В древнем пинежском гроте варвары уничтожили наскальные рисунки трехтысячелетней давности

06.07.2018 в 03:17, просмотров: 1354

В древнем пинежском гроте варвары уничтожили наскальные рисунки трехтысячелетней давности

В Архангельской области злодеи уничтожили уникальные кургинские петроглифы трехтысячелетней давности: оставленные первобытными людьми рисунки соскоблены практически начисто. Теперь в этих местах можно увидеть «Здесь был Вася» и прочие глупости, а о древних временах напоминают лишь непроходимый пинежский лес да таинственный мрак пещер, сообщает dailystorm.ru.

То, что рисунков больше нет, заметил архангельский краевед Владимир Станулевич, который решил навестить эти места.

«Заглянув в грот, мы нашли там лишь свежие следы сколов, — рассказал он «Шторму». — Судя по всему, вандалы орудовали чем-то металлическим — возможно, стамеской или даже болгаркой. Было ясно, что люди делали это целенаправленно, готовились заранее и прекрасно понимали, на что идут».

Кургинский грот, который находится примерно в 30 километрах от Карпогор в Пинежском районе Архангельской области, в начале 40-х годов обнаружил сосланный на север этнограф Василий Смирнов. Проникнув в пещеру, он увидел 13 рисунков, в том числе восемь фигур людей с широко расставленными руками и ногами. Рядом были изображены островерхий чум и наконечник копья.

В 1972-м и 1981 годах грот обследовал археолог Анатолий Куратов, который сделал заключение, что изображения относятся к первобытным временам. Находки были описаны: публикации о них стали появляться в серьезных научных изданиях. Тогда же, в восьмидесятых, здесь было сделано еще одно открытие: ученый нашел изображение человеческого лица. Круглые глаза, искривленный нос, перебитый косым крестиком рот — не приведи господь встретить такого в реальной жизни.

Интересно, что в XV-XVII веках рисунки успели «подработать» православные миссионеры. Пытаясь снять с них колдовскую силу, они процарапали поверх петроглифов восьмиконечные кресты. «Миссионеры» XXI века действовали намного наглее — они их попросту стесали. Найти этих хулиганов вряд ли получится: места здесь глухие, а за наследием никто не следил — изображения даже не стояли на учете в областной инспекции по охране памятников.

Почему рисунки оказались брошенными на произвол судьбы, не знает никто. Известно лишь то, что последний раз в грот заглядывали несколько лет назад, и на этом исследования закончились. Ни Смирнова, ни Куратова давно нет в живых, поэтому им этот вопрос уже не задашь.

«Я тоже удивляюсь, как такое могло произойти, — говорит Станулевич. — Однако в инспекции по охране памятников мне подтвердили: рисунки не стояли у них на учете, поэтому ответственности за их уничтожение нет. В ближайшее время я хочу составить письмо в органы исполнительной власти с просьбой взять эти места под охрану, но сомневаюсь, что из этого что-то выйдет. Слишком узкоспециализированный участок работы — первобытное искусство!»

По словам краеведа, заявку на охрану выявленного памятника истории и культуры так сразу не подать. Должно быть его историческое описание, основанное на архивных документах. Если в региональных архивах таких документов нет, надо ехать в столицу, ждать к ним допуска, да и не факт, что нужные материалы найдутся.

«Я не хочу поднимать скандал, но считаю, что нашим органам охраны памятников пора делать выводы. Нельзя перекладывать на частных лиц то, что должно делать государство, — говорит Станулевич. – Ситуация жуткая: три тысячи лет эти петроглифы украшали стены пещеры, а кто-то пришел, стесал, и ему это сошло с рук!»

Подтверждает ценность утраченных изображений и археолог Алексей Едовин. Несмотря на то что они были частично подпорчены позднейшими христианскими набивками, говорит он, рисунки открывали таинственный мир первобытного человека, поэтому произошедшее уже можно назвать большой потерей как для истории, так и для культуры.

«Они датировались железным или поздним бронзовым веком, а это первое тысячелетие до нашей эры. К тому же были единственными из найденных на территории Архангельской области, — рассказал археолог «Шторму». — Изображения интересны еще и тем, что были выбиты не на граните, как, например, в Карелии, а на известняке, причем именно в глубине пещеры».

На вопрос, как же так получилось, что за памятником никто не следил, Едовин воскликнул: «Спросите у тех, кто «охраняет»! Я не понимаю, почему эти рисунки до сих пор не попали в реестр культурного наследия».

Как реагируют на все это чиновники — отдельный вопрос. Услышав, о чем мы хотим спросить, в инспекции по охране объектов культурного наследия Архангельской области нам коротко и емко ответили, что по телефону такие вопросы не обсуждают. Мол, пишите официальный запрос, а мы ответим, когда сможем.

А вот в Институте археологии РАН к ситуации отнеслись с нескрываемым интересом и тут же предложили альтернативный путь.

«Кто же мог такое сделать! Ведь в подобные пещеры могут проникнуть разве что спелеологи, — изумился ведущий научный сотрудник института Сергей Чернов, изучив присланные фото. — Дикая ситуация; я бы даже сказал, какой-то «Талибан»! Мне кажется, в одиночку стесать такие надписи невозможно, есть вероятность, что люди действовали сообща. Сбивали целенаправленно, со злым умыслом — а это вполне себе тянет на статью «Уничтожение объектов культурного наследия» и, как следствие, на уголовный срок».

Узнав, что местная инспекция по охране объектов культурного наследия полностью открещивается от этой ситуации, Чернов признался, что это не ново: «чего только не бывает». Так как постановка на учет связана с бесконечным множеством формальностей, 80% выявленных памятников культурного наследия остаются без охраны.

«Но я бы предложил другую, более легкую схему действия: можно написать директору Института археологии РАН Николаю Матвееву, который, возможно, даст делу серьезный ход, а затем обратиться к специалистам нашего института, занимающимся петроглифами. Они съездят на место, проведут археологическую экспертизу и опишут находки. Ну а на основании этих данных объект уже можно будет ставить на охрану!» — поделился он. А потом добавил: «Мне очень жалко, что такое произошло. Все, что связано с Пинегой, нам очень важно!»

Справка МК:

Петроглифы —выбитые или нанесенные краской рисунки на каменной основе. Их еще называют писаницами или наскальными изображениями и тщательно оберегают. Например, в соседней с Архангельской областью Карелии такие изображения в числе прочих мест можно увидеть на островах реки Выг. Археологический комплекс получил статус историко-культурного наследия и охраняется государством. А в американском штате Юта местные власти и вовсе создали специальный патруль, сотрудники которого не только охраняют древние рисунки, но и рассказывают людям об их исторической ценности.