Губернатор Архангельской области Игорь Орлов пригласил депутатов городской Думы столицы Поморья обсудить грядущую реформу местного самоуправления в регионе. Вернее, с районами все более-менее понятно – речь шла конкретно об областном центре.
– Предлагая эту встречу, я, прежде всего, ориентировался на то, как нам действовать в вопросах, связанных с развитием столицы нашего региона, – пояснил Игорь Орлов. – Главным является вопрос о будущем Архангельска, который должен стать достойным местом для проживания, комфортным, удобным и иметь перспективы развития как среда обитания, а не просто как объект, приносящий доходы и расходы.
Консультация именно с аудиторий местного депутатского корпуса, как и ожидалось, вышла самой непростой в череде уже проведенных встреч с представителями различных общественных институтов, бизнеса, профсоюзов, совета глав муниципальных образований, молодежи, которые внесли существенные предложения по совершенствованию областного закона. Этого же ждали и от городских избранников, коим, к слову, предстоит выбирать из своих рядов мэра города, который, в свою очередь, должен будет поставить подпись под контрактом с нанятым представительной комиссией главой городской администрации.
Об чем спор?
Городские депутаты, как следует из релизов мэрского сайта, чуть ли не единогласно выступают против введения в Архангельске института наемного профессионального управляющего. Однако, как выясняется, многие из них, забавно жонглируя такими терминами, как «демократия», «всенародно избранный» и совсем уж всех напугавшим «сити-менеджер», мягко говоря, даже ни читали вводимого в регионе закона.
– Меня очень беспокоит, что, не прочитав закон, по всей области разливается такая вонь, что тошнит, – довольно экспрессивно выразился руководитель фракции КПРФ в областном Собрании Александр Новиков. – Депутаты, будьте добры, сначала прочитайте закон, а потом рассуждайте. Тогда будет меньше эмоций и всплесков.
Тему неприкосновенности «всенародно избранного» или, как достаточно метко выражаются некоторые пользователи социальных сетей, «кулуарно пересчитанного» городничего уже долгое время муссирует сайт городской администрации.
– Я знаю позицию, которую высказывают в Архангельской администрации, но не понимаю, почему это происходит без обсуждения критических или практических нюансов, – признался губернатор, – хотя мы открыты для любого диалога.
Суть же принимаемого закона состоит в следующем. Представительный орган является площадкой политических дебатов, выработки политических решений, формирования нормативных документов, которые реализуются потом исполнительной властью. Представительный орган избирается в районах в виде представительства сельских и городских поселений, в Архангельске и Северодвинске мы предложили сохранить избирательную систему. То есть депутаты избирают человека, который станет во главе города.
Кстати, именно на таком принципе основывались более века назад выборы самого яркого и эффективного архангельского градоначальника Якова Лейцингера.
Павленко: «Я людей не подбивал»
Нынешний городничий, впрочем, сделал весьма неожиданное заявление:
– Я ни слова не скажу про этого сити-менеджера. Меня лично это, по большому счету, не интересует.
Насколько не интересует господина Павленко вышеуказанная тема, красноречиво говорит его интернет ресурс. Вот заголовки публикаций, появившиеся только за последнюю декаду августа:
«Предприниматели столицы Поморья выступают за сохранение всенародных выборов мэра как главы города и исполнительной власти»;
«Представители профсоюзов и ТОСов требуют сохранить прямые выборы мэра Архангельска»;
«Работники культуры считают, что Архангельск вправе самостоятельно решать – какая система самоуправления ему подходит больше»;
«Педагоги Архангельска хотят сами выбирать мэра города»;
«Ветераны Архангельска против навязывания городу сити-менеджера»;
«Представители Молодежных советов Архангельска: сити-менеджер городу не нужен».
Первого сентября городничий сподобился обработать даже детей из 45-й архангельской школы. Один из последних шедевров пропаганды появился 2 сентября: мэрия опубликовала перечень подписавшихся под законом лиц с почти майданным названием «Кто лишает жителей Архангельска права самостоятельно выбирать мэра города». В обнародовании списка нет, конечно, ничего плохого, но формулировочка в названии, согласитесь, очень сильно попахивает попыткой дестабилизации общества.
При этом городничий принялся заверять губернатора, что никакого отношения ко всему этому не имеет:
– Я выставил свои личные внутренние убеждения. Может, это не правильно. Я людей не подбивал. Были самостоятельные совещания и встречи у ветеранов и так далее, я их пока еще не организовывал. Будет там сити-менеджер или нет, бог с ним, это как вы решите. Это ваше право, которое вам закон дал. Решите, что нужен сити-менеджер, от вас президент требует – делайте, мне не жалко.
При этом Павленко намекнул, что и сам не прочь стать сити-менеджером и пригрозил с подачи своих депутатов даже пойти на выборы губернатора. Шансы, конечно, жиденькие, но все равно пугающие.
«Делайте сами»
Одной из основных тем встречи стал вопрос о финансировании областного центра.
Губернатор озвучил, что намерен посоветоваться о плане мероприятий, которые позволят встроить Архангельск в государственную программу развития Архангельской области в соответствии со всеми действующими ныне бюджетными правилами и нормами, позволяющими, не нарушая закон, сконцентрировать организационные и финансовые ресурсы на столице Поморья. Посему, по словам главы региона среди всех выдвигаемых и муниципалитетом, и областью предложений необходимо найти тот набор, который позволит наиболее эффективно двигаться в этом направлении.
Ясно, что для начала разговора на тему финансовых вливаний из областного бюджета сперва должна бы появиться внятная программа. Однако документ, предоставленный городской управой, губернатор забраковал.
– Исполнители вас явно подвели, – обратился он к Павленко. – Долгосрочная целевая программа, по новым условиям, не может быть принята.
Сам мэр Павленко, признав необходимость программы, на отклонение составленной его бригадой бумаги явно оскорбился и, вместо того чтобы обсудить ее, принялся обижаться:
– Игорь Анатольевич, вы же умнее. Скажите, как надо, мы так и сделаем, мы за полчаса все перепишем…
Идея переписать за полчаса документ, определяющий жизнь многотысячного губернского города Игорю Орлову адекватной не показалась:
– Послушайте, я не хочу быть «умнее», я хочу рядом с собой иметь умных партнеров, людей, которые способны вести диалог. Сначала эта программа попала в СМИ, а потом ко мне на стол. Зачем это было сделано? Я заранее знаю, что будет опубликовано в ваших СМИ: губернатор отказал в развитии города.
– Ну, это мы бестолковые, что нет программы, – весьма самокритично признался Павленко. – Мы в свое время больницы все передали. Это не к вам вопрос, а к прежнему губернатору. Все сотрясали воздух, я четыре месяца до инфаркта доходил, и что, лучше стало? Нет. И не потому, что виноват Орлов. Потому что стало больниц столько-то, и надо деньги на все. А мы холили и лелеяли Первую городскую. Она сейчас говном захлебнется, и это тоже не ваша вина. Это наша общая. А что касается программы, ну не получается у нас, возьмите ее сами и реализуйте в городе Архангельске, и никаких проблем у муниципалитета не будет. Стройте дороги любые, развязки, мосты…
Программа «пшик»?
В чем смысл подобного монолога, так и осталось непонятным. Вероятно, в дорожной развязке, проложенной на генплане города прямо сквозь библиотеку САФУ, в спонтанном строительстве торговых центров, которых на проекте и в помине нет, или в дорогах, в латание участков которых местная администрация вбухивает несметные миллионы скромного городского бюджета…
– Если мне кто-то скажет, что среду изменят отдельные участки дорог, которые не решают актуальных задач, я, наверное, не соглашусь. С другой стороны, если соберется пул экспертов, которые профессионально занимаются тем или иным видом деятельности, и взвешенно, проанализировав все за и против, обоснуют правильность принимаемого решения, мы готовы это услышать, – заверил Орлов. – В документе представлен ряд дорог, где мне совершенно очевидно, что, не решая задачу съезда с железнодорожного моста, говорить о комфорте в городе бесполезно. Тогда мы станем все вместе ругать все виды власти и себя, в том числе, буквально в следующем году. Если же мы не решим задачу там, но при этом отремонтируем, условно говоря, две другие улицы, – это все станет пустой тратой денег. Также совершенно очевидно, что действия по такому сложному проекту, как водоканал, невозможно осуществлять, не приняв решения о будущем вообще всей системы управления предприятием. Тем более, без реорганизации комплекса управляющей компании «СоломбалаЛес» с ее очистными сооружениями и прочей инфраструктурой.
Известно, что проблемных точек в Архангельске пруд пруди, но, по мнению многих горожан, судя из телесюжетов, публикаций в СМИ и Интернете, несмотря на многочисленные кредиты, заявления и обещания, город не только не решает проблемы, но продолжает создавать новые. Очевидно, что даже те «небольшие» выделяемые на город деньги, на паталогическую нехватку которых постоянно жалуется городничий, расходуются не пойми как. А посему и очевидна необходимость крайне жесткого контроля за расходованием средств бюджета.
– Мы должны в бюджете 2015–2017 годов вернуться к программе развития Архангельска как областного центра. Но и депутаты, и мэр города в каком-то эмоциональном настрое, наверное, с подачи не очень компетентных подчиненных пошли по пути возврата к тому, к чему вернуться нельзя, – уверен глава региона. – С точки зрения законодательства, такого понятия, как долгосрочная целевая программа, не существует в принципе, поэтому ставить вопрос о возобновлении того, что нельзя возобновить, не совсем верно.
Поэтому, по словам Орлова, нужно выработать целый комплекс предельно грамотных действий, чтобы потом вписать его в государственную программу Архангельской области:
– Безусловно, встанет вопрос, как эти мероприятия будут реализовываться… Можно сколько угодно говорить, почему правительство выставило Водоканалу счет на сумму, выплаченную Европейскому банку реконструкции и развития, но каждый должен отвечать за свою работу. И если я этого не делаю как губернатор, то, получается, что я становлюсь соучастником того, что эти деньги ушли неизвестно куда и сработали неизвестно как. Я в этом не участвую, поэтому ставлю вопрос: где эти деньги? Сегодня, когда речь идет о плане мероприятий, реализуемых по госпрограммам, мы должны будем говорить о государственных заказчиках, кто будет управлять каждым из этих проектов. Если мы посмотрим на уже действующие программы, объем финансирования конкретно по Архангельску достаточно значителен. И мы хотели бы те проекты федерального уровня, которые планируется осуществить, в частности, по чистой воде, по строительству школ, транспортным схемам, максимально учитывали интересы Архангельска. Управлять и отвечать за выделенные средства будет в любом случае областное правительство... Заниматься передачей денег, а потом объяснять, почему они сработали не так, недопустимо. Да, мы обязаны вложить региональные деньги в развитие города, но это должна быть взаимная ответственность.
За двумя зайцами
А поскольку на выделяемые деньги в городе надо все-таки хоть что-то делать, поэтому, по мнению правительства и поддерживающих принятие 136-ФЗ депутатов и общественников, пытаться усидеть на двух стульях – не самая лучшая стратегия. Нынешняя ситуация в Архангельске, наоборот, позволяет городскому голове играть в политику вместо того, чтобы заниматься городским хозяйством. К тому же, в компетенции мэра как хозяйственника сомневаются уже очень многие. И даже в практически подконтрольной городничему Архангельской Думе.
– Я считаю, что управленческие вопросы смешивать с политикой неправильно, – заявил глава Поморья. – Но у нас есть такое: не «давайте обсудим», а «давайте пошумим», объявим с трибуны о неких социологических опросах, которых никогда не было, о том, что народ думает так и никак иначе. Чушь полная. Надо относиться к социологии взвешенно, а не делать из нее политически недальновидные заявления. Появился целый набор кликуш, которые принялись на основании наших первых встреч делать «глубокие» поверхностные заявления.
Вопрос о том, как будет осуществляться управление в Архангельской области, должен обсуждаться профессионально. Да и ставший лейтмотивом вопрос о необходимости нахождения у штурвала Архангельска профессионального управленца, естественно, привел к тому, что Павленко, пусть и косвенно, получил статус управленца непрофессионального.
Впрочем, высказавшие свои позиции губернатор, депутат Облсобрания от «Единой России» Станислав Вторый, его коллега от КПРФ Надежда Новикова и другие участники встречи неоднократно подчеркивали, что речь на совещании шла не о персоналиях, а о том, как лучше выстроить систему взаимодействия между регионом и его столицей:
– Говоря о перераспределении власти, мы говорим не о персоналиях, а о том, что нужно создать систему, которая позволит увязать всех составляющих власти в единую понятную для людей структуру. Инициативы областного правительства как раз и нацелены на то, чтобы снять барьеры между муниципальной и региональной властью.
Однако Виктор Николаевич, выслушивая выступления, касающиеся реального положения дел в городе, выкрикивал реплики и спорил, то доказывая, что все не так, то требуя денег…
– Не сомневаюсь, что город хороший, только ремонт приходится делать все время от тротуара до крыши, – парировал губернатор. – Прежде чем говорить о нехватке денег, надо бы покопаться внутри себя и ответить на вопрос, насколько адекватны затраты. Вы можете что угодно говорить про правительство Орлова, но за полтора года мы увеличили дотации из федерального бюджета на восемь миллиардов рублей. Когда идет разговор об увеличении денег, надо сперва понять, насколько эффективно они управляются.
В общем, снять барьеры при существующих отношениях области и муниципалитета так и не получилось.
О демократии, или «Заткните ваши СМИ!»
Остается последний аргумент противников реформы системы местного самоуправления – демократический выбор горожан, которого их якобы лишают.
Депутат городского Совета от фракции ЛДПР Ростислав Васильев признал, что народу через определенные СМИ закон будет представлен в таком виде, что у него отбирают избирательное право. Однако сам же Васильев и попытался представить свою позицию от имени этого самого народа. По сообщениям мэрии, фракция ЛДПР в Гордуме поддержала городничего в его стремлении во что бы то ни стало сохранить существующую ныне систему управления Архангельском. Хотя, к слову, фракция ЛДПР в областном Собрании полностью поддержала закон, и у Жириновского, кстати, тоже крайне четкая позиция по этому вопросу.
– Если говорить о том, что горожане исключаются из избирательного процесса, – это неправда, – считает депутат Облсобрания Надежда Виноградова. – На выборах мэра явка всего 20 процентов. Зато теперь его будут избирать депутаты из своего корпуса. А это люди, которых избрал народ.
Иными словами, продвигаемый закон не противоречит фундаментальным принципам Конституции, поскольку главой города становится человек, который был избран путем прямых выборов. Зато исключает возможность, о которой весьма категорично высказалась областной депутат Антонина Драчева:
– Любой бандит, имеющий деньги, может победить на выборах…
По большей части молчавших депутатов Горсовета, правда, заинтересовал порядок увольнения главы администрации. В правительстве пояснили, что глава будет заключать контракт с муниципалитетом в лице его главы. Положения и формат контракта будут утверждаться депутатами горсовета. А если будут причины к увольнению в случае неисполнения условий контракта, то такое решение принимается голосованием депутатов городской Думы.
Словом, демократию вроде бы никто и не собирается попирать. Это вообще термин политический, который и остается в ведении мэра города.
Кстати, на открытой части встречи присутствовал и некий одиозный главред промэрской газеты, ангажированный городничим. Когда пришло время закрытого совещания, на котором, к слову, настаивали сами депутаты Горсовета, и редактора попросили удалиться, последний устроил бурный скандал: пытался взывать к Конституции, требовать вызова полиции, демонстративно подставлять руки для наручников – в общем, бузил. Его долгое время пытались успокоить, но, видимо, целью был именно скандал, поэтому главред упирался и ругался с заместителем председателя городской Думы Татьяной Боровиковой, выгонял губернатора из области. Перепалка промэрского редактора с депутатами горсовета рисковала перерасти в форменный дебош, однако господин, вдоволь накричавшись, был выведен из зала.
– Я человек терпеливый, но то, что этот господин сидит, благодаря, в частности, всем вам и руководству города, и мы с вами вынуждены выслушивать подобного рода хамство, в этом, конечно, приятного мало, – обратился Игорь Орлов к городским властям. – И управы, пока мэрия платит ему деньги за публикации, на него не найти.
Указал губернатор и на то, что в ведомственной бюджетной газете «Архангельск – город воинской славы» все принимаемые им решения трактуются достаточно вольно и субъективно. Тут пришла очередь оскорбиться самому шефу мэрской пропаганды.
– То, что наш диалог по городу начинается с подобного рода сцен, говорит о том режиме, в котором мы сегодня общаемся с муниципальной властью. Но я не собираюсь оттанцовывать в политику, а если вы не согласны, то напишите в прокуратуру, и пусть там разберутся, кто финансирует это безобразие.
Однако под конец встречи некоторые депутаты и сами пришли к той самой демократии, которую так рьяно защищали. Один из депутатов Горсовета Александр Нечаев Архангельска договорился до того, что потребовал от губернатора, дословно: «Заткните, пожалуйста, средства массовой информации». Городничий Павленко депутата поддержал, пообещав: «Давайте дадим слово, я своих заткну, если вы ваши заткнете»… Словом, вечер и вовсе переставал быть томным. Надо заметить, что губернатор ответил:
– Никогда, ни при каких обстоятельствах управлением средствами массовой информации не занимался и затыкать их не собираюсь.
А вот городничий фактически признал, что руководит некими «своими» СМИ, которые может «заткнуть», если посчитает нужным. И это не только разноцветное мэрское издание.
Вынужденная мера
Депутат Облсобрания Станислав Вторый уверен, что принятие 136-ФЗ – мера вынужденная, поскольку существовать далее в таком состоянии столица региона не имеет права. Городничий же заявил, что не согласен с такой формулировкой. Мэр предпочел назвать это, цитируем: «возможностью, которую умнейший президент РФ дал губернатору и областному Собранию, а нам, к сожалению, не дал». Павленко попытался оттянуть неизбежное и принялся настаивать на отсрочке принятия закона:
– Если так горячо, давайте отложим и вернемся к этому через два месяца, через полгода. Кто гонит?
Вероятно, городничий так и не воспринял слова о том, что гонит-то как раз катастрофическое положение дел в Архангельске.
– К чему откладывать то, что не работает? – поинтересовался глава региона. – Сколько можно бодаться Орлову и Павленко? Это ни к чему не ведет и может длиться бесконечно.
А бодаться Орлов и Павленко могут прекратить после сентябрьской сессии, на которой закон, предположительно, будет принят уже в первом чтении. Причем губернатор настаивает, чтобы комиссию возглавил кто-то из городской Думы, например, ее спикер Валентина Сырова. Только вот на встрече городские депутаты не раз пеняли на то, что «народ их не любит».
Вот, депутат Станислав Вторый, в отличие от некоторых своих коллег из Архгорсовета, закон прочитал:
– Ничего нового этот закон из себя не представляет. Возьмите зарубежный опыт: Швеция, Норвегия – именно так у них устроена муниципальная власть. Что касается развития Архангельска, обеими руками за то, чтобы ресурсы были увеличены, для того чтобы то, что мы видим сегодня и критикуем, изменилось.
По словам депутата, позиция противников закона сводится к двум доводам:
– Первый – это ничего не надо менять, потому что у нас и так все хорошо. И это говорит узкий круг лиц – не наши избиратели. Второй довод – мы покушаемся на право избирать мэра в результате прямых выборов… священная корова, нельзя трогать. Что касается первого довода, что ничего менять не надо – это большой и спорный вопрос. Думаю, что комментарии излишни... Говорят, что это конфликт. Я бы назвал это следствием. Полагаю, что если оставлять все как есть, то заложниками ситуации мы оставим тысячи горожан. Внешний облик города, транспорт, жилищно-коммунальные проблемы и многие другие вопросы оставляют желать лучшего. Многие регионы с 2006 года перешли на ту модель, которую мы сегодня обсуждаем. Да, и у них не все гладко, но все равно они ушли от нас далеко вперед по многим позициям. Считаю, что нечасто мы оказываемся в ситуации, когда нужно проявить государственность, взвешенность, мудрость, принципиальность. Этот законопроект – как раз тот случай, когда мы должны проявить мудрость, стать выше личных интересов.
Яков Насонов, областной депутат, врач городской больницы №1:
– Мы должны защитить жителей города от недобросовестных руководителей. Поэтому я за то, чтобы мэров можно было переназначать.
Валентина Сырова, спикер Гордумы Архангельска:
– Если говорить конкретно о столице Поморья, то ситуация назрела, надо что-то менять. Мы готовы работать при любой модели, будь то сити-менеджер или всенародно избранный мэр. Главное, чтобы город развивался, а его жителям комфортно жилось.
Татьяна Боровикова, заместитель председателя Гордумы:
– Городу нужен хозяйственник, который понимает, что нужно сделать в первую очередь. Это должен быть специалист, который хорошо разбирается в городских проблемах и способен их решать. Для всех архангелогородцев это будет большой плюс… Политикой пусть занимаются депутаты, а городским хозяйством – исполнительный орган.
Станислав Вторый, депутат областного Собрания:
– Нам надо еще работать и работать, чтобы хотя бы в областном центре навести элементарный порядок, чтобы не было стыдно перед гостями, которые к каждому из нас приезжают в летний период из других городов. Принятие 136-го закона – вынужденная мера. Мы потеряли управляемость. И это уже пять-шесть лет. 136-й закон нужно встречать овациями.
Антонина Драчева, депутат областного Собрания:
– Ко мне, как к депутату от городского округа жители Архангельска обращаются с одними и теми же проблемами: утечка канализации, капитальный ремонт домов, аварийное жилье. Но сделать ничего невозможно, полностью отсутствуют рычаги влияния. Архангельску нужен человек, который будет заниматься не политикой, а решением накопившихся проблем. И дело здесь не в личностях, а в самой системе. Давайте разграничим полномочия: глава муниципалитета занимается политикой, глава администрации – хозяйством. Я думаю, это пойдет на пользу городу.
Евгений Ухин, зампредседателя комитета Облсобрания по бюджету и налоговой политике:
– Законопроект о земской реформе не убирает должность избираемого руководителя города Архангельска. Глава муниципального образования остается независимым и занимается вопросами политическими. Нанимается по контракту глава городской администрации, профессиональный управленец. Да, для муниципальных депутатов ответственность повышается, потому что они должны будут спрашивать с исполнительной власти, и контролировать ее. А как будет называться тот, кто будет занимать должность главы администрации МО, по большому счету, неважно.