Парижское соглашение: принять нельзя игнорировать?

22 мая состоялось заседание Дискуссионного клуба Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) на тему «Парижское соглашение – риски для России и АЗРФ»

24.05.2018 в 21:59, просмотров: 1609

Модератором встречи выступил кандидат химических наук, доцент РАНХ и ГС Александр Воротников, эксперт Проектного офиса развития Арктики по ГЧП.

Парижское соглашение: принять нельзя игнорировать?

Открывая заседание, генеральный директор АНО «Центр экологических инвестиций» Михаил Юлкин осветил краткую историю международных климатических соглашений, результатом которой в 2015 году стало Парижское соглашение (ПС). В нём у всех стран появилась общая конечная цель – не только удержать рост глобальной средней температуры ниже 2°C, но и приложить усилия для ограничения роста температуры величиной 1,5 °C. И в первую очередь это связано с декарбонизацией мировой экономики, что снижает наступление глобального потепления и делает актуальным развитие зелёных технологий. Однако снижение тарифов на возобновляемую электроэнергию снижает и потребность в углеводородных энергоресурсах – Европа и Китай уверенно переходят на ВИЭ.

В настоящее время участниками ПС является 197 стран, из которых порядка 180 уже его ратифицировало.

Руководитель программы «Мировая экономика» НИУ ВШЭ, доцент департамента мировой экономики Игорь Макаров оценил влияние Парижского соглашения на российскую экономику по нескольким сценариям. И особенно невыгодным для России является сценарий, при котором страна не ратифицирует ПС. Это ведёт к резкому снижению экспорта промышленной продукции и углеводородов. При этом Россия не будет участвовать в деятельности по реализации ПС и не сможет устанавливать правила, стандарты, процедуры по реализации и дальнейшему развитию ПС.

Заведующий кафедрой общей экологии МГУ имени М.В. Ломоносова Дмитрий Замолодчиков показал неоднозначную оценку роли лесов, и в частности российских, в реализации Парижского соглашения. По его мнению, влияние фактора лесов в поглощении углекислого газа требует конкретных обоснованных методик учёта его поглощения.

Директор Института энергоэффективных технологий в строительстве Владимир Сидорович подчеркнул ключевую роль ВИЭ в реализации целей Парижского соглашения, поскольку они практически вдвое снижают выделение парниковых газов. Но если в энергетической сфере уже понятны необходимые мероприятия, то в области транспорта и промышленности всё не так однозначно.

Директор Центра экономики окружающей среды и природных ресурсов ВШЭ Георгий Сафонов в своём выступлении подчеркнул возникающие риски, связанные с отказом от ратификации ПС. По его мнению, ПС – не просто климатическое соглашение, но влечёт за собой изменения во многих сферах: политической, геополитической, технологической, экономической, социальной, промышленной и прочих. России необходимо учитывать эти изменения как в долгосрочной, так в краткосрочной перспективах.

Старший менеджер группы по оказанию услуг в области устойчивого развития КПМГ в России Владимир Лукин отметил, что в российских компаниях есть все инструменты в области управления парниковыми газами: методологии, стандарты, необходимые для развития корпоративный системы управления выбросами, системы верификации, которые обеспечивают уверенность пользователей в надёжности данных, но отсутствуют цели и политическая воля для принятия этого международного тренда.

Александр Воротников отметил, что одним из последствий глобального потепления является деградация вечной мерзлоты, которая делает высокорискованной реализацию многих проектов в Арктике. Для снижения рисков реализации проектов необходим эффективный мониторинг состояния вечной мерзлоты на основе государственно-частного партнерства.

Состоявшаяся дискуссия подтвердила наличие важных вопросов, связанных ратификацией Россией Парижского соглашения, на которые необходимо ответить. Пока вопросов больше чем ответов. И явно, что в среднесрочной перспективе для России от ратификации Парижского соглашения больше минусов, чем плюсов. Простой пример – существующая неопределённость, связанная с оценкой возможности поглощения углекислого газа российскими лесами, который явно недооценен. Либо другой пример – Норвегия ратифицировала Парижское соглашение, но, тем не менее, не собирается сокращать добычу нефти. В результате то, что можно одним, нельзя другим. С учётом углеродной составляющей нашей экономики всё это требует серьёзного и взвешенного подхода к ратификации Парижского соглашения. Важно и то, что решение о ратификации Парижского соглашения обяжет страну ввести в последующем углеродный сбор – плату за выбросы парниковых газов. По разным оценкам, затраты производителей от введения углеродного налога могут составить от 40 до 100 миллиардов долларов. По некоторым расчётам, потери российского бюджета при реализации ПС в таком виде, который предлагается России, составят более 2 трлн рублей в год, поэтому дискуссия будет продолжена и на новое заседание ДК по ПС будут приглашены представители промышленности, транспорта и ТЭК.

В мероприятии также приняли участие советник заместителя губернатора Архангельской области, руководителя представительства Архангельской области при Правительстве РФ Алексей Алтынцев, заместитель постоянного представителя Республики Карелия при Президенте РФ Наталья Беляева, заместитель генерального директора АНО «Центр экологических инвестиций» Надежда Сафонова, исполнительный директор Общественной организации «Зеленая Арктика» Андрей Иванов и специалист постоянного представительства Красноярского края при Правительстве РФ Дмитрий Скирдо.

Справка МК:

Дискуссионный клуб – одна из программ экспертного центра ПОРА. Проектный офис развития Арктики – общероссийская площадка для коммуникации государственных, общественных и коммерческих организаций, заинтересованных в устойчивом развитии Арктики. Экспертный центр ПОРА создан для привлечения внимания к социальным, экономическим и экологическим аспектам жизнедеятельности человека на севере России.