Велесова ночь: где в Поморье есть все шансы встретить гостей из Иного мира

Кельтский праздник Самайн сегодня более известен всему миру как Хэллоуин. Его древнеславянский аналог менее известен, но не менее загадочен и зачастую даже более реален

Кельтский праздник Самайн сегодня более известен всему миру как Хэллоуин. Его древнеславянский аналог менее известен, но не менее загадочен и зачастую даже более реален
Велес/серия "Родные боги"

Традиции самого мистического праздника, ночь с 31 октября на 1 ноября, потомки кельтских народов привезли в свой время в Соединённые штаты, а там уже за дело взялись ушлые коммерсанты, смекнувшие, как на этом можно заработать – праздник превратился в Хэллоуин (канун Дня Всех святых), и его празднование до сих пор приносит миллиардные доходы продавцам сопутствующей атрибутики. Древний смысл Самайна потерялся за масками, карнавалами и прочей мишурой, хотя за всем этим до сих пор угадывается его изначальная суть. В канун Кельтского Самайна грань между нашим и потусторонним мирами истоньшается настолько, что сквозь призрачную границу в мир живых могут проникать как светлые, так и самые тёмные сущности, страх перед которыми таится в самых дальних закоулках сознания.

Древние кельты, германцы и славяне когда-то были практически родственными этносами, что, в частности, выражалось в сходстве пантеонов, обрядов, традиций, мифов и демонологий. Неудивительно, что своя традиция сохранилась и у славянских и финно-угорских народов. Среди реконструкторов древних верований это время принято называть Велесовой ночью. Смысл её тот же, что и кельтского Самайна – время взаимопроникновения явного и навьего миров.

В силу своей исторической обособленности Русский Север сегодня считается чем-то вроде заповедника древних традиций, давно утраченных или потерявших корни в остальной России и Северной Европе. Самой загадочной территорией Русского Севера по праву считают Пинежье и другие глухие места. Именно там сохранились верования в духов-покровителей и обитателей иного мира, которые незримо живут бок о бок с человеком. Христианство так и не смогло вытеснить историческую память, и даже религия приобрела здесь вид, тесно переплетённый с древнейшим язычеством.

Пинежскую демонологию и мифологию Русского Севера вообще, пытались изучить многие этнографические и фольклорные экспедиции, ей посвящено множество научных трудов, которые, впрочем, упускают одно: для северян это не просто занятные сказки из прошлого – это реально существующее сверхъестественное бытие, наполняющее всё окружающее пространство. И когда, как не в Велесову ночь, человек рискует воочию столкнуться с тайнами сокрытого от глаз мира.

На Пинеге многие об этом слышали от своих предков или даже имеют свой опыт близкого и не очень знакомства с представителями потаённой реальности: лешими, водяными, русалками, полудницами, кикиморами, домовыми, банниками, обдерихами и прочими сущностями, в которых отказывается верить разум жителя современного мегаполиса.

Таких событий, как Велесова ночь, в году несколько – они связаны с реальными, а не календарными циклами смены времён года, лунными фазами и прочими событиями, определяемыми вовсе не человеком.

Существуют и определённые практики, применяемые при встрече с потусторонним. Кельты на Самайн пировали, почитали предков и жгли костры с целью отпугнуть проникшую в мир живых нечисть, у современных почитателей коммерческого Хэллоуина принято рядится в страшные маски и веселиться. Славянские же традиции предписывают не шуметь, чтобы не привлечь внимание гостей с той стороны, по возможности не выходить из дома, не заговаривать с незнакомцами, зажигать в избах как можно больше света, чтобы не оставалось тёмных углов, оказавшись на улице, избегать перекрёстков или развилок – в ночь перехода они превращаются в порталы, и там вероятнее всего встретить пришельца из другой реальности. В старинных деревнях Русского Севера эти традиции до сих пор в ходу.

Велесовой эта ночь названа потому, что бог-покровитель, в частности, тайных знаний и магических практик и чародейства, стерегущий врата миров Яви и Нави, а переход с осени на зиму осуществляется, когда Белобог передаёт годовое колесо Чернобогу – во время этого перехода стирается граница миров, а через образовавшийся проход духи и сущности Иного мира могут проникать в мир людей, а люди незаметно для себя могут оказаться в мире духов – вполне себе естественная ситуация для древних славян, финно-угров, кельтов, германцев с континента и северных островов…

В старину в Пинежье, да и на всём Русском Севере верили, что в Велесову ночь пространство искривляется и, казалось бы, знакомая дорожка или тропинка может завести в пространство, не принадлежащее этому миру, встреченный незнакомец может оказаться вовсе не человеком, а любое тёмное место или пересечение дорог – проходом, в который лучше не ступать. Отсюда костры на перекрёстках, свечи, рябиновые или еловые ветки между оконных рам. Наверное, многим, кому довелось бывать в деревнях Пинежья, Мезени, Лешуконья, Архангельского Севера, Вологодчины, приходилось видеть в избах положенную в окно рябиновую гроздь или еловую ветку. Причём смысл этого даже старики объяснить толком не могли. Рябина охраняет вход в дом от нечистой силы, а, к примеру, еловая ветка сбивает с пути пытающегося вернуться в наш мир покойника. Вспомнить хотя бы северную традицию провожать усопшего на кладбище, разбрасывая по дороге еловые лапы.

В Велесову ночь на Севере было принято ставить на стол лишнюю посуду, чтобы угодить решившему всё-таки проведать родню ушедшему члену семьи, а после ужина открывали окно, чтобы родственник смог покинуть дом и вернуться в свой мир. Оставляли угощение и домовому, а на утро оставшееся выносили птицам. Сны в эту ночь считались вещими, а гадания – сбывающимися. В баню в ночь не ходили – там гуляли существа, более древние, чем человек, и их не стоило тревожить.

Древние верования сегодня сохраняются как дань традиции, и зачастую современные люди уже не помнят их настоящего значения, но продолжают соблюдать. Старинные северорусские деревни умирают, и существует поверие, что заброшенные селения, прежде охраняемые древними практиками, сегодня остаются незапертыми – своего рода открытыми вратами в потустороннее. Порталами служат и просто лишённые защиты заброшенные избы. Поэтому путешественники, которым случалось забрести в такое место, часто рассказывают такое, во что сложно поверить.

Русский Север, наверное, потому и считается не только обособленной территорией, где «законсервирована» древнеславянская традиция, но и местом силы, где постепенно стираются границы миров. Здесь Велесова ночь – уже не просто часть годового цикла, а древний миф, всё чаще вторгающийся в реальность.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру