Почему историческую архитектуру города заменяют муляжами

Что осталось в столице Поморья от исторической застройки?

29 сентября 2016 в 14:19, просмотров: 1899

В рамках «ArcticArtForum-2016» сотоялась дискуссия «Архитектура Архангельска – иллюзия сохранения». Участники подняли тему сохранения памятников истории и архитектуры, если, конечно, осталось, чего спасать... На территории Архангельской области зарегистрировано почти две тысячи объектов культурного наследия регионального и федерального значения. Большая часть из них находятся в предаварийном или аварийном состоянии, к сожалению, часть из них утрачена вовсе.

Почему историческую архитектуру города заменяют муляжами
Оригинал одного из исторических зданий Архангельска, "копия" которого выдается за исторический объект на Чумбаровке

Ситуация в области мало чем отличается от ситуации в областном центре – памятники архитектуры и люди, их поддерживающие, а иногда проживающие в них, брошены на произвол судьбы. Но сама проблема сохранения памятников культуры и знаковых для Архангельска зданий, создававших неповторимую атмосферу малоэтажного деревянного города, кроется во многих причинах. В первую очередь, конечно, это недостаточное финансирование, отсутствие надзора и ненадлежащий уход.

Не только время не щадит оставшиеся деревянные строения – зачастую и сами жители города портят внешний вид памятников, вставляя пластиковые стеклопакеты и обшивая стены сайдингом, а завершает «образ» бесконечная хаотичная реклама. Остается только ностальгировать по деревянному городу, который в прошлом представлял собой богатое архитектурное разнообразие.

По словам модератора дискуссии Владислава Дреко, из-за различных градостроительных косяков, сделанных как в следствие непрофессионализма, так и в угоду бизнесу, наделано столько, что речь сегодня идет столько не об исправлении ситуации, сколько о сохранении того последнего, что пока еще связывает город с его уникальным прошлым:

– Сегодня для нас важно не допустить новых ошибок, – сказал он. – Власти, бизнесу и обществу необходимо договорится и найти компромисс в решении этих вопросов.

Однако как власть, так и бизнес, судя по всему, демонстрируют полнейшее пренебрежение к сохранению лица исторического центра города, в то время как общество не проявляет сколько-нибудь эффективной активности в отстаивании его облика.

Чумбаровка – заповедная улица или «дом восковых фигур»?

Проспект Чумбарова-Лучинского с недавних времен принято считать главной пешеходной улицей города. Как только ее не называют – и «улицей-музеем», и «Архангельским Арбатом», и «деревянной летописью Архангельска»... По первоначальной задумке сюда планировалось свозить знаковые постройки деревянного Архангельска начала XX века (что-то похожее на Малые Корелы). Часть из них, действительно, была перевезена – например, бывший Дом коммерческого собрания, ныне более известный под именем «Марфин дом». Однако музея особо не получилось – часть построек – это более или менее качественно выполненный новодел.

Примеры таких архитектурных реплик привел краевед-энтузиаст, коллекционер и антиквар художественного салона на Воскресенской Дмитрий Мацегора. Один из них дом Н.В. Никольского 1913 года постройки, копия которого стоит на Чумбаровке. Однако даже в копии оригинал узнается весьма смутно – дом выкрашен в голубой цвет, в окна вставлены стеклопакеты, а цоколь вообще обшит кафельной плиткой.

– Двери подъезда и переплет окон – это архитектурные элементы, которые подчеркивают индивидуальность и неповторимость здания. На копии мы видим цоколь, обшитый кафельной плиткой. Как это называется? Это называется варварство, – утверждает Дмитрий Мацегора. – Людей в этом винить нельзя, люди привыкли делать сами, как умеют, а ждать инициативы от кого-то не приходится.

Еще одна копия стоит через строение от отсвечивающего голубым «Дома Никольского» под номером 23. Но этому дому с жильцами повезло больше – никаких самостоятельных ремонтов они не проводили, что позволило сохранить его аутентичность. При этом было произведено правильное озеленение участка дома. Оригинал дома стоял на улице Карла Либкнехта в районе ТЦ «Корона».

Другой пример – дом П.Н. Гринфельдта 1913 года постройки, являющийся памятником культурного наследия регионального значения. Ему места на Чумбаровке тоже не нашлось, зато там построили нечто на него похожее, обшили сайдингом и сдали в эксплуатацию. И пока жители и гости города прогуливаются по пешеходной улице и фотографируют, в частности, и этот образец деревянного зодчества, большинство из них даже не догадывается, что оригинал – настоящий Дом Гринфельдта – уныло покосившись, доживает свои последние дни на проспекте Советских Космонавтов, 64 среди других разваливающихся, гниющих и сгоревших деревяшек.

Зато на «заповедной» улице снова строится нечто, имеющее к истории города такое же отношение, как электрический самовар к своему знаменитому медному собрату. На улице, где должны стоять памятники деревянной архитектуры, сейчас возводится из металлического профиля каркас некой якобы исторической постройки, хотя по проекту там должен был быть воссоздан деревянный дом купца Беляевского.

По факту на этом месте будет возведен ТЦ «Парижский», ни фасадом, ни материалом оригинал не напоминающий. Строительством занимается компания «Евродомстрой».

Здесь же можно вспомнить еще и многострадальный дом Овчиникова 1912 года постройки на улице Воскресенской, который оказался зажат между многоэтажными новостройками. Та же судьба постигла дом Н.А. Толстиковой, соседом которого стал монструозный ТРК «Титан-Арена», строительство которого едва не погубило памятник культурного наследия.

Вместо исторического здания – нашлепка на фасад ТЦ

Другой участник дискуссии, председатель совета директоров холдинга «Аквилон-Инвест» и по совместительству депутат Архангельской городской Думы Александр Фролов, рассказал о планах воссоздания фасада жилого дома Плотникова и Ивановой, относящегося к середине XIX века, и реконструкции находящегося сегодня в крайне унылом состоянии многострадального пивоваренного завода А.Ю. Суркова.

Проект воссоздания дома Плотникова-Ивановой, того самого, который стоял прямо напротив Макаровских бань, и куда их посетители бегали, судя по некоторым данным, за несколько иными удовольствиями, вызвал в обществе неоднозначную реакцию. По задумке застройщика, часть фасада дома, который был попросту снесен в угоду строительству торгового комплекса, удастся интегрировать в серые безликие фасады «Европарка» со стороны набережной Северной Двины. Проект предусматривает восстановление южного и части боковых фасадов из керамического красного кирпича со всеми элементами декора в полном объеме, цоколь будет облицован белым камнем.

Назвать такой шаг «сохранением культурного наследия» язык не поворачивается, но может, хоть это напомнит посетителям торгового комплекса о том, что было раньше, и что мы имеем сейчас.

По словам Фролова, проект воссоздания дома с приспособлением для современного использования получил положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы и работы уже ведутся. Хотя ни о каком «воссоздании» речи, судя по проекту, скорее всего не идет – это будет больше похоже на некий барельеф или памятную доску, хотя и большую, что с историей города связано весьма и весьма опосредованно.

Пивзавод все-таки станет торговым центром?

Что касается проекта реставрации комплекса зданий пивзавода, то он практически готов, его концепция проходит историко-культурную экспертизу у трех специально аккредитованных экспертов министерства культуры России.

Согласно проекту, будут отреставрированы только три аварийных корпуса: главный, цех варения и безалкогольный цех. При этом компании взяла на себя обязательство восстановить объект в строгом соответствии с историческим обликом. Планируется, что использоваться здание бывшего пивзавода будет в качестве административно-торговых помещений. Однако состояние разваливающегося на глазах здания пивзавода позволяет сомневаться в том, что его использование вообще возможно. Впрочем, поживем – увидим.

Трамвайная подстанция

Еще про один крайне интересный памятник истории и архитектуры рассказал директор ООО «Архангельск Электротранс» Михаил Кочанов. Его компания уже на протяжении многих лет занимается реставрацией здания тяговой подстанции на улице Суворова, 13.

Трамвайная подстанция была построена в 1914 году и тоже является памятником архитектуры Архангельска. Судьба этого здания складывалась очень интересно – это не просто тяговая подстанция – это и жилье того инженера, который запустил первый трамвай в Архангельске. Здание было передано троллейбусному предприятию и эксплуатировалось по назначению. Затем оно было изъято. Сегодня в нем уже практически не осталось помещений, которое не имеют каких-то дополнительных перегородок.

Проект реставрации здания несколько раз переделывался то по причине выявления новых технических и проблемных моментов, то из-за изменений в законодательстве, и проходил множество экспертиз.

Одна из последних проблем – деревянное межэтажное перекрытие было неправильно сделано, из-за чего одна из стен пропиталась влагой. Теперь нужно полностью снимать кровлю, просушивать стену и заменять все балки.

Сумма на сохранение и восстановление объекта, по словам Михаила Кочанова, уже перевалила за пятьдесят миллионов рублей, а как к таковым реставрационным работам еще и не приступали. При вложении таких колоссальных финансовых затрат логичен вопрос – а зачем? Электротранспорт в городе уничтожен, и появится ли он – бабушка надвое сказала. Пока возможность возрождения трамвая и троллейбуса в Архангельске звучала лишь в фантастических популистских обещаниях предыдущего городничего.

– Это работа интересна сама по себе. И давайте не будем забывать, что очень жалко архангельский трамвай как один из самых старых на территории России и самый северный уж точно, – говорит Михаил Качанов. – О будущем электростанции говорить пока рано. Совершенно точно останется электростанция, так как часть здания приспособлена под новое оборудование. Оставшаяся часть здания будет использована в коммерческих целях.

Резюмировать хотелось бы словами Вильяма Шекспира: «Мы не даем цены тому, что наше, но стоит только потерять – и вдруг откроем в нем прекрасного так много, что нет утраченному и цены». Может, все же стоит сохранять и ценить сейчас, чем потом жалеть и вкладывать огромные деньги в реставрацию? Или не вкладывать вовсе, забыв прошлое…

Владислав Дреко, создатель паблика «Архангельск: архитектура и градостроительство»:

– В прошлом было совершено достаточно большое количество архитектурных и градостроительных ошибок, но сегодня для нас важно не допустить новых. Ведь прямо сейчас с нашего молчаливого согласия пишется архитектурная история города.

Дмитрий Мацегора, краевед-энтузиаст:

– Задача Чумбаровки – собрать изюминки и бриллианты деревянного города простой застройки, чтобы эту улицу можно было показывать туристам и рассказывать, как выглядел старый Архангельск. Что вышло в итоге? Набор невнятной отсебятины...

Александр Фролов, председатель совета директоров холдинга «Аквилон-Инвест»:

– Любые проектные работы, связанные с реставрацией объектов культурного наследия, в разы дороже, чем проектирование жилых или коммерческих зданий... Когда реставрацию проводит государство, в его прямые обязанности входит сохранение объектов культурно-исторического наследия. С частными компаниями дело обстоит намного сложнее – нужно соблюдать баланс интересов, чтобы и объект был восстановлен, и экономическая целесообразность от его дальнейшего использования присутствовала.






Партнеры