителя губернатора Архангельской области, руководителя представительства Архангельской области при Правительстве РФ Алексей Алтынцев, отметивший, что для эффективного развития туризма в Арктике необходимо не только заручиться государственной, информационной поддержкой, но и решить ряд проблем, связанных с инфраструктурой городов, нехваткой кадров, отельной базой и прочим, именно поэтому туры в Арктику остаются дорогими.

Основатель Социально-культурной платформы «Ледокол», автор проекта «Арктика 2:0» Екатерина Ледокол выступила с рядом конкретных предложений, касающихся развития въездного и внутреннего туризма в Арктике. Она предложила стать конкурентами норвежцам на Шпицбергене и решить вопросы, касающиеся посещения туристами таких закрытых территорий, как, например, Земля Франца-Иосифа: принять законопроект, позволяющий турагентствам использовать закрытые территории, позволить использование аэродрома МО (объект двойного назначения). Она также рассказала о конкретных направлениях её программы развития арктического туризма в её проектах: фестиваль «Голоса Севера» на Шпицбергене, Фестиваль воздухоплавателей, конкурс короткометражных фильмов на арктическую тематику и прочих.

Генеральный директор ООО «Красный город» из Нарьян-Мара Юрий Тюлюбаев рассказал о тех бюрократических проблемах, с которыми сталкивается его туристическая компания. К примеру, для того чтобы вывезти пять человек на один день в тундру, необходимо оформить пять разрешений, и этот процесс может занять около двух месяцев. Однако впоследствии за наличием этих разрешений никто не следит.

Эксперт компании «Point. Точка развития», эксперт Ассоциации самых красивых деревень и городков России Олег Мосеев рассказал о «Малой Южной Арктике» (карельских и архангельских деревнях), которая, в отличие от Большой, более доступна для посещения. На территории есть оторванные от жизни деревни, в которых нет ни фельдшеров, ни мобильной связи. Для таких деревень туризм может стать спасением, единственным способом выжить. Он предложил начать с малого и обратить свой взор именно на «Южную Арктику», которая достойна внимания.

Руководитель Федерации спортивного туризма Республики Карелия Пётр Груздев показал и доказал, что в Арктике вполне возможен доступный для россиян арктический туризм. Его фирмы успешно реализуются 10-дневные туры по российской Арктике (Карелия, НАО, Республика Коми), стоимость которых вместе с дорогой составляет порядка 25 000–35 000 рублей на человека, однако из-за недостаточного информационного освещения многие об этом не знают.

Заместитель постоянного представителя Республики Карелия при Президенте РФ Наталья Беляева предложила рассмотреть возможность предоставления льгот на детский и семейный туризм.

По мнению фотографа и путешественника Сергея Карпухина, массовый туризм в Арктике не нужен. Если и развивать это направление, то только как эксклюзивный, экспедиционный туризм. С ним согласился журналист и фотокорреспондент Вадим Кантор, заявивший о необходимости регулирования посещений особо охраняемых природных территорий. В противном случае есть риск утратить первозданность арктической природы.

Телеведущий, путешественник, автор фильма «Великий Северный путь» Леонид Круглов рассказал о том, как можно использовать искусство, в частности кинематограф, в качестве инструмента продвижения Арктических территорий. Например, после фильма «Левиафан» возрос интерес к местам съемки – селу Териберка.

Заместитель генерального директора ООО «Фирма Энклав» Наталия Буршина отметила, что занимающиеся выездным туризмом фирмы сейчас также начинают присматриваться к Арктике, поскольку видят в ней потенциал.

В заключение мероприятия эксперт «ПОРА» доцент кафедры государственного регулирования экономики РАНХиГС Александр Воротников отметил, что многие инфраструктурные проблемы, в частности транспортной доступности, энергетического обеспечения и т.д., в Арктике будут решены в рамках реализации госпрограммы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации». В новой федеральной целевой программе по туризму будет два направления (дестинации) посвященные арктическим регионам: «Русская Арктика» и «Северное ожерелье». Поэтому туристическому бизнесу необходимо совместно с региональными властями готовить свои предложения по участию в ФЦП. Он призвал региональные власти и турбизнес наладить коммуникации, обозначить свои проблемы и подготовить предложения по мерам поддержки. Возможной площадкой для такого взаимодействия могут стать региональные корпорации развития.

Справка МК:

«Дискуссионный клуб» – одна из программ экспертного центра «ПОРА». Проектный офис развития Арктики – общероссийская площадка для коммуникации государственных, общественных и коммерческих организаций, заинтересованных в устойчивом развитии Арктики. Экспертный центр «ПОРА» создан для привлечения внимания к социальным, экономическим и экологическим аспектам жизнедеятельности человека на севере России.