Как это было…
Дух времени…
Первому морскому конвою «Дервиш» исполнилось 70 лет
21 августа 1941 года меньше чем через 2 месяца после нападения нацистской Германии на СССР из порта Рейкьявик (Исландия) вышел первый Северный морской конвой и 31 августа пришел в Архангельск. По случаю юбилея этого значимого события в Архангельск прибыли иностранные гости.
Делегации Великобритании, США, Франции, Польши и Канады посетили Архангельск в дни празднования юбилея первого Северного конвоя «Дервиш».
Официальные представители стран-участниц арктических караванов подтверждают высокий статус события не только для России. Делегацию Великобритании возглавил первый морской лорд Марк Стенхоуп, Францию представил Генеральный консул в Санкт-Петербурге Элизабет Барсак, от США прибыл чрезвычайный и полномочный посол в России Джон Байерли.
Помимо официальных мероприятий для гостей, ветеранов и жителей Архангельска были организованы концерты духовых оркестров, ансамбля песни и пляски Краснознаменного Северного флота.
Российские военно-морские силы в акватории Северной Двины были представлены сразу тремя кораблями во главе с большим десантным кораблем «Георгий Победоносец». Главное управление Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в Архангельской области организовало выставку спасательной техники и оборудования.
Первый морской конвой СССР
Арктический конвой «Дервиш» — первый морской конвой, отправленный в СССР во время Второй мировой войны. После вступления в войну СССР был сформирован первый арктический конвой из 7 транспортов с сырьём (в первую очередь каучуком и продовольствием) и военной техникой (15 самолётами в разобранном состоянии) (SS Alchiba (голландский), флотский танкер RFA Aldersdale, SS Esneh, SS Lancastrian Prince, SS Llanstephan Castle, SS New Westminster City и SS Trehata).
В состав эскорта входили океанские тральщики HMS Halcyon, HMS Salamander и HMS Harrier, эсминцы HMS Electra, HMS Active и HMS Impulsive, а также корабли ПЛО (вооруженные траулеры) HMS Hamlet, HMS Macbeth и HMS Ophelia. Конвой ещё не получил буквенной литеры PQ, а назывался «Дервиш».
21 августа 1941 года конвой вышел из Хвальфьордур, Исландия. Вместе с конвоем отправился авианосец HMS Аргус, на который погрузили 24 «Харрикейна» 151-го авиакрыла Королевских ВВС. Также прикрытие конвоя осуществляли авианосец HMS Victorious и 2 крейсера под командованием контр-адмирала Уэйк-Уокера. По другим данным, дальнее прикрытие осуществляли крейсер HMS Shropshire и эсминцы HMS Matabele, HMS Punjabi, и HMS Somali.
Не обнаруженный немецкой воздушной разведкой, конвой без потерь прибыл в Архангельск 31 августа 1941 г. (по информации www.ehorussia.ru).
Три океанских маршрута
Значимость этого конвоя нельзя переоценить. Позднее адмирал флота В.Н. Чернавин свидетельствовал:
«Для доставки грузов Советскому Союзу использовались три основных океанских маршрута:
ПЕРВЫЙ – через Северную Атлантику. Его протяжённость – 1800-2000 миль. Продолжительность перехода – 10-14 суток. По этому пути союзники отправили около 4 млн тонн груза (22,7% от общего количества поставок). Первый конвой «Дервиш» прибыл 31 августа 1941 года в Архангельск.
ВТОРОЙ проходил через Южную Атлантику, Персидский залив и Иран. Он практически начал действовать с мая 1942 года. По этому пути было доставлено более 4 млн тонн груза (23,8%).
ТРЕТИЙ маршрут проходил по Тихому океану. Объём перевозок здесь был наибольшим и составил 8 млн тонн (47,1%). Для приёма и хранения грузов в Петропавловске-Камчатском потребовалось перестроить торговый порт.
В связи с тем, что Япония фактически закрыла Сангарский пролив, а проливы Лаперуза и Первый Курильский зимой замерзали, грузы приходилось отправлять во Владивосток для последующей перевозки по железной дороге уже после вскрытия льдов…»
Точка отсчёта
При этом надо было учитывать главное: все военные поставки шли исключительно через Великобританию. Наиболее целесообразным было открытие маршрута – через воды и льды Норвежского и Баренцева морей в Архангельск и Мурманск. На преодоление этого пути судам требовалось не более двух недель. Северные порты были ближе всего к фронту и центру страны. Но эти «блага» можно было получить только в идеале. У войны свои жестокие законы.
Незамерзающий порт Мурманск находился буквально в нескольких десятках километров от линии фронта и, как мы уже говорили, подвергался непрерывным ударам с воздуха. Архангельск был почти тыловым городом, но и здесь фашистские самолёты вели постоянные обстрелы и бомбардировки с воздуха. К тому же порт несколько месяцев в году практически недоступен из-за образования толстых льдов в Белом море.
Да и сам маршрут, определённый для арктических союзных конвоев, на всём протяжении проходил вдоль оккупированного фашистами Норвежского побережья, находился под неусыпным контролем и непрерывным воздействием подводных, надводных и воздушных средств фашистской Германии. Да, северный маршрут был самым коротким, но вместе с тем и самым рискованным. Немцы потопили на этом маршруте 38 советских и 77 союзнических транспортов, 17 британских кораблей охранения, погиб 4861 человек… (А.В. Вислых. Спасательный ленд-лиз. Независимое военное обозрение. 2001 г. № 38).
«Дервиш» стал точкой отсчёта! После него еще было много конвоев, проходивших по опасному пути, но именно «Дервиш» навсегда останется в памяти современников как первопроходец.
Спустя 70 лет «Дервиш» снова в Архангельске. Много времени утекло с тех страшных для всего мира лет… Но не стереть в памяти подвиг первого морского конвоя «Дервиш».
Самое интересное
-
-
«Научитесь уважать нас»: Путин вспомнил строчки Тютчева, говоря о Европе
-
«Боимся, не вернут Ильича»: россияне прощаются с Лениным перед закрытием Мавзолея
-
Шакро Молодой выразил недоверие главному московскому вору в законе
-
Названы самые подорожавшие за десятилетие продукты: цены на масло, рыбу, яблоки выросли в три раза
-
«Отдали 1,7 млн рублей, раскручивают только так»: россиянка из Небраски рассказала про особенности американских похорон
Что еще почитать
-
В Мирном открылись двери пришкольных лагерей
-
Ученые-лесоводы высадили кедры
-
Как поссорились Илон Эрролович с Дональдом Фредовичем: конфликт Трампа и Маска вышел из-под контроля
-
Стала куколкой: преобразившуюся Цымбалюк-Романовскую заметили в караоке после родов
-
Мама в Дубае: Зеленский сделал матери царский подарок – потрачены миллионы долларов
В регионах
-
Вместо ремонта деньги – в карман: Совладельцев ТГК-14 задержали за мошенничество
-
Народные приметы на 4 июня 2025 года: что нельзя делать в день Василиска
-
«Сегодня жестко бухаем»: все, что известно о резне в Байкальске
Иркутск -
"Змеиные" годы в России отмечены революциями и войнами
Саратов -
Народные приметы на 5 июня 2025 года: что нельзя делать в день Левона Огуречника
Улан-Удэ -
Народные приметы на 6 июня 2025 года: что нельзя делать в день Симеона Столпника
Улан-Удэ