МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Архангельск

Время, песок и вода: в обозримом будущем о речном путешествии Северной Двине не стоит и думать

Региональное правительство обратилось в Москву с инициативой, направленной на улучшение условий судоходства по рекам региона – такое поручение от губернатора областное агентство по транспорту и связи получило еще 18 июля на прошедшем в Котласском районе совещании в так называемом «путинском» формате. По словам начальника регионального контроля в сфере транспорта и дорожной деятельности агентства по транспорту Дмитрия Красавцева, поскольку Росморречфлот всерьез занялся вопросом повышения качественных характеристик внутренних водных путей России, региональные власти рассчитывают на поддержку федерального центра. 

Последний рейс по маршруту Архангельск-Котлас состоялся в 2005 году.

По реке плывет топор…

На самом деле речь пока идет лишь о вышеназванном населенном пункте. В то время как судоходство на протяжении всей реки стоит под большим вопросом. Специалисты отмечают, что предполагаемые работы по восстановлению судоходства на Двине потребуют миллиардов рублей, которых в областном бюджете попросту нет. Впрочем, подобные работы пока вообще не стоят в приоритете федерального правительства, поэтому денег ждать неоткуда. В свое время экс-министр промышленности, транспорта и связи Эрнест Белокоровин, возглавляющий ныне комитет областного Собрания по промышленной политике, транспорту, связи и экологии, обозначил восстановление полноводности главной водной артерии Поморья как одну из основных задач. Но в последний раз путешествие по воде от Белого моря до истока Северной Двины совершил более 9 лет назад теплоход «Адмирал Кузнецов». На этом водный путь практически перестал существовать. Спустя пять лет к вопросу возобновления судоходства по Двине вернулись на совещании в министерстве промышленности, транспорта и связи Архангельской области. Тогда основными проблемами были обозначены восстановление судна и строительство причалов у прибрежных деревень. Посчитали, во сколько все это обойдется, оказалось, по тем деньгам выходило не так уж много. Однако основной вопрос – дноуглубительные работы в фарватере реки – остался за кадром из-за заоблачных сумм, которые небогатый бюджет попросту не потянет. Но Северная Двина – федеральная собственность, посему и реанимация обмелевшей артерии, равно как и содержание всех гидротехнических сооружений – задача для государственного бюджета. Федеральным представителем по этому вопросу в Поморье является Севводпуть, который и аккумулирует средства, поступаемые из государственной казны на вышеозначенные цели.

– Мы прекрасно понимаем значимость водных артерий для региона, поэтому сумели включить в областную программу «Охрана окружающей среды» на 2014–2020 годы специальную строчку: «Увеличение пропускной способности русел рек, их расчистка и дноуглубление, расчистка водоемов и водостоков, включая проектные работы», – заявил в начале текущего года Эрнест Белокоровин агентству «Двина-Информ». – Сумма финансирования немаленькая – 100 миллионов рублей из областной казны, плюс еще 10 миллионов – за счет местных бюджетов.

Озвученная депутатом сумма в сравнении с реальными затратами, необходимыми для реанимации красавицы Двины, конечно, мизерная. Речь идет о федеральных миллиардах, выделять которые пока никто не торопится.

Время утекает как вода

Между тем, очевидно, что усилия местного правительства пока привели лишь к тому, углубить фарватер, возможно, получится только у поселка Тулубьево в Котласском районе, что позволит без лишних препятствий курсировать разве что местному парому.

– По поручению губернатора Игоря Орлова мы обратились в Федеральное агентство морского и речного транспорта и к полномочному представителю Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Владимиру Булавину с предложением увеличить длину пути и включить подходы к отдельным населенным пунктам, расположенным в бассейне Северной Двины, в программу гарантированных габаритов пути, – сообщил Красавцев. – Заявка региона, в том числе на проведение дноуглубительных работ в районе поселка Тулубьево, в настоящее время рассматривается в федеральном центре.

Но когда даже такой, казалось бы, небольшой вопрос проходит столь долгое согласование в Москве, о путешествии по Северной Двине из Архангельска в Котлас и о соответствующем туристическом маршруте не приходится даже и думать. Деньги должны быть заложены в федеральный бюджет, а об этом всем местным профильным министерствам стоило позаботиться заранее. Равно как и необходимо усиленно работать с представителями Поморья в Государственной Думе, государственными министерствами и ведомствами. Вопрос-то на самом деле становится, чем дальше, тем безотлагательнее. Тут уж действительно можно сказать, что время течет как вода. Ну, или как песок сквозь пальцы – песок, по которому через несколько лет некогда полноводную двину местами будут переходить вброд. 

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах