Оттолкнуться от болота: возможно ли в регионе проектное управление

В муниципалитетах региона собираются ввести проектное управление

Эта технология управления призвана более эффективно решать стоящие перед муниципальными властями задачи. Чтобы понять, будет ли от этого толк или это просто популистская инициатива, создающая видимость политического развития области, попытаемся разобраться.

В муниципалитетах региона собираются ввести проектное управление
Стоп, мужики, от проекта ни на шаг!

О необходимости внедрения проектных подходов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях заявил на международном инвестиционном форуме «Сочи-2016» премьер Медведев. В Поморье посыл услышали, и процесс внедрения принципов проектного управления в системе госуправления уже утвержден на региональном уровне как проект. Управляющий комитет возглавил первый заместитель губернатора Архангельской области, председатель областного правительства Алексей Алсуфьев, а руководителем проекта назначен заместитель губернатора по стратегическому планированию и инвестиционной политике Алексей Гришков.

Как считает Алексей Гришков, проектные методы управления уже успели зарекомендовать себя в бизнесе и корпоративном управлении, поэтому пришло время опробовать их и в системе госуправления.

– Конечно, работа предстоит большая, – подчеркнул Гришков. – Сам по себе процесс внедрения проектного подхода будет связан с достаточно серьезными изменениями. Прежде всего эти изменения затронут управленческую культуру: работа в формате исполнения поручения, то есть «поставил галочку» и забыл, принципиально невозможна на современном этапе.

Сломать стереотип

Во-первых, проектное управление предполагает под собой некое спланированное движение от идеи до ее материализации. Причем это должно быть не просто рутинное поступательное движение к какой-то размытой цели – напротив, это ряд последовательных действий, итогом которых должен стать заявленный в самом начале ожидаемый результат.

Вообще, проектное управление – это инновационный вид управления, как, соответственно, и его методы. Готовы ли руководители областных муниципалитетов к подобным инновациям, к кардинальному изменению подхода к управлению вверенными им территориями и ломке стереотипов управленческой мысли – это еще вопрос.

На недавнем заседании координационного совета глав муниципальных образований региона тема использования методов проектного управления в деятельности местных властей стала одной из центральных, поскольку, видимо, то, что традиционные способы во многом себя изжили и, действуя по-старинке, регион все глубже закапывается во внутренних проблемах, еще более усугубляемых не слишком оптимистичным общим состоянием дел в национальной экономике. Поэтому и задача поставленная правительством области – находить новые пути развития территорий, расширять налогооблагаемую базу, открывать новые возможности, обеспечивающие устойчивый экономический рост районов и городских округов – представляется весьма актуальной. Иначе Поморье со всей его непростой инфраструктурой и огромной территорией рискует зайти в тупик, выбраться из которого год от года будет все сложнее.

К истории вопроса

В принципе, проектное управление – идея далеко не новая. История страны полна примеров как удачного, так и неудачного проектного управления. Взять хотя бы проект создания империи Петром Великим – удачный пример его реализации. А, например, при всех своих заявленных всенародно благих намерениях, проект перевода экономики страны на новые экономические рельсы, начатый Горбачевым и продолженный Ельциным и его окружением – пример неудачного проектного управления, и это ощутило на себе все население России (кучка завладевших стратегическими отраслями и предприятиями людей – не в счет). Но если раньше подобные глобальные проекты реализовывались или разваливались благодаря некоторой одержимости отдельных политических фигур, то теперь как никогда ставка делается на целую команду специалистов-управленцев. Многие помнят, к чему может привести попытка сломать систему в одиночку – не поддержанный местными бонзами губернатор Алтайского края Михаил Евдокимов так и не смог разорвать сложившийся в регионе порочный круг.

В одиночку – никуда

В Архангельской области сегодня говорят о необходимости интегрального, то есть целостного, неразрывного, управления, в которое должны быть вовлечены и объединены и ресурсы, и знания, и опыт, и методы – все, что будет способствовать наиболее эффективному решению задач по выходу муниципалитетов из кризиса.

В региональном правительстве полагают, что введение в области проектного управления должно привести к повышению качества управленческих решений и сокращению времени на их принятие, большей согласованности действий между различными задействованными в реализации проектов ведомствах и, что довольно актуально сегодня в регионе, замену поэтапных отчетов, которые далеко не всегда означают завершение определенной стадии проекта, на конкретный спланированный результат.

Понятно, что решить все свои вопросы в одиночку муниципальным властям не всегда под силу. Однако правительство заверяет, что возложенная на районные власти ноша будет соизмерима их возможностям.

– Мы должны формировать систему принятия решений так, чтобы в нее были встроены все уровни власти: федеральная, региональная, муниципальная, – заявил на встрече с главой Шенкурского района Сергеем Котловым губернатор региона. – У нас общее дело, одна задача – поменять ситуацию на конкретной территории в лучшую сторону. Для этого нужны усилия всех.

А то, что необходимо менять а первую очередь, было озвучено еще на Совете при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам. И эти реализация озвученных направлений крайне актуальна для Архангельской области. Это, в том числе, здравоохранение и образование, ипотека и арендное жилье, развитие моногородов и городской среды крупных агломераций, качественные дороги – всего около дюжины. К тому же, региону жизненно важны локальная поддержка принятых на региональном уровне кластерных решений.

Плюс ко всему, природное, культурное, историческое разнообразие Архангельской области позволяет создавать в каждом районе собственные проекты, направленные на привлечение инвестиций и развитие локальных точек роста. В принципе, все руководители должны понимать, что переформатировать существующую систему на принципы проектного управления – продиктованная условиями времени и состоянием экономики необходимость. Помочь в этом вопросе должен организованное «повышение квалификации» представителей власти на местах – своеобразный ликбез в виде организуемых для этих целей семинаров и практикумов.

Общее руководство переходом на новые условия работы муниципалитетов будет осуществлять Агентство стратегических разработок Архангельской области. В его функции помимо прочего войдут соответствующая подготовка сотрудников органов региональной власти, разработка методик для местного самоуправления, исполнение функций проектного офиса, с помощью которого ведомства могли бы координировать деятельность при реализации крупных проектов в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в жилищном строительстве, ведение реестра реализуемых на территории области проектов.

Риск тоже управляем?

У радужных перспектив внедрения в муниципальных образованиях есть несколько существенных «но».

Один из самых основных рисков – человеческий фактор. В муниципалитетах накопилось столько рутинной работы, которую необходимо исполнять в оперативном режиме, либо тратить средства и усилия хотя бы на недопущение ухудшения ситуации, что некоторые руководители муниципалитетов просто не способны увидеть более отдаленные перспективы. Выражаясь фигурально, почва некоторых муниципалитетов настолько зыбка, что не позволяет от нее оттолкнуться, чтобы совершить какой-то качественный рывок. Чтобы запуск того или иного проекта был эффективен, почва эта должна быть подготовлена, укреплена. Отталкиваться от твердой поверхности куда сподручнее, чем от болота, где любой толчок, чем он сильнее, тем глубже заставляет увязнуть. Это касается и проблем транспортной доступности, и оттока населения, и прогнившей насквозь инфраструктуры и еще многого того, что тянет за собой другие неприятности, создавая цепную реакцию. Иными словами, для начала движения необходимы колоссальные внешние вливания, для того чтобы стабилизировать ситуацию. А при дефиците областного бюджета такие деньги даже не на улучшение, а хотя бы на капитальную стабилизацию экономики районов в ближайшие годы вряд ли найдутся. А попробуй-ка, как мы живописно описали выше, прыгнуть на болоте...

Еще одно сомнение вызывает и сама концепция проектного управления. Прежде всего, проектное управление – это, по большому счету, формирование плана действий, стратегия, которую можно оформить как угодно. Но способна ли даже хорошо продуманная стратегия реагировать на внутренние и внешние изменения, которые при общей нестабильности неизбежны. И этот фактор опять же вместе с приходом в местную власть компетентных специалистов предполагает и нехилое базовое финансирование, из каких бы источников оно не поступало. Вот, к слову, живые примеры, с одной стороны, модернизация Сочи перед Олимпиадой или Грозного и так называемых «курортов Северного Кавказа» – в какие несметные бюджетные миллиарды это влетело, потому и проекты достигли цели. А с другой стороны, архангельский «Водоканал» или муниципальные автотранспортные предприятия, которые точкой отсчета своего развития предполагают увеличение тарифов или государственные субсидии, без чего и то, и другое предприятие лишь глубже вязнут в собственных проблемах. Конечно, многое зависит и от компетенции руководителей и прозрачности их действий, но это уже область внимания определенных органов.

Ну и, вряд ли приходится сомневаться в том, что система проектного управления внедряется в потенциально бюрократическую среду, изжить которую, при всех усилиях региональной власти, до сих пор не удалось.

В общем, риск несостоятельности новой систему управления существует. Вопрос в том, насколько он управляем. Пока что с долгосрочные стратегии не показали себя ни на уровне области, ни на уровне страны в целом. Может, просто не успели, а может, им и не суждено прийти к намеченной цели в меняющейся реальности. В любом случае, внедрение проектного управления в Архангельской области – вопрос решенный, и сможем ли мы управлять еще и очевидными рисками, основанными на складывавшихся десятилетиями особенностях региона, покажет время. Потянем ли?

Игорь Орлов, губернатор Архангельской области:

– Использование в повседневной деятельности методов проектного управления, обновление самой структуры менеджмента позволит кардинально изменить ситуацию на местном уровне.

Алексей Гришков, заместитель губернатора по стратегическому планированию и инвестиционной политике:

– Внедрение проектного управления на региональном уровне уже началось. Эта работа также оформлена в виде проекта. Но многие вопросы лежат в сфере полномочий и зоне ответственности местных властей.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №50 от 7 декабря 2016

Заголовок в газете: Возможно ли оттолкнуться от болота?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру