МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Архангельск

Есть ли будущее у въездного и внутреннего туризма в Архангельской области?

В субботу 27 сентября в России уже в 31 раз отметят Международный день туризма, однако за три десятилетия многое успело поменяться: внутренний туризм сменился на турецко-египетские направления. Сегодня туристическую отрасль впервые за долгие годы вновь стали рассматривать как один из векторов развития экономики региона. Однако утверждение, что туризм поможет вытянуть Поморье из экономического тупика довольно спорно или, по крайней мере, пока чересчур оптимистично… 

На борту парохода-колесника «Н.В.Гоголь»

Хотелось бы сказать, что въездной туризм в регионе переживает подъем – о нем говорят в высших эшелонах власти, его развитию уделяют несравнимо большее внимание, нежели еще несколько лет назад. И, действительно, состав вроде бы сдвинулся с мертвой точки. Хотя не все так просто – дорога, по которой пустили туристический локомотив, оказалась довольно ухабистой.

Благие намерения

Ответственные за развитие в регионе туризма власти делают акцент на то, что туризм способен серьезно повлиять на социально-экономическое положение Поморья. Должно быть, так оно и есть, но вопрос состоит как раз в том, что чем движет: туризм экономикой или экономика способствует развитию туризма. Да, есть целые территории и страны, для которых туризм является основной статьей наполнения бюджета. Однако Архангельская область не из их числа, чему есть вполне объяснимые причины: огромная территория, удаленность объектов друг от друга, сложность проезда и часто поминаемая всуе «тупиковость». В то же время потенциал региона огромен. Наконец, осознали, что Архангельская область – явление в своем роде уникальное, притягательное и разнообразное. Каждый район Поморья по-своему неповторим. Обилие исторических и природных памятников, разнообразие ландшафтов и природных зон, масса событий, проводимых как в самом Архангельске, так и в районах, казалось бы, должны способствовать привлечению массового туриста. Однако пока устойчиво востребованы лишь единичные направления. Инвесторы не сказать, чтобы очень уж активно принялись вкладываться в туристическую отрасль региона, несмотря даже на то, что область пытается довольно активно участвовать в федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)». Федеральный бюджет уже инвестирует на развитие туристических кластеров в Поморье два миллиарда. Что-то докинут из областной казны. Откуда возьмется сумма в 10 миллиардов, озвученная на заседании правительства в начале сентября, пока не озвучивается. Прозвучало, конечно, словосочетание «внебюджетные источники», но вряд ли оно что-то проясняет. Всего же объявлено о создании в регионе шести туристско-рекреационных зон, которые охватят практически все Поморье.

Тем не менее, надо понимать, что речь идет об огромных деньгах, поскольку действовать в большинстве случаев придется с нуля. Инфраструктура архангельской глубинки сегодня такова, что зачастую проще говорить о ее отсутствии, чем о модернизации.

– Что касается развития региональных туристических кластеров, то все должно быть завязано на экономику, в которую входит и инфраструктура, и дороги – все складывается в одно красивое слово «туризм». Естественно, если федеральное правительство вкладывает деньги, то это только в плюс, – считает финансовый директор компании «Помор-тур», исполнительный директор Архангельской региональной туристской ассоциации Сергей Никулин, справедливо полагая, что состояние туризма напрямую связано с экономической ситуацией в Поморье. – Где есть экономика, есть и туризм. Они и развиваются вместе, и дополняют друг друга. Поэтому, какое у нас сегодня состояние экономики, такое и состояние туризма.

С экономикой, судя по всему, не очень. Ведь даже когда речь идет, к примеру, о таком центре туризма, как Архангельск, который хоть и выглядит на общем фоне куда презентабельнее, следует заметить, что за всеми этими миллиардными проектами столица Поморья элементарно не располагает даже общественными туалетами, которые достают из закромов только по большим праздникам, туристическими указателями, билбордами, зато обладает, к примеру, территорий «Деревянный Архангельск», на которой старинные дома с позолоченными табличками соревнуются, который быстрее рухнет на раскорябанную дорогу имени Советских космонавтов. Что уж говорить об Онеге, Пинеге, Няндоме или Мезени…

Знаменитая Абрамовская Веркола на Пинежье

По кругу

Но туалеты – даже далеко не самое главное. Главная беда – дороги. Или в некоторых случаях их отсутствие. Как бы ни пытались местные власти завлечь к себе туристов своими церквями, фестивалями, праздниками и ярмарками, все пойдет насмарку, пока не будет дорог. А если учесть, что область достаточно большая, то точечные направления туда-обратно вряд ли будут массово востребованы. По словам Сергея Никулина, оптимальный вариант развития туризма в регионе – закольцованные маршруты:

– Взять хотя бы Онежский район – это тоже массовое направление. Основной сдерживающий фактор – дорога. Онега с привлекательным Кий-островом, с беломорским побережьем, приморскими деревнями – все это потенциально интересно не только для жителей региона, но и для гостей из других мест. Будет хорошая дорога – ситуация резко поменяется в сторону кардинального увеличения потока туристов, – уверен специалист туриндустрии. – Если брать летнее направление, то это в основном Кийский дом отдыха. На самой Онеге крайне сложно сделать какую-то программу, кроме пары музеев и обзорной экскурсии. Но можно использовать райцентр в качестве транзитного пункта с размещением, с ночевками и последующими экскурсионными программами. В программы операторов въездного туризма он вписывается довольно четко. А зимнее направление – спортивное: лыжные склоны, трассы… Если закольцевать Онегу в продуманный тур, то при хорошей дороге мы выйдем на очень замечательный экскурсионный маршрут. Он может быть многодневным и проходить по кольцу, во время путешествия по которому туристы смогут увидеть и столицу Поморья, и Центр атомного судостроения, и Солзенский рыбзавод, и старинные поморские деревни, и Кий-остров. Тогда из Онеги можно не возвращаться по той же дороге в Архангельск, а идти на Плесецк, Няндому, Каргополь…

То есть речь и идет о кольце, наподобие Золотого, но регионального масштаба. Причем это кольцо в зависимости от спроса и пожелания может ложиться на любые интересующие заказчика пункты. Но закольцевать маршрут можно только при наличии дорог.

– Пусть на местах развивается инфраструктура, гостевые дома, без дорог все это не будет работать. Туристам нужны комфортабельные автобусы, но они не пойдут по бездорожью. Трястись никто не захочет. А маршрутов и объектов показа, которые можно замкнуть в кольцо, в регионе достаточно.

Еще один фактор, серьезно сдерживающий развитие туризма в Поморье – цены на туристические услуги. Конкурировать с популярными выездными направлениями, с теми же Турцией и Египтом, где уровень услуг гораздо выше, а цены ниже, крайне сложно. Для этого надо и уровень услуг подтягивать до приемлемого уровня. Но ставки, которые сегодня делаются на развитие, к примеру, гостевых домов, вряд ли помогут вытянуть районы из общей необустроенности. К тому же, как уверены туроператоры, сеть гостевых домов может оправдать себя только в том случае, если этим заниматься профессионально. Иначе это обычное средство для поддержания штанов, но никак не приносящий доходы в бюджет бизнес.

Сдам/сниму

Понятно, что туризм не может быть локомотивом экономики в чистом виде. Но при профессиональном подходе составляющие туриндустрии действительно могут стать неплохим источником наполнения бюджета.

– Мы сейчас разрабатываем заявку на Совет министров Северных стран по обмену опытом с Норвегией. Вот у них сельский туризм на потоке, – рассказал руководитель управления по социальной политике Приморского района Андрей Рыженков. – И это не тот случай, когда частный владелец создает в своем доме идиллию сельской жизни для туриста. Там предполагается, что инвестор серьезно вкладывается и создает нормальный комплекс по типу наших «Малых Карел», где есть интерактив, где все можно потрогать руками и предлагается целый комплекс качественных услуг…

Некоторые, конечно, могут противопоставить этому мнению наличие определенных результатов: таких, как, например, созданная ассоциация владельцев гостевых домов, хотя по признанию Сергея Никулина, к услугам гостевых домов клиенты турагентств прибегают крайне редко.

– Пока гостевыми домами занимаются для того, чтобы свести концы с концами, ничего не сдвинется. Все может встать на профессиональные рельсы, если за это направление возьмется бизнес. Но как только частное лицо выйдет на профессиональный уровень, включатся все механизмы бизнеса, условия которого придется соблюдать: СЭС, пожарный надзор, бухгалтерия, налоги... А это крайне сложно.

Да и чтобы даже гостевые дома превратились в полноценный бизнес, нужен постоянный турпоток, которого пока нет. События, привлекающие туристов, в большинстве своем разовые, календарные или сезонные. По признаниям и самих владельцев гостевых домов, та интенсивность, с которой сегодня этот турпоток движется, не вдохновляет переводить частную сдачу жилья, пусть даже подготовленного для приема гостей, в бизнес-формат.

Кий-остров - средь моря камень

Для кого празднуем?

– Событий в Архангельской области проходит в последнее время очень много: в Каргополе «Хрустальные звоны», в Сольвычегодске «Фестиваль Козьмы Пруткова», в Устьянах «Медовая ссыпчина» – много всего. И все они проходят с размахом, с приездом гостей… И, как представляется, все эти мероприятия происходят за счет выделенных бюджетных средств. А гости, которые приезжают, – это в основном участники фестивалей. Чисто туристов на таких праздниках немного. По сути дела, мы варимся в собственном соку, – констатирует Сергей Никулин.

– Один из лучших положительных примеров в этом плане – фестиваль «Тайбола», – считает Андрей Рыженков. – Это естественно получившийся якорь для развития событийного туризма. Там, насколько известно, очень много приезжих из других регионов. Другой пример – «Поморская кругосветка», когда 20–30 дорогих автомобилей катаются по местному бездорожью. Состав ее тоже процентов на пятьдесят состоят из приезжих. Это событийные мероприятия, рассчитанные, в частности, на участников извне.

В остальном у организаторов как-то не складывается, чтобы получилось по-настоящему туристическое событие, на которое массово поехали бы туристы из других городов и регионов. Экономический выхлоп от таких мероприятий, к сожалению, невысок.

– Выхлоп – это тот доход, который может принести туризм. Например, после организации даже самых популярных фестивалей, доход в бюджет области идет незначительный, – признает Сергей Никулин. – Они больше работают на имидж региона. Относительно небольшой бюджет и довольно большая информация по стране. И для продвижения области за ее границами они, безусловно, нужны. Но для того чтобы туризм приносил доход, надо, чтобы были плановые маршруты, как, например, авиатур на Соловки или пароход-колесник «Гоголь», где при группе в полсотни человек бюджет более миллиона, – они приносят реальные деньги. Видится, что развивать надо именно такие виды туризма, которые будут работать на экономику области.

В бытность министром транспорта Эрнеста Белокоровина поговаривали было о покупке или строительстве судов типа «река-море». Это могло бы возродить и морские путешествия на Соловки, и вдоль побережья Белого моря, которые сами по себе привлекательны для туристов. Однако все эти прожекты, как, впрочем, и многие другие, так никуда и не привели.

Компот с изюмом

При всем этом какие-то положительные моменты в развитии туризма у нас все-таки прослеживаются.

– Качество жизни потихоньку меняется, – считает Андрей Рыженков. – Отдых стал лучше и многообразнее. Только в Приморском районе можно найти много привлекательных туристических мест: заехать на водорослевый комбинат, посетить Музей народных промыслов и ремесел в Уйме, который не стыдно показывать даже иностранцам, дальше Малые Корелы, потом Музей коровы в Лявле, Музей пивоварения в Боброво – вот вам и тур выходного дня. И такие изюминки есть везде. Взять, к примеру, небольшое путешествие на «Коммунаре» через Хабарку на Пустошь – родину лоцманов… Задача – потихоньку развивать территориальные маленькие бренды, которые и выдумывать не надо – история сама все подсказала и нашла. Осталось только найти способ заинтересовать туристов.

Существуют в Архангельской области и стопроцентные туристические проекты. Вернее, могли бы быть. Так, глава региона предложил также учесть при создании кластеров и такие крупные города, как Северодвинск и Мирный, которые могут стать центрами промышленного туризма с акцентом на патриотическое воспитание молодежи.

– Мы должны показывать величие государства, которое может строить подводные лодки и запускать космические корабли даже в наших сложных северных условиях, – сказал Игорь Орлов.

Хотя, думается, тут все куда сложнее, чем представляется на первый взгляд.

– Например, тот же космодром «Плесецк». Это объект не только внутреннего, а мирового показа, – уверен Сергей Никулин. – Причем есть вся инфраструктура, различные виды транспорта, включая железнодорожный, что значительно удешевляет стоимость тура. Развита гостиничная инфраструктура.

Директор турагентства уверен, что для того чтобы увидеть если не старт ракеты, то хотя бы просто стартовую площадку, туристы выстраивались бы в очередь. Но все попытки договориться с минобороны оказались тщетны.

Да что говорить, Плесецком можно было бы красиво замкнуть туристическое кольцо. Тогда в одном маршруте туристы смогли бы попробовать на себе все прелести культурно-познавательного, паломнического, событийного, спортивного, сельского и промышленного туризма. И это далеко не единственное кольцо. Где еще такое возможно, если не в Архангельской области? Изюминок наберется столько, что хватит на целый компот. Дело за малым – от слов к делу. 

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах