МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Архангельск

ТАЙБОЛА: ТАЙГА И БОЛОТО У МОРЯ

В этом сезоне крупный фестиваль под открытым небом вновь пройдет в окрестностях Северодвинска. Может быть, в последний раз…

Нет-нет, не подумайте, «Тайбола» не закрывается! Просто организаторы всерьез подумывают в следующем сезоне провести фестиваль на гораздо большем удалении от городской цивилизации.

Тем самым усилив один из основных его принципов – момент преодоления. Кстати, что касается преодоления, пространство фестиваля доступно для всех, кто открыт творчеству и общению, но готов воздержаться от спиртного. А также бережно относится к природе. Поэтому всех, кто намерен провести ближайшие выходные дни, начиная уже с пятницы, трезво и творчески, ждут на «Тайболе»! Хозяева готовы принять полторы тысячи человек. Уже едут москвичи, но, думаю, на морском берегу тесно не будет никому.

«Далеко идти!»

Час дня. Жарко. Потею, соответственно. Вокруг угрожающе вьются овода и прочие мелкие кровопийцы. Хорошо, что по выходу из машины сразу опрыскался репеллентом – теперь можно без помех любоваться изящными приморскими цветами, какие видел до того лишь на Соловках. С радостью отмечаю, что вдоль железнодорожной насыпи тянутся тропы. Конечно, сразу сворачиваю под приятную тень приземистых сосен.

На площадку фестиваля приехали со знакомыми на машине. По дневной жаре, которая редко бывает в Северодвинске и в его окрестностях, да еще с полным рюкзаком, да еще и частично по насыпи и через солзенский мост – идти кажется неудобно, тяжело и долго. И в самом деле, только показалось, как бывает на месте, в которое попадаешь первый раз. Часы убедительно доказывают: лишь четверть часа ходу от остановки «Солза» до морского берега. Ну, еще минут пять, от силы десять уже по территории фестивального лагеря, потому что часть пути от незнания местных троп проходит по сыпучему песку.

Позже от волонтеров услышал, что год назад кто-то на «Тайболе» жаловался: «Далеко идти от кафе до сцены!» – то есть двести метров. Для сравнения, на подобном этому российском арт-фестивале «Пустые холмы» с большей историей и внушительной территорией между двумя объектами может оказаться… минут сорок хорошего ходу, то есть километров пять. На «Тайболе» далеко, говорите?

К четырем часам дня складывается более-менее полное представление о территории фестиваля и его объектах. Хорошо перекусив и напившись кофе, решаюсь начать сооружение своего арт-объекта. Заявку отослал заранее, а теперь – вот он, мой невысокий песчаный холм, на котором предстоит соорудить нечто… И тут понимаю, почему время от времени то один, то другой участник фестивального конкурса «За северным ветром», оставив свой объект, пускается прочесывать берег, пристально вглядываясь в деревянные обломки, за зиму выброшенные морем. Пни, бревна, доски или ветки – их много, но нужно только то, что подойдет… А, вот, нашел! И по песочку – тащить к своему объекту.

Море и пианино

Фестиваль – пространство творческое, поэтому здесь возможно все. Ну, или почти все, и в рамках приличий, разумеется. Так что фортепиано под легким навесом на морском берегу – это реальность. Такая же, как деревянный велосипед – один из арт-объектов прошлого фестиваля, который, вот интересно, создали сотрудники полиции. Пегас. Камабала. Олень... Кстати, объектов в этом году ожидается гораздо больше! Вместе с прежними, укрепленными, появится еще несколько новых (одних только кораблей ожидается три). В эти дни мастера, в том числе известные российские арт-мейкеры, завершают работу на побережье.

Конечно, Летний берег Белого моря, да еще и в белую ночь – уже мистическое пространство. Здесь море сливается с небом, или наоборот – не разберешь. Болотный тростник растет по соседству с соснами и вереском, песок лежит рядом с торфом, русло реки делят соленая и пресная вода, в небе проносятся и морские, и лесные птицы. Целый мир, одним словом. Уникальный, противоречивый, хрупкий. И когда в таком пространстве устраивается творческий фестиваль, где уживаются и музыка, и арт, и эко-туризм, с одной стороны, важно не нарушить равновесие этого мира, с другой – сделать что-то в его рамках. То есть, если не самому заняться творчеством, то поразмыслить над трудом других.

Вечер. Мимо проходят несколько пожилых местных дачников – на морском берегу на закате солнца удивительно хорошо! Удивленно рассматривают постройки из плáвника, выброшенного морем: «Как это у вас получается: из ничего столько всего построить?! Что, и музыканты на фестивале будут? – Да! Шесть групп. Три сцены готовим».

Часа через два с другой стороны пляжа на весь лагерь летит отчаянная ругань. Кто-то из местных отдыхающих, перебрав и едва не падая с велосипеда, все же успевает костерить последними словами волонтеров. «Понаехали тут! Без вас чисто было!». Пафоса в пьяной речи столько, будто «Тайбола» посягнула на частную территорию товарища выпивающего. Который оказывается неправ: хотя фестивальный лагерь и в самом деле занимает немалую территорию, здесь сейчас гораздо чище, чем было до их приезда, а после отъезда, ну, разве что по основным тропам будет сильно примята трава.

Между явью и сном

Два часа ночи. Только что с десяток молодых людей перенесли на руках по лесной тропе фортепиано: от тележки на железной дороге к морскому берегу под тент. Принесли, установили, попробовали звук из чувства удовлетворения. Дальше – кто спать, кто в баню, кто за новой партией груза к железке, кто к своему объекту. Веселы, доброжелательны, активны. «А где Илья? – Посмотри «На краю света» – он туда пошел!». Переспрашиваю. Оказывается, «На краю света» называется блинное кафе, большой круглый павильон под которое уже готов и даже расписан.

С начала июля на территории «Тайболы» идет практически круглосуточная работа. Решается масса технических моментов по подготовке фестивальных площадок, доставке продуктов, стройматериала, инструментов, сценического оборудования. Те, кто трудится над созданием арт-объектов и декорированием площадок, считают, что ночью работается даже лучше. Лагерь окутывает тишина и прохлада, на некоторое время успокаиваются даже комары со слепнями, зато посещает творческое вдохновение. На глазах за сутки с нуля вырастают новые объекты, завершаются начатые накануне.

Тусовщики, конечно, есть везде, это практически неизбежно, и все же видно, что большинство волонтеров заняты упорным созидательным трудом. Причем абсолютно добровольно. Фестиваль в этом году хоть и поддерживается областной властью, большей частью держится на безвозмездной работе молодежи. Часто вы видите подобное в окружающей жизни? Приезжайте – увидите!

Солнце и море

Наверное, основной ритм фестивальной жизни диктуют эти две стихии. Закат и восход, прилив и отлив…

Восемь часов утра. Устойчивый свежий ветер принес с моря небольшой дождь. Вчерашняя жара забыта, неясные следы на песке растаяли. Новый день, новые мысли, новые дела. Из палаток выходят те, кто приехал готовить фестиваль вместе с маленькими детьми. Те, кто пошел отдыхать часа два-три назад, скоро к ним присоединятся. Те, кто пришел с утреннего пригородного поезда, осматриваются, ставят палатки. Те, кто смог прибыть сюда лишь на один-другой выходной день, с заметным сожалением, не спеша, уходят с берега в сторону станции. Жаль, что не получилось остаться подольше.

Девять утра. Возвращаюсь домой. Поднимаюсь вдоль речки Тёмноксы к насыпи железной дороги и тут понимаю: «Вот! Вот где надо было строить арт-объект!». Песок и камни в русле извилистой речки, сосны на берегах и мост создают большой воздушный купол, в котором, я вижу, должно быть подвешено что-то большое и красивое. Все, Тайбола подействовала!   

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах