МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Архангельск

В столице Поморья с гастролями побывал старейший профессиональный театр России

 Конец лета вообще какими-то шумными культурными событиями не радует. И вот, под занавес августа на архангельской сцене сразу четыре спектакля ярославского театра, все четыре – абсолютно разноплановые, «чтобы удовле-творить архангельского зрителя, искушенного и высокотребовательного», каким его считает директор Юрий Итин.

Сцена из спектакля «Екатерина Ивановна»

– Это специально подобранная программа с совершенно разными эстетическими театрами, совершенно разными программными театрами, – рассказал худрук знаменитого ярославского театра Евгений Марчелли. – Сначала мы давали «Орфея и Эвридику» –это пластическая легенда о любви, хореографическое действо, поставленное пластическими режиссерами. Для драматического театра – постановка достаточно любопытная. На следующий день показали «Тартюфа» – классическую мольеровскую пьесу в постановке ярославского режиссера Александра Кузина, представителя классического, непугающего, нерадикального театра. Следующая работа – «Екатерина Ивановна» – это, наоборот, то, что может спровоцировать некоторый зрительский скандал. Сама пьеса, вышедшая около века назад, уже тогда спровоцировала скандал в литературных кругах, когда Владимир Иванович Немирович-Данченко поставил спектакль на сцене МХТ, это был скандал уже в театральных кругах… мы стараемся продолжить историю скандала. Следующий – спектакль-концерт «Театральный блюз» – некое попурри на тему американского блюза.

Гомеровская современность

Классическая история про Орфея и Эвридику переплелась с эпохой Бродского. Пластический спектакль почти без слов, созданный, по словам Марчелли, молодежью и для молодежи. Воспринять «Орфея и Эвредику», саму постановку которой называют мифом, понять, наверное, сложнее всего из того, что приготовили волковцы для Архангельска, несмотря на гомеровскую вечность.

Масса людей в серых одеждах мечется по сцене на первый взгляд хаотично. Однако все это – ритм современной жизни, планомерный, однообразный быт обывателя. На фоне размеренной жизни выделяются мужчина и женщина. Они не такие, как все, как ни стараются, не могут слиться с общим движением и раствориться в нем. Днем они обычные, зато их ночь длинна, полна страданий и раздумий. На типичный людской быт взирает бог изобилия и гедонизма Дионис, передвигающийся почему-то на ходулях.

Режиссер Руслан Кудашов и хореограф Ирина Ляховская не пытались воссоздать традиционный миф с помощью пластических импровизаций актеров, а смешали времена и территории, что значительно усложняет восприятие спектакля. Ритм музыки перекликался с голосом толпы, ударами по столу, звуками печатной машинки, на которой главный герой ночами создавал свой шедевр.

О том, кто из серой массы Орфей, а кто Эвридика, можно было только догадываться. Спустя минут сорок серебристая змейка обвивает шею женщины, и догадки подтверждаются – смерть нарушила любовь и мир Орфея и его возлюбленной.

– Это сансара, – считает Ирина Ляховская, – рождение и смерть, дурная бесконечность, в которую втянуты люди. Она назойлива, создает гибельную духоту, неврозы. Человек перенапряжен от такой безвоздушности. И внутри ее есть пара, где оба предназначены друг для друга, но живущие параллельно.

Время нарушает свой бешеный ритм в сцене, где Харон и собака переплывают мрачные воды Стикса, после чего встречаются с Орфеем, отправившимся за Эвридикой в Элизиум. Ад представляется в виде античного театра, а финал любви так же несчастен, как и в гомеровских книгах. Последняя сцена завершается под стихотворение Иосифа Бродского, а на экране, как на печатной машинке, выбиваются слова Истины.

Французская классика

Традиционный и классический мольеровский «Тартюф» занимает в репертуаре ярославского театра почетную позицию. Режиссер Александр Кузин возродил французскую классику, которая пришлась по душе и консервативному зрителю, и просто ценителю театральной игры. Из эпохи короля-Солнца на первый план выходит запутанный клубок семейных проблем, совмещающих социальную сатиру с драмой.

Однако, по словам самого Кузина, в пьесе главный персонаж не Тартюф, а Оргон, семью которого чуть не уничтожило простое заблуждение. Он, не замечая ничего вокруг, слепо поверил хитрому Тартюфу, задвинув собственную семью на задний план и не слушая очевидных доводов до такой степени, что сделал проходимца наследником всего своего состояния.

– Для Оргона появление Тартюфа – что-то вроде идеи спасения. Это реакция на изменившийся мир: новый молодой король, новая мода, новая музыка, новые платья... Это открытый конфликт поколений, – поясняет режиссер-постановщик.

Декорации спектакля не похожи на архитектуру тех пышных времен, что позволяет акцентировать полное внимание на семейной драме и вызывает ассоциацию того, что дом может рухнуть. Так было и до появления Тартюфа, ведь ложная идея начинается изнутри, а не снаружи.

История на грани фола

История, написанная в 1913 году Леонидом Андреевым, в общем-то, достаточно банальна – оскорбленная мужем женщина пускается во все тяжкие. Спектакль «Екатерина Ивановна», пожалуй, – одна из наиболее скандальных постановок Евгения Марчелли. Сам он считает ее неким вызовом, в котором читается его приверженность именно к такому театру: агрессивному, вызывающему эмоции, неважно какие, но обязательно бурные.

Вызов здесь все: и цвето-световое решение спектакля, и экспрессия, которая многим может показаться чрезмерной, – далеко не все, знакомые с андреевской пьесой, смогут угадать ее в таком шокирующем антураже. Дело даже не в обнаженке – кого сейчас этим удивишь? Замысел автора постановки, на мой взгляд, именно в том, чтобы шокировать публику. Недаром сам Марчелли говорит: «Если человек не пережил в театре потрясение, то он зря сходил на спектакль». Хотя должен быть, наверное, и такой взгляд на вещи.

Ну, а о «Театральном блюзе» сказать можно только одно: артисты волковского умеют не только играть.

В целом, гастроли получились настолько разноплановыми, что, вероятно, архангельский зритель, абсолютно не принимая один спектакль, смог открыть для себя какой-то другой. Театр и должен быть разным. Особенно в современных условиях, когда от количества зрителей зачастую зависит его выживаемость. Впрочем, на странице 19 нашей газеты Евгений Марчелли сам расскажет все, что он думает по этому поводу… 

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах