Еще в мае этого года между населенными пунктами Мезень и Каменка исправно работала буксирная переправа, организованная индивидуальным предпринимателем Игорем Боженковым. Через реку исправно по приемлемым ценам перевозились легковые автомобили, грузовики, группы людей. Соблюдались все требования безопасности. Естественно, транспорт, задействованный под экстренные и социальные службы, а также муниципальный заказ с берега на берег переправляли бесплатно.
Но уже в июне Боженков был «убран» с занимаемого маршрута неким Горбачевым и его людьми, представившимися компаньонами господина Разманова. Они с помощью дружественных сотрудников Мезенского РОВД разыграли с предпринимателем такой фокус-покус, после которого его имущество — баржа — было «отжато» в частную собственность и перепродано для эксплуатации на реке Пинеге. В результате проведенного захвата Боженков не смог далее осуществлять перевоз через реку Мезень.
А на маршрут Мезень — Каменка, как говорят в народе, с полными «радости» штанами, вышел Горбачев с техникой Разманова. Буксир стал классом хуже, баржа — тоже. А цены взлетели на 150 — 500 рублей, в зависимости от габаритов автомобилей. Например, если переправить «УАЗик», типа «буханка» в мае стоило 600 рублей, то теперь приходится выкладывать тысячу. Да, к тому же, с сомнительными гарантиями безопасности. Впрочем, правильнее было бы сказать, что их попросту нет.
А произошло все так. Чуть больше года назад индивидуальный предприниматель Игорь Боженов нашел в Мезени, в районе Коршаково, на острове, баржу-площадку с идентификационным номером. Поставив плавсредство на специализированный учет, он разместил в газете объявление о находке для обнаружения потенциальных собственников баржи. Хозяева ее не нашлись, зато «проснулись» злопыхатели. В мае этого года закончился срок постановки баржи на учет. Баржу стало возможно признать бесхозной. И Боженков начал ее эксплуатацию и процедуру оформления плавсредства в свою собственность.
Однако 22 мая около 17.00 в Каменке на переправу к Боженкову пришли коммерсанты: Горбачев, Никулин и Подшивалов и заявили, что баржа принадлежит им. После чего на место был вызван майор каменской полиции Быков, который отвез Боженкова и Горбачева в отделение для разбирательства. Пока они ездили, название баржи «279» трансформировалось в «Лес — 279». По приезду Боженков заметил, что баржу переименовали, а, судя по свежим подтекам краски, произошло это как раз, когда он ездил в милицию.
В это же время Горбачев, Никулин и Подшивалов достали документы, подтверждающие, что они собственники баржи «Лес — 279», и увели объект в Мезень, к устью Кузнецова ручья, с помощью буксира «Надежда», принадлежавшего Горбачеву и катера «Омуль». Вместе с ними уехал и полицейский Быков для дальнейшего досмотра баржи. Перед буксировкой баржи в Мезень, коллега Быкова — сотрудник Мезенской полиции, Личутин отказался составить протокол осмотра объекта на месте, не сверив кроме бортовых еще и строительные номера, которые выбиваются на внутренних конструкциях.
Зачем нужно было буксировать баржу для досмотра в Мезень? Почему нельзя было сделать это в Каменке? Непонятно. Ведь если, положим, в той же Каменке произошло убийство, тело погибшего не везут в Мезень для проведения оперативно-следственных мероприятий. Можно предположить, что баржу нарочно отогнали в Мезень, чтобы Боженков не смог обеспечить охрану объекта.
Боженков прибыл в Мезень вслед за баржей. Несмотря на настойчивые просьбы предпринимателя запротоколировать строительные номера на плавсредстве, сотрудники полиции этого делать не стали. Боженков не раз обращал внимание Быкова на то, что к утру на барже могут появиться совсем другие строительные номера. Однако Быков, ежеминутно получавший от кого-то ЦУ по мобильному телефону, был непреклонен к просьбам Боженкова.
Утром 23 мая на барже появились строительные номера, соответствовавшие тем, что были указаны в документах Горбачева. Согласно Регистру, на барже должен быть набит один строительный номер на переборке первого отсека, вместо этого в трюмах «Лес-279» было обнаружено целых два строительных номера, нанесенных на подпалубном наборе, причем в разных отсеках, причем их шрифт не соответствовал необходимому, а цифры были нанесены наклонно по отношению друг к другу.
Стоит отметить, что годом ранее уже предпринимались попытки обнаружить на барже строительные номера, и тот же Горбачев не раз ползал внутри объекта в поисках этого идентификатора, когда проявил повышенный интерес к объекту. Тогда его изыскания были тщетны и этому есть подтверждающие документы. Утром же 23 мая строительные номера в количестве двух штук были найдены за 15 минут. Во время «поиска» полицейскому Личутину тоже постоянно кто-то звонил на телефон и интересовался: не найдены ли строительные номера. Когда позвонили в очередной раз, Личутин сказал, что номера нашли. Горбачев, Никулин и Подшивалов в присутствии сотрудников полиции попросили Боженкова покинуть их баржу. И вся компания направилась в местное отделение милиции, где перед коммерсантами извинились за причиненные неудобства.
Тем временем Игорь Боженков написал заявление о рейдерском захвате на имя начальника полиции Мезенского района Ластовского и попросил последнего оставить баржу в Мезени до выяснения всех обстоятельств произошедшего. Мезенские полицейские отказали в возбуждении уголовного дела в виду отсутствия состава преступления. Кроме того, они сделали экспертное заключение о подлинности строительных номеров баржи «Лес — 279», хотя ранее сотрудники полиции заявляли, что не проводить такие процедуры не в их компетенции.
Что стало с баржей Боженкова? Горбачев продал ее своему компаньону Никулину, а тот перегнал ее в Пинежский район и поставил на буксирную переправу поселок Ясный — село Карпогоры.
Прокурор Мезенского района, по фамилии Могилка попросил Игоря Боженкова не беспокоить его ведомство своей проблемой и порекомендовал предпринимателю обратиться в суд. На случившееся адекватно отреагировал только глава администрации Мезенского района Петр Кондратьев. Зная Боженкова, как надежного и ответственного перевозчика, он направил министру промышленности и торговли Архангельской области Андрею Шестакову с просьбой о содействии в возвращении баржи в Мезенский район и о возобновления работы переправы на маршруте Мезень — Каменка. Ответа от правительственных мужей пока не последовало.
У нас есть основания предполагать, что все это происходит при попустительстве сотрудников полиции, как в региональном руководстве — на уровне заместителей генерала Павла Горчакова, так и на местах. Про руководство мезенской полиции и говорить нечего. Свои люди.
Еще, по словам мезенцев, заместитель начальника Управления МВД России по Архангельской области — начальник следственного управления полковник юстиции Вадим Демидов лично знаком с коммерсантом Горбачевым и даже обязан ему жизнью. Тот вытащил миллиционера из проруби во время зимней рыбалки.
По слухам, Демидов так же на короткой ноге и с сами Размановым — их неоднократно видели в Мезени и Лешуконье, где на личном вертолете бизнесмена они охотились с воздуха на лосей и другое зверье. Законность такого отстрела тоже вызывает сомнения.
Жители Мезени и соседнего Лешуконья обеспокоены тем, что ответственных предпринимателей, организовавших речные переправы, терроризируют. Что неправедными путями приходят новые перевозчики в их богатые реками районы, чтобы сконцентрировать этот рынок в одних руках и сдирать, с населения деньги.