МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Архангельск

Как леший водит

Замкнутые круги леспрома

Лесные платежи – одна из главных статей пополнения областной казны. Однако задолженность некоторых предприятий остается высокой, что здорово снижает возможности регионального бюджета.

Как отметила на состоявшемся лесном форуме министр экономического развития и конкурентной политики Ирина Гладышева, только по итогам 2012 года налоговые поступления от организаций лесопромышленного комплекса составили менее семи процентов общих налоговых поступлений в консолидированный бюджет Архангельской области. В 2011-м аналогичный вклад ЛПК в бюджет области составил почти одиннадцать с половиной процентов. Если посчитать разнице в деньгах, то картинка вырисовывается весьма печальная – более миллиарда деревянных.

Львиная доля этого безобразия, конечно, связана с финансовой эффективностью целлюлозно-бумажного производства – экономику леспрома подкосило снижение экспортных цен по целлюлозе. Но и такая статья бюджета, как лесные платежи, также влияет на плотность региональной мошны. К примеру, лишь за пять месяцев этого года за счет лесных платежей Поморья федеральная кубышка пополнела на 220 миллионов, а это уже более чем 80 процентов от планового задания, областной бюджет за тот же срок потяжелел на 134 миллиона.

Порубили на халяву

Лес – достояние общенародное, по крайней мере, так должно быть, а посему и плата за его использование – вещь обязательная. Однако с трудом переживающие общий упадок отрасли предприятия почему-то пользуются зеленым богатством как содержимым собственной кладовой. По закону налоговая база при аренде участков определяется как ожидаемый годовой объем лесосырьевых ресурсов, который может быть изъят при использовании арендуемого участка, ставки устанавливаются за единицу используемого лесного ресурса, а по отдельным видам пользования лесным фондом за гектар. Предприятия должны были предоставить налоговые декларации до 1 апреля, но для некоторых либо дата показалась очень уж смешной, либо в очередной раз не срослось. Систематическое нарушение сроков уже стало темой для обсуждения сразу нескольких заинтересованных ведомств.

– Эти арендаторы рубят лес в нескольких районах области, в том числе Вельском, Верхнетоемском, Няндомском, Каргопольском и Виноградовском, но мало беспокоятся о необходимости платить за это, – обрушился на должников региональный лесной министр Сергей Шевелев. – Особо отмечу предприятия «Устьяпромлес» и «Березник Лес и К». Если лесные платежи не будут внесены до конца июня, то мы будем вынуждены обратиться в суд с исками на расторжение договоров с этими арендаторами.

Специальная комиссия регионального министерства с начала года провела девять заседаний, на которых свела должников с прокурорами. Метод оказался действенным –текущую задолженность по платежам за использование лесов удалось снизить почти на 40 миллионов.

Кто больше?

Также министр Шевелев грозился резко увеличить количество лесных аукционов, полагая, вероятно, что конкурентная борьба выявит более пунктуальных бизнесменов. Хотя есть в этом и иная цель. Вот, к примеру, в начале июня одна из парламентских ассоциаций обратилась в Госдуму с просьбой рассмотреть, наконец, пылящиеся там законопроекты. Эти законопроекты были внесены депутатами Северо-Запада несколько лет назад. Их суть – изменить подход к установлению начальной цены при проведении аукциона. Заковырка в том, что доходы от таких аукционов сверх минимальной цены контракта поступают в бюджет региона. Для сравнения, в нынешней редакции Лесной кодекс не дает внятного определения, как именно должна устанавливаться начальная цена. При этом самостоятельное регулирование данной проблемы в регионах не поддерживается судебными органами. Соответственно, если поправки будут приняты, то чем больше будет аукционов, тем больше денег за лоты от начальной цены пойдут в местные бюджеты.

С протянутой рукой

Однако общее положение дел при существующем раскладе может измениться лишь в том случае, если эти участки возьмут в оборот лесопромышленные гиганты, обладающие иностранными активами и стабильным финансовым положением. Остальным даже не получить кредитов. Государственная политика, главным девизом которой стал лозунг «выживает сильнейший», шансов лесопромышленным дохлякам особо не оставляет. Своих средств у них нет, сами банки по телефону кредитов под паспортные данные не навяливают, а выпросить денежку у хитрого банкира даже под большой процент не светит.

– Предприятиям леспрома сложно получить кредиты на развитие. Банки не готовы дать деньги под залог ветхих основных фондов, а у области на кредитование нет средств, – констатирует министр Шевелев.

Казалось бы, вот где бы власти поддержать лесников, но для банкиров на первом месте стоит прибыль, а ее может гарантировать лишь стабильная доходность предприятия. Получается замкнутый круг, разорвать который способно лишь вмешательство власти. Иначе говоря, госгарантии. Или, например, если власть возьмет на себя функции толмача в переговорах между акулами кредитного отдела финансового заведения и просящими денег на плату по другим кредитам, обновку производства или просто на выживание лесопромышленниками. Короче, все как в обществе в целом. Пока региональное правительство осторожничает выступать поручителем по таким кредитам, по понятным причинам. Его уже не раз пытались опрокинуть подобными финансовыми уговорами. Вспомнить хотя бы слитый в городскую канализацию кредит Европейского банка реконструкции и развития, гарантом по которому выступила область.

Все, что пока делается, – это отсрочка по платежам. Но такое положено не всем – лишь тем предприятиям, чья остановка серьезно влияет на социальную напряженность в обществе и создает шум.

Так, например, отчаявшись выбить кредит в коммерческих банках, находящийся в унынии СЦБК воззвал к региональному правительству, прося повлиять на несговорчивых банкиров. Насколько известно, область на это не пошла. Но компромиссный вариант, предложенный властями Поморья состоит лишь в отсрочке платежей по аренде лесных участков и возможности использовать эти участки в качестве залога по кредиту, что при неблагоприятном развитии событий может привести к ситуации, что лес окажется в собственности банка, хотя УК «Соломбалалес» и заверила, что платежи за аренду лесных делянок начнет осуществлять со второго полугодия, то есть вот-вот.

О Юпитерах и быках

Также по действующему Налоговому кодексу, органы законодательной власти субъектов РФ вправе предоставлять, например, налоговые льготы за свой счет, то есть, не касаясь их федеральной части. Но quod licet Jovi non licet bovi, или в переводе на понятный: что положено Юпитеру, не положено быку. Юпитер здесь – естественно, соломбальский колосс на глиняных ногах. Удержать эти ноги в рабочем состоянии – задача стратегической важности – тысяча безработных в одночасье, и все в областном центре, одно из некогда ключевых предприятий Поморья, которое когда-то строили всем миром, входящее в список производств, позволявших Архангельской области называться «всесоюзной лесопилкой» – это вам не баран чихнул.

А бык, которому не положено… Это предприятия, которые пользуют лес на каких-то своих условиях: то ли забывая платить за него, то ли не считая нужным, то ли не имея на это возможностей. В черный список попали, в частности, 2-й лесозавод, Устьяпромлес, Норд-Лес, ООО «Ресурс», Няндомский химлесхоз, ООО «Березник Лес и К»… На сегодня на рассмотрении Арбитражного суда Архангельской области находится сотня дел по взысканию недоимки. Каждому четвертому фигуранту, вероятно, можно будет склеить из договора журавлика и пустить по ветру. А поскольку отсутствие «своего» леса – одна из основных причин банкротства предприятий леспрома, что доказал печально известный ЛДК №3, вместе с журавликом по ветру полетят и рабочие места, и налоги… Если, конечно, не найдется какой-нибудь замечательный инвестор, который, в свою очередь, попросит власть помочь с кредитом, и круг опять замкнется. 

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах