То, что сам ЕБН до конца своего срока ездил на «Mercedes-Benz S500 Pullman Guard», придаёт закону некую комичность, однако указ до сих пор не отменён. Как известно, суровость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения – та же участь постигла и эту инициативу весёлого «Бориса-царя».
Впрочем, инициатива эта принадлежала тогдашнему вице-премьеру Борису Немцову, который к тому времени едва успел пересесть из креслица губернатора Нижегородской губернии в большое кресло вице-премьера правительства России. Поскольку Нижний Новгород ранее носил имя великого русского писателя Горького, то попытка Немцова усадить государственных мужей в не слишком подходящие для их чресел сидения «Волг» и «Чаек» вполне может считаться засчитанной, только вот сама политическая элита, видимо, заботясь о своих чреслах и приобретённом статусе, инициативу не оценила. Единственное, на что согласились главы регионов и муниципалитетов – это возить челядь на «ГАЗелях», а самим наслаждаться комфортом буржуазных автогигантов.
Вероятно, если бы идея Немцова прокатила, тогда, возможно, отечественный производитель получил бы тот самый волшебный пендаль, благодаря которому страна, производящая атомные подлодки и космические ракеты, смогла бы родить хоть сколько-нибудь конкурентоспособную машину. Но не случилось. Что тому виной – не ведомо. СМИ того времени намекали на коррупцию, откаты забугорных западных и восточных производителей и ещё бог весть какие удивительные события той идиотской эпохи.
Плюс ко всему, тогда всерьёз надеялись пополнить бюджет государства за счёт продажи чиновничьих автопарков – сегодня это видится столь же нелепым, как и утверждение нынешних чиновников в том, что тотальная распродажа государственной собственности способна построить в стране капитализм скандинавского типа.
В любом случае, следуя указу президента, ведомственные автопарки разошлись по рукам тех же чиновников, многие из которых до сих пор вершат судьбы своих регионов и России в целом.
Новая история страны началась, как это принято считать, с уходом Ельцина и приходом нового президента. А он, как известно, лично проехался на жёлтой «Ладе Калине» ради убеждения граждан в том, что такая машина выдержит даже президентские амбиции, что, естественно, вызвало больше смеха, чем патриотических чувств.
И вот внезапно настала эра импортозамещения – санкции Запада официально стали признавать как тот самый волшебный пендаль, который сподвигнет, в частности, и отечественный автопром перестать смешить людей. Губернаторы и мэры взяли под козырёк, но… пересадить свои пятые точки из дивных вражеских машин в российские так и не решились.
Видимо, такое упорство имеет под собой определённые основания. Вот, к примеру, бывший губернатор Архангельской области Михальчук очень любил путешествовать по региону на правительственной «Тойоте». Проезжая по многочисленным участкам грунтовки и бездорожья, глава региона получал совершенно не тот аттракцион, какой испытывали на своих попах ехавшие следом на стареньком микроавтобусе челядь и СМИ. Губернаторские чресла попросту не ощущали всех тех удивительных испытаний, какие можно было получить лишь в «ПАЗике» или даже микроавтобусе заграничного производства – благодаря техническому решению забугорных конструкторов, губернатор не взлетал до потолка на яминах, не ударялся головой в потолок, не тёрся коленями о впереди стоящее кресло и даже не слетал с сидения на особо весёлых участках областных дорог.
Но оставим Михальчука истории – интересно, как сегодняшние чиновники приветствуют импортозамещение. Посмотрим, на чём они возят свои самые драгоценные места.
В автопарке северодвинской мэрии не нашлось ни одного отечественного автомобиля – понятное дело, город стратегический, и от состояния мягких тканей и твёрдых позвоночников его руководителей зависит многое:
«Фольксваген Крафтер», «Мерседес Бенц», Хендай Элантра», «Тойота Камри», «Форд Мондео» и четыре «Форда Фокус» – вообще-то, даже по меркам стратегического города, породившего и атомный флот страны, и мощнейшие судоремонтные и судостроительные возможности, и даже жену предполагаемого убийцы американского президента Кеннеди Ли Харви Освальда, не так уж и шикарно для международного масштаба.
Что же в столице Поморья? Здесь явно работают поклонники «Шнивы», но не среди верхушек – те ездят на вполне респектабельных авто забугорного автопрома:
Четыре «Тойоты Авенсис», две «Тойоты Камри», четыре «Шевроле Лачетти», «Рено Трафик», «Форд Транзит», «Toyota Hiace», а дальше сплошное патриотизм и импортозамещение – 17 «Шевроле Нива» и один «УАЗ Патриот».
Ну, и по количеству автомобильных брендов лидирует, конечно, правительство Архангельской области – там, судя по предоставленной им информации, более семи десятков машин, среди которых встречаются весьма неожиданные. Если с джипами и машиами представительского класса всё более-менее понятно, но что делают в списке армейский БТР, самолёт и американский вертолёт «Апачи», не совсем ясно. В правительстве от комментариев отказались. Впрочем, смотрите сами.
Lexus LX – 2,
Hyundai Santa Fe – 2,
Toyota Camry – 7,
Toyota Avensis – 1,
Toyota Corolla – 14,
Toyota RAW-4 – 2,
Bombardier Challenger 850 – 1,
Nissan X-Trail – 2,
Toyota LC-100 – 2,
Hyundai Sonata – 1,
Skoda Yeti – 4,
Mitsubishi Pajero – 1,
Mitsubishi Pajero SP – 1,
Hyundai Aerotown – 1,
Nissan Maxima – 1,
Hughes Model 77 – 1
Toyota Hiace – 1,
Volkswagen Crafter – 1,
БТР 80 – 3,
ГАЗ 3307 – 1,
ГАЗ 2705 (ГАЗель) – 1,
ЗИЛ 433362-ВС25 – 1,
ЗИЛ 45085 – 1,
ГАЗ 2217 Соболь – 1.