МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Архангельск

Как педагоги, медики и промышленники воюют за школьный рюкзак

 Уже совсем скоро начнется новый учебный год. Большинство родителей будущих первоклассников буквально с середины лета задаются вопросом: как подготовить ребенка к школе, как выбрать школьный рюкзак, ручки, пеналы, тетради… Стоит задуматься, какой вес знаний придется ежедневно таскать за спиной маленькому человечку.

Гладко на бумаге

Одна из самых важных покупок – это школьный ранец или портфель. В Санитарно-эпидемиологических требованиях к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях и в Единых санитарно-эпидемиологических требованиях к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору, отмечено, что вес ранца без учебников для учащихся 1–4 классов должен быть не более 700 граммов.

Ортопедические нормы ограничивают вес школьного рюкзака от 10 до 15 процентов от веса ребенка. То есть, если школьник весит 30 кг, вес ранца с учебниками и сменной обувью не может превышать 4,5 килограммов. Четыре года назад были утверждены требования к весу учебников и письменных принадлежностей. Вес ежедневного комплекта для малышей не должен превышать более 1,5 кг, для учеников 3–4-х классов – более 2 кг, 5–6-х – более 2,5 кг, 7–8-х – более 3,5 кг, для старшеклассников – более 4 килограммов.

А парадокс заключается в том, что самые легкие школьные сумки на самом деле у старшеклассников.

Проверено на себе

Сейчас вес школьных ранцев и рюкзаков зашкаливает за все разумные пределы.

Перед поступлением старшей дочери в первый класс я пошла на родительское собрание. Речь там шла о многом. Дошла очередь и до учебников с тетрадями. Одна из мам, повертев в руках школьные книжки, резонно поинтересовалась, для чего придумано это странное разделение учебников на части? Это для того, ответили педагоги, чтобы ребенок не таскал в рюкзаке лишнюю тяжесть. Например, в первом полугодии – часть 1, во втором – часть 2. И все родители одобрительно закивали головами.

Замечу сразу, что к 1 сентября готовились основательно: сшили удобную школьную форму, выбирали тетрадки-карандаши-линейки, и особо тщательно – ранец. У меня было несколько требований к этому предмету: прочность, немаркость, практичность и – что главное – легкость. Идеальный вариант – как можно меньше кнопочек, молний, ненужных карманов, чтобы не было желания заполнить их какой-нибудь ерундой, и лишних украшений. Поиски были нудными и нервными, но увенчались успехом.

Прошло время, дочь стала полноправной школьницей. Однажды утром, выпроваживая чадо из дома, подхватила ее портфель и ужаснулась: там кирпичи? «Вот что, – говорю, – родная, доставай, что там у тебя спрятано!». Честно скажу, была уверена, что какая-то игрушка. Ребенок удивленно на меня посмотрел и распечатал портфель. Знаете, что там оказалось? Прямо по списку. Математика: учебник, 48-листовая рабочая тетрадь на печатной основе, такая же тетрадь для контрольных работ, тетрадь «Знакомимся с геометрией» того же объема, тетрадка тоненькая в клеточку и «Касса букв и счетного материала». Русский язык: учебник, пропись, рабочая тетрадь на печатной основе для самостоятельных работ, две тетрадки в узкую и в широкую линейку и карточки с разноцветными буквами. Литературное чтение: учебник, рабочая тетрадь из 48 листов, читательский дневник. Технология: учебник, рабочая тетрадь с заготовками для поделок, наборы цветной бумаги и картона, клей, ножницы, папка для трудов, клеенка, тряпочка. Плюс к этому пенал с восемью шариковыми и гелиевыми ручками, 14 карандашами, ластиком, точилкой, циркулем и линейкой. А еще дневник, блокнот, черновик и подставка для книг. Вот. Ах да, совсем забыла – к ранцу же еще прилагается пакет со «сменкой»!

На ближайшем родительском собрании я подняла вопрос, нельзя ли хоть как-то сократить ту ношу знаний, что таскают наши дети на своих плечах. Мне доходчиво объяснили, что все из перечисленного очень нужно для удачного учебного процесса – такова-де школьная программа. И выхода нет никакого.

Иногда в школах, хотя, к сожалению, не во всех, в кабинетах, где учатся начальные классы, силами родителей или минобразования, обустраиваются специальные шкафы-хранилища. И ребенок не таскает туда-сюда физкультурную форму или те же «труды». В нашей школе такого нет. Между тем, ранцы-тяжеловесы становятся причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной и сердечнососудистой систем, когда у ребенка только начинает формироваться скелет.

Дочка уже учится в восьмом классе, повзрослела. В начальной пока мальчик-сосед. С его мамой провели тот же эксперимент и сравнили содержание рюкзаков. Ну, у маленького список вложений оказался тот же, плюс незадекларированная разукрашка, а вот старшей, надо сказать, полегчало – по каждому из предметов теперь только тетрадь и учебник.

…Честно скажу, санитарные нормы, о которых шла речь в самом начале, – это, конечно, хорошо, но как сделать так, чтобы они выполнялись? У врачей требования – минимальная нагрузка, у педагогов – максимальная загрузка, а у портфельно-полиграфической промышленности – жесткие законы рынка. Кто кого?

Людмила Кузнецова, учитель начальных классов:

 – Тяжелые рюкзаки – это, конечно, проблема. Знаю это и как педагог, и как мама школьника. Я, например, в своем кабинете выделила место для хранения папок и расходного материала для уроков технологии, альбомов для рисования, спортивной формы. К счастью, у меня есть возможность, потому что я единственный учитель в своем кабинете и могу обеспечить сохранность школьных принадлежностей. Знаю, что в некоторых школах в кабинетах, если позволяет площадь, делают специальные шкафчики, где школьники могут оставить хотя бы ту же сменную обувь. А еще хочу сказать, что иногда лишнюю нагрузку добавляют и сами родители. Не надо покупать громоздкие портфели и «трехэтажные» пеналы! Должен быть рациональный подход.

 

Владимир Попов, заведующей кафедрой семейной медицины и внутренних болезней СГМУ:

 – Растущий организм должен иметь условия для формирования правильной осанки. Переход от сумок на рюкзаки – это положительный момент, если, конечно, рюкзак или ранец не будет перегружен. Гигиенические нормы разработаны и они принципиальны. Хотя я понимаю, что образовательные стандарты тоже никто не отменял, и они в этом становятся в приоритет. На помощь придут цифровые копии учебников. Масса экспериментального электронного учебника не превышает 200–500 граммов. Но самое главное, что это одно устройство с материалами по всем предметам на все школьные годы. На Западе работают целые государственные программы по оснащения школ современными гаджетами. И современные электронные книги не дают нагрузку на зрение, как традиционные бумажные. И второй аспект – лучше переносит нагрузку тот ребенок, который физически развит, занимается спортом. Важно приучать ребенка к физкультуре. Я часто бываю за границей и могу сказать: спортивные площадки возле школ там не пустуют.

 

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах